Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 55. “Максим Максимыч получил от природы человеческую душу, человеческое сердце, но эта душа и это сердце отлились в особую форму, которая так и говорит вам о многих годах тяжёлой и трудной службы” (В.Г. Белинский).

(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Максим Максимыч показан в романе с трёх точек зрения: о нём рассказывает повествователь, он сам создаёт свой образ, рассказывая о жизни в крепости, и, наконец, пишет о нём в своих «Записках» Печорин. Кроме того, их встреча проходит на глазах у повествователя. Как мне кажется, хорошим подспорьем для сравнительного анализа (как части данной темы) станет очерк М.Ю. Лермонтова «Кавказец».

Важно отметить первое появление Максима Максимовича на первых страницах «Бэлы», сопровождаемое “лафатеровскими догадками” повествователя (принцип характеристики тот же, что и при описании Печорина): “Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду”. Намеченное повествователем несоответствие найдёт своё отражение в дальнейшем: наблюдательный, опытный, знающий природу и кавказские обычаи, он тем не менее вызывает иронию своим замечанием об англичанах. С одной стороны, именно применительно к Максиму Максимычу повествователь скажет о “способности русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить”, которое доказывает “присутствие… ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения”. С другой, слишком уж дружеское расположение Максима Максимыча к повествователю при второй встрече опять вызовет иронию: “Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!..”

Максим Максимыч — человек иных правил и иного круга, чем Печорин и повествователь. Показательна и его речевая характеристика: “да-с”, “животики надорвёшь”, “наделал он мне хлопот, не тем будь помянут”.

Печорин непонятен Максиму Максимычу: “Славный был малый, только немножко странен”. И эта странность заключается в нетипичности поведения. Печорин странен, потому что неоднозначен, не всегда одинаков. С ним и Максим Максимыч не может вести себя так, как он привык (“Как только я проведал, что черкешенка у Григорья Александровича, то надел эполеты, шпагу и пошёл к нему”), и вывод: “Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться”. Сам того не замечая, он поддерживает своеобразную “игру” Печорина, заключая с ним пари о Бэле. Для него Печорин совершенно непредсказуем: “...Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя”.

О его доброй душе и человеческом сердце говорит искренняя забота и любовь к Бэле, но удивление, что она не вспомнила о нём, свидетельствует о полном непонимании сложившейся ситуации.

Он не в состоянии оценить психологического состояния Печорина после смерти Бэлы, и потому, видимо, при новой встрече не боится напомнить о ней.

Максим Максимыч — добрый, простой человек, весьма добросовестно относящийся к службе, но он совершенно лишён способности “сменить угол зрения” на событие, увидеть “чужой взгляд”. Его искренняя уверенность в дружбе Печорина приводит к досаде и разочарованию, вполне понятной повествователю. Но даже в этом эпизоде жалость соседствует с иронией: уж если Максим Максимыч скрывает своё состояние, это хорошо видно наблюдательному человеку.

Неслучайно роман кончается иронико-комическим эпизодом: Печорин пытается обсудить предопределение с Максимом Максимычем. Его взгляд не прибавил и не убавил ничего в ответе на главный вопрос повести «Фаталист», он просто как бы перевёл его “в другую сферу”, лишил романтического ореола.

Такой своеобразный “трезвый” и простой взгляд необходим Лермонтову как инструмент переосмысления, снижения романтических ситуаций: действительно, Максим Максимыч трезво судит о природе и действительно знает её особенности (она совершенно лишена в его глазах романтической таинственности), в его представлении ничего романтического нет в разбойнике Казбиче и татарчонке Азамате, похищение Бэлы штабс-капитан воспринимает как некий “незаконный” поступок Печорина, хотя понимает, что из окна крепости “она видит те же горы”; и, наконец, он “не любит метафизических прений”.

Важность этого персонажа — и в его рассказе о Печорине, взгляде на него. Его тоже можно считать своеобразным двойником главного героя, оттеняющим глубину и трагизм его натуры.

Рейтинг@Mail.ru