Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 14. “Если в литературе сколько-нибудь отразился слабо, но с родственными чертами тип декабриста, это в Чацком” (А.И. Герцен)

Долгие годы в школьном преподавании, да и во многих научных работах господствовал такой подход к литературе, при котором принадлежность к революционно-освободительному движению соответствующего этапа являлась непременным условием “положительности” героя, наивысшей похвалой. И яркий, умный, пылкий Чацкий, противопоставленный в комедии «Горе от ума» фамусовскому обществу, был признан декабристом. Этому способствовали некоторые высказывания А.И. Герцена, младшего современника Грибоедова, например такое: “Фигура Чацкого, меланхолическая, ушедшая в свою иронию, трепещущая от негодования и полная мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне возмущения на Исаакиевской площади; это — декабрист”. Во фразе, ставшей темой выпускного сочинения, эта же мысль сформулирована не так решительно, а с заметными оговорками. Возможно, потому, что в комедии нет прямых указаний на то, что её главный герой является членом тайного общества и собирается участвовать в государственном перевороте. Более того, в репликах и монологах Чацкого вообще нет политических высказываний. Поэтому проблема требует не оценочного, а конкретно-исторического рассмотрения.

Чацкий, безусловно, человек свободолюбивый и благородный. Ему ненавистно рабство в разнообразных его проявлениях. Он с негодованием говорит о низких поступках крепостников в монологе “А судьи кто?”, возмущается раболепством вельмож прошлого века и молчалинской готовностью “зависеть от других”, называет “рабским” подражание французским образцам. Он считает, что человек должен иметь возможность свободно высказываться, свободно выбирать образ жизни — путешествовать, жить в деревне, заниматься науками или художественным творчеством. Но этого ещё недостаточно, чтобы назвать Чацкого декабристом. Декабрист И.Д. Якушкин писал в своих «Записках»: “Члены Тайного общества ничем резко не отличались от других. В это время свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным”.

Но Чацкий мог быть декабристом. И недаром же почувствовавший опасность Фамусов воскликнул, что тот “властей не признаёт”, а первые читатели комедии узнавали в её герое “своего”.

Тема сочинения будет раскрыта достаточно полно, если его автор напишет более конкретно о том, 1) какие идеи роднят Чацкого с членами тайных обществ; 2) какие черты реальных людей, оказавшихся в рядах мятежников, отразились в герое комедии; 3) какие особенности поведения Чацкого позволяют увидеть в нём декабриста.

Пестель в «Русской правде» писал, что личная свобода “есть первое и важнейшее право каждого гражданина”. Декабристы ратовали за “истинное просвещение”. Эти идеи, безусловно, близки Чацкому. Среди целей, которые ставили перед собой члены тайных обществ, — борьба с произволом, в том числе судебным, установление конституционной законности, чтобы, как писал М.С. Лунин, “управление подчинялось бы не своенравию лиц, а правилам неизменным”. В этой связи вспомним желание Чацкого “служить делу, а не лицам” и гневный рассказ о вельможах, которые “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. В уставе Союза благоденствия есть требование воспитывать в юношестве любовь ко всему отечественному; с ним созвучен монолог Чацкого о “французике из Бордо”.

Современники узнавали в Чацком черты реальных членов тайных обществ. В частности, многое роднит героя комедии с другом Грибоедова и Пушкина В.К. Кюхельбекером. Например, известно, что Кюхельбекер был пристрастен к национальному костюму и одевал своего лакея в русское платье. Ю.Н. Тынянов в статье «Сюжет “Горя от ума”» замечает, что в разговоре Хлёстовой и княгини Тугоуховской в 3-м действии дан полный и точный список учебных заведений, в которых учился и преподавал Кюхельбекер: “Он окончил в 1817 году Царскосельский лицей, был одним из главных профессоров Педагогического института и воспитателей его пансиона… был… секретарём «С.-Петербургского общества учреждения училищ взаимного обучения по методе Бэля и Ланкастера», управлявшегося членами Союза благоденствия”. Правда, в диалоге двух “старух зловещих” не утверждается, что эти заведения прямо связаны с Чацким, но они названы как вероятная причина сумасшествия героя.

Может быть, самые веские доказательства декабризма Чацкого можно обнаружить в его поведении. Ю.М. Лотман в статье «Декабрист в повседневной жизни» выявил, что декабристов отличал особый тип поведения, основные черты которого — “разговорчивость”, книжность речи, резкость и прямота суждений, “неприличная” с точки зрения светских норм тенденция называть вещи своими именами; серьёзность, суровое осуждение светских развлечений: танцев, карт, волокитства. Эти черты свойственны и главному герою комедии Грибоедова.

Рейтинг@Mail.ru