Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 4. Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов».

(Восприятие, интерпретация, оценка.)

Изучение стихотворения В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812) учителю придётся начать с объяснения многочисленных славянизмов, устаревших выражений и форм слов (“Се твой полёт орлиной”, “мёртвым срама нет” и т.п.). Иначе заключённые в стихотворении смыслы будут неясны, неоправданной покажется и популярность «Певца…» у современников. А это была необыкновенная популярность. Стихотворением «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковский обратил на себя внимание Александра I, благодаря этим стихам он был приглашён на должность чтеца императрицы, что в конце концов и привело к назначению Жуковского в 1826 году воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Но не это самое удивительное в судьбе «Певца…»: стихотворение быстро сделалось популярным не только среди воинов (длина его почти 700 строк, тем не менее молодые офицеры заучивали его наизусть!), но и среди поэтов. Начиная с 1813 года и в течение всего столетия в русской литературе постоянно появлялись поэтические “перепевы” «Певца…» — это и «Певец в “Беседе славенороссов”» К.Батюшкова и А.Измайлова, и «Кубок воина за здоровье воинов» Вас. Капниста, и «Певец во стане русских композиторов» А.Апухтина, и «Певец на биваках у подошвы Парнаса» А.Писарева, и многие другие. Понять причины такой популярности — значит во многом понять и оценить стихотворение В.А. Жуковского.

В своих подражаниях поэты, как правило, использовали жанр, композиционную схему, стихотворный размер (чередование четырёхстопных и трёхстопных ямбов), эпизоды, образы и даже отдельные выражения стихотворения «Певец во стане русских воинов...». Но привлекало современников главным образом другое. Что же?

На первый взгляд кажется, что стихотворение написано в духе классицизма, привычного для читателя 1810-х годов. Поэт использует архаическую лексику и аллегорические образы (к аллегорическим образам можно отнести, например, снаряжение воинов, описанное в стихотворении; это мечи, щиты, шлемы, кольчуги. Такое снаряжение уже не использовалось в 1812 году). Военно-патриотическая тематика «Певца…» заставляет вспомнить патриотические оды “на победу русского оружия”, например, оды Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова» или «На взятие Измаила», оду В.П. Петрова «На взятие Очакова» (кстати, этих поэтов-одописцев Жуковский упоминает в своём стихотворении). Однако, опираясь на одическую традицию XVIII века, автор «Певца…» создаёт нечто совершенно новое — этим и поразило стихотворение современников Жуковского. Оно написано по реальным впечатлениям (во время Бородинского сражения поэт находился в московском ополчении), тем не менее поэт отказался от описания батальных сцен. В отличие от классицистической поэзии, традиционно изображавшей войну, в «Певце…» на первом плане оказалось то чувство, с которым написано стихотворение. Автор «Певца…» пишет о России не как об абстрактном Отечестве; это для него “Страна, где мы впервые // Вкусили сладость бытия, // Поля, холмы родные, // Родного неба милый свет, // Знакомые потоки, // Златые игры первых лет // И первые уроки…”); так появляются в стихотворении элегические мотивы. Автор и говорит о себе как об элегическом поэте, вынужденном сменить лиру: “Доселе тихим лишь полям // Моя играла лира... // Вдруг жребий выпал: к знаменам! // Прости, и сладость мира, // И отчий край, и круг друзей, // И труд уединенный, // И всё... я там, где стук мечей, Где ужасы военны»1.

Конечно, есть здесь и высокое одическое начало: строится стихотворение как череда здравиц в честь царя, Отчизны и героев войны — здесь Кутузов, Ермолов, Платов, Денис Давыдов, Багратион и многие другие. Автор поимённо вспоминает не только живых, но и павших. Не только современников, но и великих предков: князя Святослава, Дмитрия Донского, Петра Великого, Суворова. Но поэт призывает поднять кубок не только за Отчизну и воинов, не только за месть врагу, но и за муз и любимых — появляются строфы о “чистых музах”, о “деве красоты”. Непривычность композиции (нет сквозного сюжета; стихотворение складывается из многократных обращений), сложность выраженного чувства не позволяют однозначно определить жанр «Певца…»: его называли и поэмой, и балладой, и кантатой2, и одой, и элегией, и гимном, и лирической песнью.

Патриотическая тема звучит в стихотворении как интимная; читатель ощущает, что патриотизм — это то чувство, которым одушевлён сам поэт. И всё же общее и частное в «Певце…» соединяются — за темой воинской славы следует тема великой военной истории, за темой любви — тема творчества, полезного Отечеству: “Певцы — сотрудники вождям; // Их песни — жизнь победам”. В результате патриотическое чувство звучит как выражение народного патриотического подъёма — неслучайно песнь певца подхватывается в стихотворении Жуковского хором воинов.

Примечания

1 «Певец…» – первое стихотворение Жуковского, посвящённое Отечественной войне; позднее им были написаны послание «Императору Александру» (1814) и гимн «Певец в Кремле» (1814–1816).

2 На эти стихи Жуковского написал свою кантату композитор Д.С. Бортнянский.

Рейтинг@Mail.ru