Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 121а. Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
“Нельзя объять необъятное”. Помня этот афоризм Козьмы Пруткова, приступаем к этой теме, которая чётко делится на две части. Первая — смысл названия. Её содержание в той или иной степени раскрыто в предыдущей теме.
Первая проблема романа заявлена в заглавии. Это проблема отцов и детей — в возрастном, социальном и философском аспекте. Думается, что первое и второе, особенно второе, для читателя-школьника не очень актуально. А что актуально? Какая проблематика? Безусловно, общечеловеческая, потому что она интересна всем и всегда. Так и сужаем тему, чётко обозначая, почему (в данной формулировке она необъятна) и зачем это делаем. Зачем? Тоже понятно. Роман читается в начале XXI века, и читается не так, как в XIX и даже XX веках: что-то утратило свою актуальность, что-то приобрело. Безусловно, борьба разночинцев с либералами воспринимается сейчас по-другому, в аспекте проблемы нигилизма. На ней и остановимся.
Проблема эта возникла в критике, современной Тургеневу: к ней последовательно обращались Антонович, Писарев, Страхов. Но вернёмся к тексту романа. Нигилизм Базарова — это его главный “грех” в глазах Павла Петровича и… многих читателей романа. Однако заметим, что “нигилистом” назвал Базарова Аркадий. Базаров же ни разу сам себя нигилистом не назвал и ни разу не объяснил, что это такое. За него это сделали другие герои, обвинив в… отрицании всего сущего. Но нигилизм Базарова — вовсе не безверие, не огульное отрицание всего существующего, как ошибочно полагает Павел Петрович. Нигилизм признаёт только то, что приносит конкретную, ощутимую пользу. Не болтать, а дело делать? Но оказывается, чтобы делать, надо знать, зачем, какова цель. А эти слова уже не из базаровского словаря, это для героя пустые слова. Так образуется замкнутый круг сомнений и отрицаний: делать конкретное дело… но во имя чего? И как соотнести убеждения и реальность?
Любви нет и не может быть! Есть только анатомия. Но любовь пришла и заставила страдать и отстаивать свои убеждения. Только уже не перед отцами — они Базарову не противники, а перед самим собой, перед жизнью. И уже не Базаров испытывает убеждения Павла Петровича на прочность, а сам подвергается испытанию одиночеством, любовью, смертью… Так исподволь поднимается автором вопрос о границах нигилизма. Тургенев признаёт: новое идейное течение начинается с сомнения, с попытки поставить под сомнение всё, накопленное опытом отцов, выстроить жизнь на новых, более разумных и справедливых началах. Но чтобы выстроить, надо “место расчистить”. От чего? И… зачем?
Автор назвал своего героя “революционером”. Действительно, Базаров словно рождён для борьбы. Вот почему он отрицает и любовь, и искусство, и природу — всё это силы, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров жаждет борьбы и ненавидит примирение, но “как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён; побеждён не лицами и случайностями жизни, но самою идеею этой жизни” (Н.Страхов). Жизнь победила теорию героя, но Базаров до последнего дыхания “не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия” (Н.Страхов).
Можно вместо темы нигилизма сосредоточиться на теме любви (см. следующую консультацию).