События и встречи
Трибуна
Наталья БОРИСЕНКО
Что им читать?
В № 4 мы опубликовали статью Натальи Анатольевны Борисенко «Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований». Сегодня наш постоянный автор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО и учитель литературы гимназии № 18 г. Королёва продолжает анализ этой важнейшей проблемы школьного образования и воспитания.
В прошлой статье я попыталась рассказать о том, что и как читают современные дети, и представить общую картину исследований в этой области. Не буду вдаваться в тонкости, скажу только, что миф о том, что нынешние дети ничего не читают, не подтвердился. Просто они читают “не то” и “не так”, как предыдущие поколения1. Вывод, как видим, не столь уж и пессимистический.
Получив, однако, ответ на вопрос “Что читают наши дети?”, стоит задуматься над другим: “А что им читать?” Иначе говоря: какие хорошие книги мы можем предложить детям для свободного чтения?
И здесь мы сталкиваемся с одним парадоксом: часто учитель сам не знает, что советовать читать своим ученикам, не знает детской литературы, особенно современной. И хотя в методической науке существует “закон знания книг”2, следуя которому словесник обязан ориентироваться в круге детского чтения, в реальной жизни это далеко не так. Вот почему сегодня я хочу рассказать о том, какую помощь может оказать учителю такая хорошая вещь, как рекомендательная библиография.
Главная детская библиотека России
За разъяснением этого термина я отправилась в Российскую государственную детскую библиотеку. РГДБ — не только самая главная и самая большая детская библиотека России, но и единственный в стране центр изучения детского чтения. Здесь работают настоящие профессионалы и — по совместительству — энтузиасты.
Огромное здание в центре Москвы, широченные коридоры с множеством выставок, просторные читальные залы — отдельно для дошкольников, отдельно для младших и средних классов. Правда, детей не так много (я была в дни школьных зимних каникул, когда детям есть чем заняться и помимо библиотеки). Пока с лестницы не свалилась куча подростков, приведённых учителем на экскурсию, было совсем тихо.
Впрочем, тишина — совсем не обязательный атрибут детской библиотеки. Сюда приходят не только за книгами, но и играть, общаться, отдыхать, в том числе... от чтения. Мне рассказали о различных студиях, кружках и клубах: «Студии воспитания искусством», литературной студии, дискуссионном клубе «Диалог», «Клубе семейного чтения», Комнате сказок и многих других замечательных вещах. Не говорю уже об Интернет-центре, в котором каждый желающий может найти любую информацию, в том числе “скачать” реферат по любому предмету.
Если же говорить не о развлечении, а о чтении, то невозможно не сказать о такой достопримечательности РГДБ, как справочное бюро, где есть не только обычный, бумажный, каталог, но и электронный. Сотрудники библиотеки взяли на вооружение современные компьютерные технологии и создали несколько электронных программ: «ЛИКС-Изборник» — первое в стране электронное библиографическое пособие по детской литературе и CD-ROM «Час книги» для ребят младшего и среднего возраста.
Мне предложили попробовать себя в роли подростка и сесть за компьютер. «Час книги» — настоящее хранилище детских книг, здесь можно найти информацию почти о двадцати тысячах изданий, распределённых по следующим рубрикам: «Мир со всех сторон», «О великих и знаменитых», «Легенды», «О писателях», «Парад героев», «Книги, ждущие, чтобы их прочитали». Каждая из рубрик по принципу гипертекста делится на ряд других. Так, нажав на строку «Мир со всех сторон», вы получаете возможность перейти либо в «Доисторический мир», либо в «Исчезнувшие цивилизации», либо отправиться в путешествие по другим странам.
Меня, однако, больше всего заинтересовали разделы «Приключения», «Путешествия», «Детектив». Щёлкаю забавной бабочкой на строку «Детектив». Открывается многоуровневое меню: классический, политический, “крутой”, иронический, о детях, о женщинах, о сыщиках, о сыщиках поневоле... Выбираете на свой вкус и получаете рекомендательный список литературы этого жанра.
