Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2005

Я иду на урок

Лирика Ахматовой на уроках литературы

Я иду на урокРисунок Юрия Анненкова «Анна Ахматова». 1921 г.

Александр ГЕРЦИК


Александр Викторович ГЕРЦИК (1954) — кандидат филологических наук, доцент Мозырского педагогического университета (Республика Беларусь).

11-й класс

Лирика Ахматовой на уроках литературы

Анна Андреевна Ахматова — великий русский поэт, глубокий и тонкий мастер лирического стиха. Она внесла свой особенный неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги её бесспорны, а творчество увлекает современных юношей и девушек. К сожалению, учитель-словесник при всём желании не сможет выделить на изучение ахматовской лирики более трёх учебных часов, а потому систему уроков можно построить следующим образом.

Урок 1. Поэтическое вступление в теме. Раннее творчество поэтессы. Ахматова и Пушкин.

Урок 2. Послеоктябрьская лирика Анны Ахматовой. Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием».

Урок 3. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя».

Первый урок можно начать небольшим литературным монтажом или даже поэтическим концертом, который готовится самими учащимися. Непосредственное впечатление от стихов Анны Ахматовой позволит углубить восприятие её лирики. С этой целью учитель даёт опережающее задание к первому уроку: подготовить выразительное чтение понравившихся стихов поэтессы, причём не следует требовать сразу же чтения наизусть, можно читать по книге. Это позволяет выяснить, какие темы ахматовской лирики привлекают учеников. По окончании чтения следует прокомментировать выбор стихов и оценить выразительность исполнения, отметив наиболее удачно прозвучавшие строки, но важно при этом не навязывать своего мнения. Поэтому завершит эту часть урока выразительное чтение учителя: прочитав два-три стихотворения, надо сказать, почему и как они стали вашими любимыми, какие обстоятельства жизни повлияли на ваш выбор.

После того как прозвучали стихи поэтессы, заранее подготовившиеся ученики делают небольшие сообщения о жизни и творчестве Ахматовой дооктябрьского периода: «Детские годы», «Юность и начало поэтического творчества», «Анна Ахматова и Николай Гумилёв». Для подготовки ученических сообщений на этом и последующих уроках рекомендуется использовать книгу А.И. Павловского (6). Учитель комментирует, дополняет и оценивает сообщения, после чего переходит к основной части урока — рассмотрению ранней лирики А.Ахматовой, подчеркнув, что главная тема её юношеских стихов — любовь. Об этом свидетельствуют сами названия лирических произведений: «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Любовь», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…» и другие. Но наряду с изысканностью чувства, в поэзии Ахматовой большое место занимает вещный, предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это создаёт особую, неповторимую атмосферу стиха: предметы каждодневного существования, обыденные человеческие действия выступают как фон, на котором разворачиваются любовные драмы лирических героинь.

Далее выразительно прочитывается и анализируется стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…».

— Отчего стихотворение написано в драматургической манере?

— Как в нём чередуются диалог и монолог? Какого художественного эффекта позволяет достичь подобное чередование?

— Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?

— Как описана “диалектика страданий” мужчины и женщины?

— В чём, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отражённой в стихотворении?

— Как мужчина “отомстил” лирической героине?

По окончании анализа следует указать, что драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая ей особую напряжённость и выразительность звучания, приближая её к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация. Драматизм содержания влечёт за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряжённости действия. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: “я сбежала, перил не касаясь”, “задыхаясь, я крикнула”, “улыбнулся спокойно и жутко” и так далее.

Затем ученики обращаются к тематически близкому стихотворению «Песня последней встречи».

— Как рисует поэтесса душевное состояние героини? Какими деталями подчёркивает его?

— Чему посвящён диалог лирических героев стихотворения?

— Почему возникают мысли о смерти?

— Что желала подчеркнуть поэтесса в последней строфе стихотворения?

В «Песне последней встречи» перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной форме это внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемым партнёром придуман героиней, а слова его слышатся “между клёнов”, и поэтессе хотелось ответить на них.

