Архив
Ключ к номеру
Открывающее номер выступление Риммы Анатольевны Храмцовой было завёрстано до марафона, но в нём жёстко и вместе с тем, литературно ярко поставлена главная наша проблема: не зачем, а как преподавать литературу? Не удивимся, если наши читатели захотят продолжить её обсуждение.
Эта же проблема приобретает конкретные очертания в статьях Г.Ребель и С.Волкова, порождённых попытками вернуть в школьную программу книгу «Как закалялась сталь». В отличие от академических литературоведов, которые до сих пор говорят о проблемах научной неисследованности текста этого произведения, о множестве конъюнктурных правок его, методисты-программисты сомнений не знают. Эта проблема также зовёт к широкой дискуссии о полноценном подборе литературы для школьного чтения.
Практическое применение работ, посвящённых жизни и творчеству М.М. Зощенко и русской литературе эпохи Просвещения, очевидно без дополнительных пояснений, а вот статья о художественном своеобразии «Собора Парижской богоматери» как романа-драмы пригодится не только в качестве материала к конкретному уроку, но может быть использована в связи с изучением творчества многих писателей: достаточно вспомнить о влиянии Виктора Гюго на мировую литературу, в том числе русскую.
Двойной эффект даёт и разработка нашего постоянного автора В.Влащенко о лирике Лермонтова. Петербургский словесник не только подробно излагает свои подходы к изучению классических произведений, изучаемых в разных классах, но словно призывает коллег приступить к передаче собственного опыта, который не может не возникнуть в живом общении со школьниками. Подробный рассказ о Доме-музее Н.С. Лескова даст учителю немало живых фактов при подготовке уроков по творчеству автора «Левши» и «Очарованного странника».