Что такое рекомендательный список? На этот вопрос мне ответил заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ Алексей Копейкин:
— Человек за всю свою жизнь способен прочитать только около пяти тысяч книг. И это не считая журналов и газет. Как в безграничном море книг найти для себя действительно нужное и интересное, чтобы не пропали зря крохи свободного времени? В условиях информационного общества просто не обойтись без рекомендательной библиографии. Особенно нуждаются в ней дети. Раньше термин “рекомендательная библиография” имел негативный оттенок, его смешивали с навязыванием определённой идеологии, жёстким дидактизмом во всех сферах жизни, в том числе в выборе книг. Сейчас это — доброжелательный совет, помощь компетентного специалиста в отборе информации с учётом определённого читательского адреса. В библиотеке помогут ребёнку отыскать собственный путь к книге, привить навык самостоятельного поиска в океане книг3.
“Электронный библиограф” может помочь не только ребёнку, но и учителю. К примеру, нужно провести урок внеклассного чтения на тему «Детский детектив» в 5–6-х классах. Открываем нужную страницу — «Детектив о детях» — и получаем список самых разных книг по теме. Э.Блайтон, Ф.Диксон, К.Кайн, Ф.Келли, А.Хичкок... Это так, чтобы быть в курсе и не очень пугаться, когда дети начнут на уроке щеголять именами, а вы в ответ смотрите на них... в общем, понятно как. Если же к зарубежным авторам добавить ещё и современных отечественных (Н.Кузнецова, А.Трушкин, А.Иванов — А.Устинова, Е.Вильмонт, В.Роньшин), то список окажется довольно внушительным.
Многие учителя совершенно справедливо не признают за таким “чтивом” права называться даже “средней” литературой. Но ведь можно посмотреть на проблему другими глазами. Детектив часто смыкается с приключенческой литературой. Сделаем следующий ход и скажем детям, что и «Кортик» с «Бронзовой птицей» А.Рыбакова, и его же «Каникулы Кроша», и «Приключения Васи Куролесова», и «Пять похищенных монахов» Ю.Коваля, и многие другие действительно хорошие книги — это тоже детектив, только гораздо более высокого качества. И дальше умело переведём разговор на эти книги. Если бы современным издателям пришло в голову включить в серию «Детский детектив» названные произведения, уверена — результат не заставил бы себя ждать: подростки начали бы их читать. И в конце концов почувствовали бы разницу между хорошим детективом и детективом средним, а то и откровенно плохим.
Но вернёмся к “электронному библиографу”.
Нужно провести урок на тему «Поиски сокровищ»? (Представляете глаза шестиклассников, когда вы предложите им такое внеклассное чтение?) Пожалуйста! Но вначале проверьте себя, сколько книг о кладах и сокровищах вы сможете назвать вот так, с ходу. Разумеется, сначала это будет классика жанра — «Остров сокровищ» Р.Стивенсона и «Золотой жук» Э.По. Потом вы вспомните, возможно, «Двенадцать стульев», «Графа Монте-Кристо» и «Лунный камень». А «Алмаз Раджи» Р.Стивенсона, «Сердца трёх» Д.Лондона, «Твёрдая рука» Г.Эмара, сказки «Тысяча и одна ночь»? Но и это ещё не всё. Что мне больше всего нравится в этой компьютерной программе, так это то, что в рекомендательные списки включена и русская классика. «Вечер накануне Ивана Купала» и «Заколдованное место» Гоголя — чем не книги о поисках сокровищ? И, наконец, завершает список редкое издание: «Сказки о кладах. Литературные фантазии русских писателей ХIХ века», вышедшее, к сожалению, не в столичных издательствах, а в Ростове-на-Дону.
Задача библиотеки, считают сотрудники РГДБ, в том, чтобы дети не только читали столь обожаемые ими сегодня брошюрки-ужастики, но и познакомились с великим классическим Ужасом. Кстати, не только Москва, но и многие региональные библиотеки успешно используют программы, созданные здесь, в своей повседневной работе с читателями.
Для тех же, кто не имеет возможности пользоваться услугами Главной библиотеки, создан своеобразный компьютерный аналог этих программ — сайт РГДБ в Интернете под названием «BiblioГид» (www.bibliogid.ru и www.biblioguide.ru).
Вот о нём, а также о новом библиографическом альманахе с одноимённым названием я хочу рассказать подробнее.