Драматургическая природа стихотворения обозначена чётко и ясно, она проявляется в подчёркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия: “Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки”, “Я взглянула на тёмный дом”, “Так беспомощно грудь холодела”. Эти скупые детали раскрывают душевные муки героини, её попытки скрыть своё несчастье.

Завершается эта часть урока выразительным чтением стихотворений «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..», после чего предлагаются задания обобщающего характера.

— Как вы можете охарактеризовать состояние души лирических героинь стихов А.Ахматовой?

— Почему они в подавляющем большинстве несчастны?

— Каким показано любовное чувство в стихах поэтессы?

После выполнения заданий следует обобщение учителя.

Лирические героини Анны Ахматовой предстают в самом разном обличье, но роднит их одно — несчастливая женская судьба. В стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…» героиня выступает в простонародном обличье, в произведениях «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..» она сосредоточена на своих переживаниях; в других стихах она то беззаботна, то прихотлива, то привередлива, то выступает в облике труженицы, то она странница и нищенка. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом, представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь.

В поэзии Анны Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обострённое внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, “остановить” мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает обширный мир переживаний и событий, поэтесса раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в отдельной строфе. Чаще всего Анну Ахматову привлекают изменения, совершающиеся в глубинах человеческого сердца. Ещё не определившиеся, а только наметившиеся, едва уловимые сочетания противоположностей.

Главное в ранней поэзии Ахматовой — это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Всё это определяет глубинную трагичность её лирики, ощущение хрупкости счастья и человеческой жизни.

Особый разговор должен состояться и о роли А.С. Пушкина в творчестве поэтессы. В классе прочитывается стихотворение, написанное в Царском Селе, — «Смуглый отрок бродил по аллеям…», и затем ученики отвечают на вопросы учителя.

— Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?

— Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?

— Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?

Продолжая тему Ахматовой и Пушкина, можно порекомендовать для выразительного чтения на уроке стихотворения поэтессы, по-своему переосмыслившей пушкинские сюжеты, — «Царскосельская статуя» и «Вновь подарен мне дремотой…», в последнем Ахматова изобразила своё видение Бахчисарая. Что же касается цикла «В Царском Селе», то он подробно охарактеризован в статье М.М. Гиршмана и Э.М. Свенцицкой (1), учитель также может использовать этот материал на уроке.

Анна Андреевна Ахматова была не только поэтом, но и исследователем-пушкинистом, размышляла о творчестве Пушкина в своих статьях: «Слово о Пушкине», «Пушкин и дети», «Каменный Гость» и других. Особенно сильное впечатление оставляет последняя из упомянутых статей, в которой поэтесса рассуждает об эволюции таланта Пушкина, о движении его к реализму, совершенстве драматургической манеры, сопоставляет пушкинского Дона Гуана с подобными героями Моцарта и Мольера. Можно порекомендовать ученикам познакомиться с этой статьёй, которая отличается глубиной осмысления «Каменного Гостя» и широтой типологических обобщений.

Заканчивая первый урок, учитель даёт домашнее задание. Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 20–40-е годы: «Октябрь в личной и поэтической судьбе Ахматовой», «Ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество 30-х годов», «Личная драма поэтессы» с выразительным чтением отрывков из стихотворений, написанных в соответствующий период творчества, а также прочитать дома поэму «Реквием».

В начале второго урока проводится краткое повторение ранее изученного литературного материала по вопросам учителя.

— Каков был круг интересов молодой Анны Ахматовой? Расскажите о происхождении её литературного псевдонима.

— Когда состоялся поэтический дебют Анны Ахматовой?

— Какие лирические сборники были выпущены поэтессой до революции? Как они были приняты читателями?

— Каково ваше впечатление от стихов Анны Ахматовой?

Второй урок по изучению лирики А.А. Ахматовой охватывает произведения, написанные после Октябрьской революции; рекомендуются для изучения такие стихотворения, как «Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Рыбак», «Смятение», «Муза», «Творчество», «Мужество», а также поэма «Реквием». Занятие целесообразно провести в форме проблемной беседы.

