Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 82. Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…».
(Восприятие, истолкование, оценка.)
Вряд ли об этом стихотворении можно сказать что-то новое для учителя. Могу предложить выдержки из хорошего, на мой взгляд, сочинения, написанного его автором-десятиклассником самостоятельно, но, разумеется, на основе общеизвестных, много где напечатанных вещей. Я имею в виду особенности композиции, образного ряда, “безглагольность”.
Было замечено, что между “началом” и “концом” стихотворения проходит несколько часов, которые эмоционально и психологически сливаются воедино. Слова, являющиеся ключевыми, на первый взгляд кажутся несхожими (шёпот, трели, серебро, пурпур, слёзы, заря). Однако все эти образы сочетаются так, что образуемая ими поэтическая картина кажется выдержанной в одной тональности. В стихотворении важны не только образы, но и мелодичная интонация. Слово Фета поётся, звучит, и тот, кто читает вслух стихотворение, как бы слышит и “робкое дыханье”, и соловьиные трели.
В первой строфе время, скорее всего, вечернее, так как “трели соловья” раздаются обычно в начале ночи. Природное время совпадает здесь с “психологическим”, переданным с помощью существительных и прилагательных: “шёпот”, и “робкое дыханье”. Звуковой состав слов “шёпот”, “робкое” различен, однако есть яркое созвучие: “шёпот” содержит звуки [оп] и “робкое” тоже. По своему смыслу слова также близки и рисуют картину начала любовного свидания. Движение в строфе обозначается существительным “колыханье”, рифмующимся с “дыханье”. Полностью рифмуются два слога, что ещё сильнее сближает движение чувства и движение в природе.
Во второй строфе значение движения прежде всего связывается с существительным “изменений”:
…Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Как ни странно, слова “милое лицо” также отражают динамику по сравнению с “шёпот, робкое дыханье”: вначале лица не было. Даже слово “ряд”, кажется, обладает способностью передавать развитие событий. Игра света и тени, повторы (ночной — ночные, тени — тени) связаны затаённым движением души.
Третья строфа начинается с резкой перемены ритмического рисунка: «…В дымных тучках пурпур розы…»
Эта строка в стихотворении выделяется отчётливым ритмом (хорей), яркими красками. Метафоры “пурпур розы”, “отблеск янтаря” передают смену времени, приближение рассвета. Движение в пространстве ощущается в стихотворении как идущее снизу вверх: с земли (ручей) к небу (тучки). Звуковая картина оттеняет смысл. Это и ассонанс (в тучках, пурпур; янтаря, заря) и аллитерации, подчёркивающие звонкие и сонорные согласные. Их концентрация в последней строфе максимальна, что отражает её кульминационный характер. Особая роль придаётся звукам “р” и “з”, встречающимся в словах “розы”, “заря”. И роза, и заря — образы символические. Роза, тем более красная (“пурпур розы”), символизирует любовь, что подтверждается словами “и лобзания, и слёзы”. Заря — символ начала пробуждения, чего-то сильно ожидаемого. Движение в стихотворении приводит к образу зари, в равной мере связанной и с природой, и со сферой человеческих чувств.