Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 8. “Чацкого роль — страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная” (И.А. Гончаров).

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Методический комментарий к темам. Работая над консультациями к темам, мы стремились выстроить их по принципу “дополнительности” и по мере возможности ввести какой-то неизвестный ученикам материал, ибо ничего нет хуже повторения уже изученного: на каждом этапе обращения к тексту ученик должен открывать в нём что-то новое, неизвестное для себя. Только тогда ему будет интересно. А интерес — стимул творчества. Помощь на этом пути могут оказать выпускникам профессиональные читатели (критики, литературоведы, писатели), именно поэтому в наших консультациях так много цитат.

Думается, что эта “традиционная” школьная тема не должна вызвать никаких особенных затруднений: как правило, эта цитата из Гончарова, что называется, “на слуху”, поэтому обозначим лишь ключевые моменты, которые могут быть затронуты в сочинении. При этом будем помнить, что в работе может быть несколько подводных камней. Во-первых, есть соблазн написать сочинение на тему «Победитель Чацкий или побеждённый?»; тема близкая, но не тождественная нашей: здесь всё-таки надо говорить о “страданиях” героя и его причинах. Во-вторых, нельзя пропустить едва ли не мимоходом обронённое замечание: “Такова роль всех Чацких”, то есть не забыть упомянуть о Чацком как литературном типе. Таким образом, раскрывая тему, обращаем внимание на следующее.

Источник цитаты — критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний», с этого и начнём и попытаемся связать ключевое слово в теме — “страдательная” — с названием статьи и “мильоном терзаний” героя. При этом будем помнить, что сам критик однажды заметил: “Чацкий восклицает, а не я. Я только привожу в заглавии его слова как мотив, как главный звук, выражение его героя, составляющего содержание пьесы”. Если ученик хорошо помнит текст статьи (а это, безусловно, относится только к учащимся филологических классов), то можно предложить несколько иной ход: изложить систему доказательств Гончарова, которые он приводит в “доказательство” тезиса о “страдательной” роли Чацкого, разделив их на главные и второстепенные и соответствующим образом прокомментировав.

Причины “страданий” героя и их “источник”: можно ли говорить о том, что причина была одна? Или их было несколько? Что или кто доставляет Чацкому наибольшие страдания?

Чацкий как литературный тип. Здесь можно обратиться не только к хрестоматийному определению типа “знакомый незнакомец” (Белинский), но — в первую очередь — к интереснейшей статье Ю.М. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни», в которой есть чрезвычайно интересное наблюдение: “Декабрист публично называет вещи своими именами, «гремит» на балу и в обществе, поскольку именно в таком назывании видит освобождение человека и начало преобразований”. И в подтверждение приводит слова Ф.Глинки, который, идя на бал, помечает в дневнике: “Порицать 1) Аракчеева и Долгорукова, 2) военные поселения, 3) рабство и палки, 4) леность вельмож, 5) слепую доверенность к правителям канцелярий…” Сопоставим записи из дневника с монологами Чацкого — вывод, что называется, очевиден. Однако напрашивается одно “но”: статья Гончарова увидела свет в 1872 году. Размышление о том, почему в этот период, когда эпоха декабризма минула, писатель обращается к образу Чацкого, — новый поворот в развитии темы.

Слова Чацкого — вызов обществу, и на него надо реагировать. Как? Задуматься над своей жизнью? Измениться? А может, просто объявить героя сумасшедшим и абстрагироваться от сказанного? Объявить-то, наверное, можно, а вот абстрагироваться — вряд ли. Слишком слышен голос Чацкого, слишком больных вопросов коснулся герой…

В заключение — вновь хрестоматийная цитата: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей” (Гончаров), комментарий к которой логично завершит сочинение.

Рейтинг@Mail.ru