Сначала звучит сообщение ученика «Октябрь в личной и поэтической судьбе Ахматовой», затем следует определить, какие из стихов послеоктябрьского периода тематически близки ранней любовной лирике, которая рассматривалась на первом уроке, после чего учитель предлагает обратиться к стихотворениям «Рыбак» и «Смятение». Работа по их анализу организуется с помощью проблемных вопросов.

— Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в указанных стихотворениях?

— Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «Рыбак»?

— Каков облик возлюбленного в «Смятении»?

После завершения анализа учитель предлагает обратить внимание на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли её характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии Ахматовой. Затем делается обобщение по теме.

Завершил раннее творчество поэтессы сборник «Anno Domini», изданный в 1921 году. Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная социальных потрясений, — время революции и Гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике Анны Ахматовой, в её стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий её, рождённый революцией новый мир, пытается определить
в нём своё место. Для первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живёт контрастами времени, которые отразились в таких её стихах, как «Всё расхищено, предано, продано…», «Мне голос был. Он звал утешно…» и другие.

В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев. Их поединок, лирическое пространство полнится тяжёлыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма. Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположными значениями: “гранитный город славы и беды”, “чёрная нежная весть”, “для безумных и светлых нас”, “безмолвная песня, музыка нема” и так далее.

Изменился масштаб судьбы лирической героини. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души.

Особое место в её творчестве занимают отношения с эмиграцией, поэтому далее по ходу урока слушается сообщение «Ахматова и эмиграция», после чего анализируется стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…».

— Какие строки подчёркивают стойкость лирической героини, её решимость остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно.

— Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?

— Как сейчас, в изменившихся политических условиях, мы воспринимаем идею этого стихотворения?

— Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.

Как известно, поэтесса не приняла большевистского переворота, но не уехала в эмиграцию, разделив со своей родиной её судьбу. Жизнь Ахматовой после революции складывалась нелегко, о чём она написала в одном из своих стихотворений.

Я не искала прибыли,
Я славы не ждала.
Я под крылом у гибели
Все тридцать лет жила.

Стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил землю…» очень характерны для её послеоктябрьской лирики. Они являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции, которая осталась со своей страной и со своим народом. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала позором покинуть её в годину тяжёлых испытаний.

В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Анна Ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: “звал утешно”, “замкнула слух” и так далее. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX века.

Далее ученики слушают сообщение «Поэтическое творчество А.Ахматовой 30-х годов».

Следующая тема беседы — лирика, посвящённая проблемам поэтического творчества, призванию поэта в мире. Перед разбором выразительно прочитываются стихотворения «Муза» и «Творчество», сопоставляются и анализируются с помощью вопросов и заданий.

— Как относится к своей музе поэтесса? Какие строки говорят о роли творчества в её жизни? Какова эта роль?

— Какая поэтическая связь, поэтическая перекличка намечена в стихотворении?

— Как описано рождение стиха в «Творчестве»? Из чего оно складывается? Сопоставьте, как о том же самом писал А.С. Пушкин. В чём отличие поэтического дара Пушкина и Ахматовой?

В 30-е годы стихи Ахматовой строятся как монологи, диалогичность и драматургичность отходят на второй план. Если дооктябрьская лирика отличалась своеобразной замкнутостью на собственном внутреннем мире, самоуглублённостью и сосредоточенностью, то теперь поэтесса выходит к окружающему миру, пытается разобраться в нём.

В эти же годы начал создаваться цикл «Тайны ремесла», о котором написали статью Я.О. Глембоцкая и М.Н. Дарвин (2). В этом цикле, продолжая одну из традиционных тем русской классической литературы, Анна Ахматова говорит о своём поэтическом призвании, своих исканиях и обретениях. Характерны сами названия стихов — «Муза» и «Творчество». Стихи о музе поэтесса писала давно, ещё до революции. Однако её образ постепенно изменяется: то она идёт по осенней дороге («Муза ушла по дороге…»), то появляется в дырявом платке, то вступает в разговор с лирической героиней. В рассмотренном стихотворении «Муза» она названа “милой гостьей с дудочкой в руках”.

