Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 123а. Каково авторское отношение к Базарову?

Тема 126а. “Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова” (Н.Н. Страхов).

(По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Ответом на вопрос первый темы служит во многом высказывание Н.Н. Страхова. Об этом критике можно и нужно сказать несколько слов. Известный русский критик, современник Тургенева словно подвёл своеобразный итог полемике вокруг романа. Дав краткий обзор статьи М.Антоновича, о которой высказался резко отрицательно, и Д.Писарева, о которой отозвался как о “замечательной”, Н.Н. Страхов предложил на суд читателей своё прочтение романа. Он предрёк, что роману и его герою предстоит долгая жизнь, и проанализировал его с точки зрения общечеловеческой. Страхов рассмотрел Базарова как “вечный” образ, подобный Гамлету или Дон Кихоту, в котором выразились всегдашние “устремления” человеческого духа. Здесь можно подробнее остановиться на отношениях, выстроенных по принципу “Базаров и…”: Базаров и “отцы”, Базаров и родители, Базаров и Аркадий, Базаров и “соратники”, Базаров и Одинцова — и определить круг взаимосвязанных проблем.

Вслед за Страховым посмотрим на Базарова и мы. И увидим, что автор проводит своего героя через все уготованные жизнью испытания: любовью к родителям и к женщине, дружбой, одиночеством, смертью. Тургенев показывает величие Базарова, его стремление изменить жизнь людей во имя их же пользы и одновременно его одиночество, потому что для этого надо стать над людьми, пренебречь ими. Противоречия раздирают душу героя и заставляют его страдать, потому что он осознаёт своё одиночество и обречённость: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да кто нужен?” Безусловно, в его душе эти противоречия достигли гипертрофированных размеров, и их разрешение оказалось невозможным. Но это не выдуманные, а истинные, “человеческие” противоречия между разумом и чувством, величием и ничтожеством, привязанностью к людям и независимостью…

Разумеется, отношение автора к герою неоднозначно: он видит его сильные и слабые стороны. И использует весь арсенал художественных средств: от прямого авторского вторжения в текст до упоминания деталей портрета, одежды, чтобы “заставить” читателей сопереживать герою и спорить с ним. Ведь любой художественный образ — это “послание” автора читателю, современнику и потомку.

Рейтинг@Mail.ru