Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 50. Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

(По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

Судьба — это и важное слово в философии романтизма, и тема, волновавшая Лермонтова с самого начала его творческого пути. В ранней лирике она трактуется в романтическом ключе как печальная предрешённость, надличностная воля, которой невозможно противостоять — в ситуации любви, непременно сулящей разлуку («К Гению», «К другу», «Звезда» (1830), «Прощанье»), в трактовке безнадёжного настоящего («На тёмной скале над шумящим Днепром…») и будущего, которое ждёт противопоставленного другим людям лирического героя — «Отрывок (На жизнь надеяться страшась...)». В позднем творчестве эта тема приводит к проблеме фатализма.

Причины произошедшей с героем трагедии могут быть разнообразны: например, “веление свыше”, или обстоятельства, которых невозможно избежать. Причины эти могут крыться в характере героя или выходить за пределы текста, связываясь с биографией автора или с его взглядом на современную ему действительность; но чаще всего они предстают в своей совокупности.

Судьба Мцыри — судьба романтического героя: одинокого, вынужденного жить в “чужом” для него мире, тогда как он пламенно мечтает о своём, воплотившем его мечты и ставшем для него символом свободы. Традиционна для романтизма ситуация бегства из неволи. Характерны антитезы свободы и тюрьмы, личной воли и судьбы, героя и общества. Особую роль играет яркая природа, на фоне которой происходят значительные сюжетные движения романтической поэмы.

Однако лермонтовский романтизм в этой поэме имеет свои, яркие особенности. “Чужой” для Мцыри мир — мир монастыря, в котором он был “искусством дружеским спасён” (намечается параллель с Грузией, которая тоже “цветёт под гранью дружеских штыков”). Он попадает в этот мир не по своей воле, будучи ребёнком, семьи которого коснулась война. И потому его побег из монастыря — это не бегство из своего мира (как это обычно случается у романтических героев), а, наоборот, возвращение в свой. Мцыри одинок, потому что этот мир изначально чужд его пламенной душе, его решительному, гордому характеру, унаследованному от отцов. Слово “Мцыри”, помимо значения “неслужащий монах” (послушник), имеет и другое — “чужеземец”, “пришелец”.

Его родина становится для него символом свободы. Его побег — не столько желание покинуть монастырь, сколько “зов природы”. Исследователями отмечалось, что Мцыри “естественный человек”, лишённый социальной определённости, но при этом имеющий яркую национальную характеристику, и в этом смысле его легко сравнить с другими кавказскими героями Лермонтова (Д.Е. Максимов). Подобная индивидуализация отличает Мцыри от традиционных романтических героев.

Его жизнь в монастыре трагична в том смысле, что она не может стать его жизнью: живя в монастыре, он восхищается свободным миром природы, любуясь им “с высокой башни угловой”, он мечтает о “чудном мире тревог и битв”, он не может забыть о родных (“Я знаю, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имён, — // Напрасно: звук их был рождён // Со мной”), он даёт себе клятву “хотя на миг когда-нибудь // Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, // Хоть незнакомой, но родной”) и не молит о прощенье за отсутствие надлежащего монаху смирения. Не случайно он убегает тогда, когда остальные монахи, “столпясь при алтаре”, “ниц лежали на земле”.

Три дня, проведённые им на воле, три дня жизни — это попытка воплотить мечту в действительность. И первый день, начало пути — это время надежды, радости, время единения с природой (“и думы их я угадал, // Мне было свыше то дано…”; “глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…”; дружба, “краткая, но живая”, “меж бурным сердцем и грозой”; “я сам, как зверь, был чужд людей…”, “мне внятен был тот разговор…”). Но даже в минуту единения Мцыри чувствует невозможность полного слияния человека и природы: “не раздался // В торжественный хваленья час // Лишь человека гордый глас”.

Природа естественна и свободна и потому, быть может, равнодушна к тому, что происходит с Мцыри. Она может быть и доброжелательной, и враждебной по отношению к нему: это и “Божий сад”, и “вечный лес кругом, страшней и гуще каждый час”; ночь — и источник свежести и прохлады, и источник угрозы, глядящий “миллионом чёрных глаз”. Природа прекрасна сама по себе — как прекрасен барс, битва с которым решила участь Мцыри.

В первый день всё как будто “под взглядом небес” (“Божий сад”, “небесные слёзы”, “торжественный хваленья час”), но эти “небеса” в дальнейшем не сулят никакой помощи Мцыри.

Путь Мцыри становится всё безнадёжней и вновь приводит его к монастырю. Герой обессилен и одержим “предсмертным бредом”: его физическая слабость мешает воплощению мечты “могучего духа”. Песня рыбки — призыв к покою и любви. И Мцыри уже осуждён на вечный покой, хоть и не смирён, всё ещё предан единственно существующему идеалу: “между крутых и тёмных скал, // Где я в ребячестве играл, // Я б рай и вечность променял”.

Сам Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, // Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему — прекрасному, родному — миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”). “Последние слова юноши… служат выражением возвышенного, хотя и трагического состояния сознания: он никого не проклинает, потому что никто индивидуально не виновен в трагическом исходе его борьбы с судьбой” (Б.Эйхенбаум).

Важен в этой связи образ родины, живущий в воспоминаниях героя. Её образ отличен от романтической “небесной” страны («Ангел», «Когда в покорности незнанья...», «Настанет день — и миром осуждённый…»). Но он тоже по-своему идеален, лишён отрицательных черт. За реальными чертами аула просматривается иной образ, состоящий из блеска и звука: “блеск оправленных ножон кинжалов длинных”, “звон кольчуги”, “блеск ружья”, “лучи очей”, “звуки песен и речей”, “золотой песок”. И тогда путь Мцыри — это путь к идеалу, к мечте — путь, редко приводящий к цели.

В мире, в котором он живёт, достичь этой цели невозможно.

Нельзя оставить без внимания и отношение Лермонтова к современной ему действительности, и в этой связи нужно обратить внимание на историю создания поэмы. Мятежный герой, протестующий против насилия над личностью (герой ранней «Исповеди» или «Боярина Орши») часто обречён на гибель, на безнадёжность, на разочарование, и в этом, конечно, признак лермонтовского, “последекабрьского” времени — времени николаевской реакции.

Прекрасный, свободный мир существует лишь в воображении. С этой точки зрения весьма продуктивным будет сравнение «Мцыри» со стихотворением «Узник».

Требование свободы, стремление к ней присуще любому человеку, и в этом смысле судьба Мцыри, обречённого на одиночество среди “чужих”, — трагедия человека вообще.

Рейтинг@Mail.ru