Но в конце 30-х годов образ музы в лирике поэтессы больше не персонифицируется. Ахматова начинает описывать и рассматривать сам процесс поэтического творчества. Образ поэта запечатлён в стихотворении «Художнику», в котором отразилась диалектика творчества, совместились его полюсы, сказано о вечности и нетленности истинного создания искусства.

Эту же тему развивает стихотворение «Творчество». Оно буквально наполнено описанием звуков и движений окружающего мира, которые сменяются “одним, всё победившим звуком”, рождаются аналогии с музыкой, но говорится и о недоступных музыке способах отражения мира: “Так вокруг него непоправимо тихо, // Что слышно, как в лесу растёт трава”. Чем богаче душа поэта, тем разнообразнее его описание бесконечно богатой “жизни человеческого духа”. Но из всего этого поэт извлекает законченную тему — “один, всё победивший звук”.

Ахматова стремится охватить и запечатлеть тот неуловимый миг, когда стих рождается из бесформенного клубка впечатлений и звуков, поэтому в стихотворении господствуют хаотичность, спутанность, многоликое изобилие образов. Во всём этом видится некоторое несоответствие поэтического дара Ахматовой и Пушкина, который в стихотворении «Осень» тоже рассказал о рождении стиха.

После обобщения учителя класс прослушивает сообщение «Личная драма поэтессы», а затем анализируется поэма «Реквием».

— Как вы думаете, почему поэма начинается прозаическим «Предисловием»?

— Какие стихотворные строки из «Посвящения» перекликаются с «Предисловием»?

— Как переосмыслила Ахматова пушкинские строки из послания «В Сибирь»?

— Какими были будни “невольных подруг” поэтессы? В чём двойной смысл этого выражения в поэтическом контексте «Реквиема»?

— Как во «Вступлении» поэтесса назвала Ленинград? Как подобное название увеличивало масштабы происходящего ужаса?

— Какой увиделась Русь поэтессе во «Вступлении»?

— Как меняется масштаб событий во второй главе? Чем напоминает эта главка старинную русскую песню-плач?

— Как образно обрисовано в IV, V, VI главках горе матери? Какой видится Ахматовой её прошлая жизнь?

— На чём сосредоточена поэтесса в своём настоящем?

— Как передана стойкость матери в главке «Приговор»?

— С какими словами обращается поэтесса к смерти? Почему эти обращения лишены того горестного пафоса, который характерен для начала поэмы?

— Какой библейский мотив переосмыслила Ахматова в главке «Распятие»? С кем она сравнила себя? Как эти строки углубляют тему материнского страдания?

— Какие строчки «Эпилога» подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины?

— Какие женские образы выведены в «Эпилоге»?

— Какое завещание оставляет поэтесса потомкам?

Обобщая работу класса, надо сказать о том, что «Реквием» дошёл до читателей только в конце 80-х годов, как и некоторые другие произведения русской литературы XX века. Написана поэма преимущественно в 1935–1940-х годах. Открывается она прозаическим «Предисловием», которое напоминает газетную заметку и вводит нас в атмосферу той эпохи. Поэтессу не узнают, а “опознают”, губы у женщины “голубые” от холода и переживаний, окружающие говорят шёпотом и “на ухо”. Женщина из тюремной очереди просит Ахматову описать это, надеется на торжество справедливости. И поэтесса выполняет свой долг, пишет о подругах по несчастью и о себе самой.

