Архив
Стенд
Многие материалы в четвёртом номере (2004) историко-литературного журнала ИРЛИ РАН «Русская литература» представляют интерес для учителя-словесника. Это статья В.Ю. Вьюгина «Между двух молчаний: об иносказании Платонова», где автор стремится, определив “эстетические доминанты эпохи”, в которую жил и творил великий писатель, “увидеть логику в истории” и на этой основе попытаться обозначить “место Платонова в литературе”. Вьюгин рассматривает “историю направлений” как “цепь сменяющих друг друга иносказаний”, а в “иносказании” видит “совокупность двух значений” (“иное сказание и сказание, подразумевающее иное”): 1) “иная по отношению к предшествующим форма сказания”, то есть “остранение”, 2) “символизация”.
Из выводов статьи: “Платонов наследует символистское пристрастие к означиванию сложных вещей минимумом словесного материала, использует свойственное футуризму радикальное отношение к поэтическому слову, чтобы многократно усилить ёмкость своей речи. В главных произведениях он сплавляет воедино качества и того и другого <…> В ситуации, когда авангард исчерпал себя и замолчал (отнюдь не только по политическим причинам), когда пространство культуры занял новый и тоже упирающийся в молчание реализм (социалистический, с его полным отказом от неопределённости, двойственности и символической иносказательности в угоду регламентированной аллегории), Платонов удержался меж двух молчаний” (с. 79).
В.А. Туниманов тонко анализирует изображение войны в повести Л.Н. Толстого «Казаки», а О.А. Дмитриенко предлагает подробные комментарии к мифу о небесных нимфах и облачных жёнах в рассказе В.В. Набокова «Весна в Фиальте». Видная лесковистка Л.Г. Чуднова публикует неизвестную рецензию Лескова на книгу В.П. Острогорского «Памяти Пушкина. 6 июня 1880. Очерки пушкинской Руси». Эта рецензия интересна на только самобытными суждениями автора «Левши» о русском гении, но и тем, что в ней Лесков высказывает немало точных замечаний о требованиях к книгам для школьного возраста (рецензируется именно таковая). Есть в рецензии и третий любопытный пласт: Лесков не выступал на Пушкинских торжествах 1880 года, но в этой рецензии он, спустя несколько лет, пусть в тезисной форме, обозначил своё видение пушкинского наследия в русской культуре.
Следует также обратить внимание на подборку материалов, посвящённых 200-летию со дню рождения А.С. Хомякова, обзор докладов на XXXII Всероссийской Некрасовской конференции и рецензию В.Н. Запевалова на новое издание «Поднятой целины» (2 кн.: Екатеринбург ИД «Сократ», 2001), где литературовед Ю.А. Дворяшин представил впервые фронтально сверенный текст “всех прижизненных изданий книги (включая журнальные и газетные публикации фрагментов) с целью освобождения его от чужеродных напластований”.
Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология» был основан в 1946 году и хорошо известен многим словесникам со студенческой скамьи. В нём публикуются как литературоведческие, так и лингвистические исследования, так что ежегодные шесть номеров этого издания составляют весомое подспорье в работе любого современного педагога.
№ 3 (2004) открывается блоком материалов, посвящённых 100-летию со дня смерти Чехова: «Канарейки и вольные птицы: заметка к проблеме “литературных связей” Чехова» М.С. Макеева, «“Степь” и “Мёртвые души”: скрытый сюжет в повести А.П. Чехова» П.Н. Долженкова, «Об изменениях в структуре диалогов прозы А.П. Чехова» Н.В. Изотовой и др.
Также представляют интерес для школьных преподавателей статьи А.А. Смирнова «Метафизика огня в поэзии Ф.И. Тютчева» и М.А. Лазаревой «К вопросу об онтологическом содержании “Донских рассказов” М.А. Шолохова». Автор последней показывает, что уже в раннем творчестве “Шолохов пришёл к осознанию трагедии человека, попавшего под смертельный пресс «благих намерений» новоявленных «богочеловеков», уничтожавших своей политической идеей исконную сущность человеческого бытия” (с. 90).
В № 4 полезный материал словесники найдут в статьях М.С. Макеева «Мёртвые души вдоль железной дороги: о “фиктивной” датировке и одном источнике замысла “Железной дороги” Н.А. Некрасова», «Русский Эрос в романе В.Набокова “Лолита”» А.В. Злочевской, «Куда ж нам плыть?..: Опыт исследования фантастического в литературе Великобритании» В.Л. Гопмана.
Не только выпускники МГУ с увлечением прочтут раздел, посвящённый Николаю Ивановичу Либану — легендарному преподавателю филфака. Жизнь старейшего педагога даёт его коллегам немало поучительных примеров — как профессиональных, методических, так и этических: например, известно, что он смолоду в конце семестра уничтожал конспект прочитанного спецкурса — чтобы не было соблазна в новом учебном году повторить его…
Завершается каждый номер журнала содержательными рубриками «Критика и библиография» и «Научная жизнь».