На помощь приходит «BiblioГид»
Начну с цитаты: “«BiblioГид» был задуман как долгий и добрый разговор со взрослыми людьми о детских книгах. Это, разумеется, информация, но не только. Нам очень хотелось показать всем — родителям, учителям и коллегам-библиотекарям, что современная детская литература заслуживает внимания, она интересна и нужна сегодняшним детям всех возрастов — и большим, и маленьким”4.
В отличие от уже упомянутой программы «Час книги», «BiblioГид» обращён прежде всего к взрослым, в том числе, конечно же, и к педагогам.
И интернет-сайт, и альманах построены как большой журнал со многими разделами и подразделами, посвящёнными различным аспектам детского чтения. Сайт «BiblioГид» пополняется новыми материалами каждую неделю, а альманах, если хватит средств, будет выходить дважды в год.
Команду, выпускающую «BiblioГид», представлять, я думаю, не нужно. Все, кто так или иначе интересуется проблемами детской литературы, не раз встречали рецензии и обзоры И.Линковой, А.Копейкина, И.Казюлькиной, С.Малой, Н.Вороновой, О.Мургиной, М.Порядиной. Вот этот коллектив библиографов РГДБ и делает популярный интернет-сайт (в среднем его посещает 500–600 человек в день).
Что здесь можно найти?
Прежде всего, информацию о новинках детской литературы. О современной детской литературе у нас ещё будет отдельный разговор, поэтому сейчас только назову те “проблемные, прекрасные или спорные” книги, которые удостоились внимания критиков. Это и сказки Фрэнка Баума о стране Оз, и «Детские бестселлеры» Роальда Даля, и фантастический роман Филипа Пулмана «Северное сияние» — новинка прошлого года, и два отличных сборника «Классики» с лучшими рассказами и лучшими стихами современных детских писателей5. В общем, рубрики «Коротко» и «Подробно», посвящённые наиболее интересным изданиям последних лет, — одни из самых удачных на сайте, хотя и не со всеми оценками авторов я могу согласиться.
Кроме раздела «Книга за книгой» чаще всего я заглядываю в рубрику «Герои», состоящую из двух частей: «Парад героев» и «Любимые герои». Особенно рекомендую коллегам «Парад героев». Кого тут только нет! «Авантюристы», «Актёры, циркачи», «Астронавты», «Бабушки», «Благородные разбойники», «Богатыри», «Бродяги, скитальцы, странники», «Ведьмы». И так до последней буквы алфавита.
Кажется, здесь собрана вся популярная беллетристика для ребят самых разных возрастов. Чтобы не потеряться в списке, составители снабдили его подсказкой: после библиографического описания каждой книги даётся условный намёк на так называемую “читательскую зрелость” ребёнка: Д — детство, О — отрочество, Ю — юность. Выбираем, к примеру, из “страшного” «Мертвецов» или «Ведьм». И компьютер тут же выдаёт список (из соображений краткости указываю только автора и название, опуская полное библиографическое описание книги):
Бюргер Г. Ленора (в сборнике «Воздушный корабль». М., 1986) — Ю; Гауф В. Сказки (подсказка: “Читайте: «Рассказ о корабле привидений», «Стинфольская пещера» и др.”) — Д, О; Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород (Читайте повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Вий».) — Д, О; Жуковский В. Светлана — Д, О; Ирвинг В. Жених-призрак — Ю; Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева («Рассказы о мертвецах») — Д; Пушкин А. Гробовщик — О; Ремизов А. Колокольный мертвец; Мертвец (из сборника «Сказка серебряного века». М., 1994) — О, Ю; Рид М. Всадник без головы — Д, О.
«BiblioГид» предлагает книги на любой вкус и на любое настроение. Не хотите “страшного”? Потянуло к весёлой книге? Здесь выбор просто безграничен. Поэтому сузим поиск и займёмся только весёлыми приключениями:
Блайтон Э. Великолепная пятёрка на острове сокровищ; Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка; Давыдычев Л. Лёлишна из третьего подъезда; Джером Дж. Трое в лодке, не считая собаки; Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба; Драгунский В. Денискины рассказы; Иванов А. Свистать всех наверх; Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев; Золотой телёнок; Кестнер Э. Эмиль и сыщики; Коваль Ю. Недопёсок Наполеон Третий; Сотник Ю. Вовка Грушин и другие...
И это, понятное дело, не весь список, а небольшая его часть. А мы по старой памяти обсуждаем с детьми на уроке в пятом 2–3 юмористических рассказа Чехова и Зощенко (да и то только первого апреля), в шестом добавляем ещё по одному рассказу этих же авторов, в восьмом из “смешного” один «Ревизор», который нередко благодаря нашим неустанным стараниям из разряда “смешной книги” попадает сразу в разряд “ненавистных”.
В общем, я за то, чтобы круг читаемых (и обсуждаемых) произведений был значительно расширен. За счёт свободного чтения подростков и за счёт уроков внеклассного чтения. Хорошо бы при этом отойти от привычной классификации по жанрам и периодам и предложить детям, например, такие уроки: «Страшная книга», «Весёлая книга», «Грустная книга» и т.п. Или — «Я расту» (о детстве), «Я одинок» (об отрочестве), «...Все возрасты покорны» (о любви). Нечто созвучное своим мыслям я нашла только в одной программе по литературе. Это программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых, где имеются разделы, действительно отвечающие потребностям читательского интереса и читательского развития детей: «Я и моё детство», «Я и Я», «Я и другие», «Я и мир». Но это достаточно редкая программа, к тому же не со всеми идеями авторов я могу согласиться. А потому воспользуемся как собственными, так и чужими находками и, преследуя цель ввести в круг чтения учащихся как можно больше хороших книг, подготовим для них рекомендательные списки произведений по разным рубрикам. Тем более что у нас есть такой незаменимый помощник, как «BiblioГид». Этакий домашний библиотекарь.
Однако не будем забывать, что помимо компьютерных программ существуют и обычные библиографические издания, помогающие читателям ориентироваться в безбрежном океане книг. К ним, в частности, относятся и уже упомянутый альманах «BiblioГид», и уникальный трёхтомный биобиблиографический словарь «Писатели нашего детства» (изд-во «Либерея», 1998–2000), отражающий рекомендуемый круг чтения для детей и подростков 5–15 лет. А ведь есть ещё и специализированные издания: журнал «Школьная библиотека», приложение к газете «Первое сентября» «Библиотека в школе», внушительные «Книжное обозрение» и «Книжный бизнес». Во всех них есть специальные рубрики, посвящённые детскому чтению и детской литературе.
Библиотечные электронные программы, о которых шла речь в этой статье, — не выдумка плохих людей, отнимающих у детей время для чтения «Евгения Онегина» и «Мёртвых душ» (называю особенно любимые свои вещи). Эти программы созданы профессионалами, не один год занимающимися проблемами детского чтения. И, право же, у них есть чему поучиться, хотя порой и кажется, что детские библиотекари и школьные учителя живут на разных планетах. А очень жаль, ведь цели-то у нас общие. И мы, и они ищем ответы на одни и те же вопросы: “Почему дети не читают? Как приобщить их к чтению? Как сделать так, чтобы в руки детей попадали действительно достойные книги?”
Кажется, пришла пора объединить усилия, взять на вооружение всё то хорошее, что придумали сотрудники детских библиотек, и попробовать перенести их открытия, методы и приёмы в школьную практику, на обычный урок литературы. А вдруг получится? Только делать это надо как можно скорее, пока не исчез с лица Земли такой редкий вид, как Homo legens (Человек читающий).
Примечания
1 Подробнее об этом: Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru; Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004. № 1. С. 68–70.
2 Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11–18. См. также: Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1999.
3 О рекомендательной библиографии см.: Мургина О.И. Информация населения о книгах для детей // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования. М., 2003. С. 43–50.
4 Библиогид: Альманах о книгах для детей: По страницам интернет-сайта (bibliogid. и biblioguide). Вып. 1. М.: Школьная библиотека, 2004.
5 КЛАССИКИ: Лучшие рассказы современных детских писателей. М.: Дет. лит.: Эгмонт Россия, 2002; КЛАССИКИ: Лучшие стихи современных детских писателей. М.: Дет. лит.: Эгмонт Россия, 2003.