После «Посвящения» следует значительное по объёму и содержанию «Вступление», в котором возникают образы уходящих на каторгу или расстрел. Очень своеобразен Ленинград в «Реквиеме», он совсем не похож на поэтично-загадочный Петербург, воспетый в символической поэзии; это город, для характеристики которого использована беспощадно-выразительная метафора:

И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

Личная тема «Реквиема» — арест сына и страдания матери — начинает звучать только после «Посвящения» и «Вступления». Своё личное горе Ахматова связывает со страданиями всех женщин России и потому говорит о “стрелецких жёнках”, плачущих о погибших мужьях и сыновьях, о том, что жестокость и казни тянутся из прошлого в современность.

Очень сильным по художественной выразительности мотивом «Реквиема» является сопоставление собственной судьбы с судьбой Божией Матери, на глазах которой распяли сына (стихотворение «Распятие»). Подобное сопоставление позволяет придать образу скорбящей матери поистине вселенский трагизм, не случайно большинство учёных-литературоведов считают «Распятие» идейно-философским центром всей поэмы.

«Эпилог» по своему смыслу перекликается с началом произведения, снова возникает образ тюремной очереди, а затем Анна Ахматова говорит о том, что хотела бы видеть свой памятник у тюремной стены, где она ждала вестей о сыне. Можно считать «Реквием» своеобразным лирическим завещанием поэтессы, отражением великой трагедии, пережитой всем народом в годы сталинизма.

После окончания работы на уроке учитель предлагает домашнее задание.

  • Подготовить три индивидуальных сообщения: «Война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой», «Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» и «Конец творческого пути. Итоги жизни».
  • Прочитать «Поэму без героя» и подготовить выразительное чтение второго и третьего «Посвящений»; из части второй — «Девятьсот тринадцатый год» — чтение начала 1-й главы, прозаическое вступление к главе 2-й и стихов центральной её части, а также заключительных строк глав 3 и 4; глав 12–16 второй части «Решка»; стихов центральной части «Эпилога».

Третий урок начинается, как и предыдущий, с краткого устного опроса по изученному.

— Как отнеслась Ахматова к событиям 1917 года? Почему не уехала в эмиграцию?

— Когда в первый раз поэзия Ахматовой была исключена властями из литературной жизни?

— Как прозвучала тема народного горя в поэме «Реквием»?

Продолжится работа на уроке сообщением «Война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой» и рассмотрением стихотворения «Мужество». Ничего не говоря о том, когда оно было написано, следует предложить ученикам самим определить время его создания, исходя из содержания, после чего следует провести более детальный анализ.

— К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

— Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»?

— Отчего придаётся такое великое значение слову, родному языку?

После ответов на эти вопросы надо провести сопоставление стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и стихотворения «Мужество» Анны Ахматовой.

— Какое чувство объединяет оба произведения?

— Какие сходные образы и мотивы вы можете отыскать в этих стихотворениях?

Характеризуя военную тематику в поэзии Анны Ахматовой, следует сказать, что в 40-е годы в творчестве поэтессы наблюдается стремление к историзму, выход за рамки личных, любовных, камерных мотивов. Это отнюдь не означает умаления лирических ценностей, просто Ахматова почувствовала настоящую потребность быть со своим народом в часы тяжелейших испытаний.

Первый отклик на начавшуюся Вторую мировую войну прозвучал в цикле «В сороковом году». В первый месяц после начала Великой Отечественной войны было написано её известное стихотворение «Клятва», а в феврале 1942 года в печати появляется «Мужество». Его чёткий ритм напоминает удары колокола, зовущего народ на битву с врагами. И рядом с этим — великая вера в могучую силу русского слова, родного языка; заключительные строки как бы перекликаются с «Русским языком» И.С. Тургенева.

С особой силой и выразительностью звучит в лирике Анны Ахматовой тема блокадного Ленинграда. В стихотворении «А вы, мои друзья последнего призыва!..» есть такие строки: “И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет”.

С чеканными строчками «Клятвы» и «Мужества» соседствуют проникновенные стихи, посвящённые ленинградским детям.

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбёжку слышится
Детский голосок.

Все тяготы и лишения осаждённого Ленинграда разделила Анна Ахматова, как делила всё в судьбе своей родины. (Если учитель пожелает подробнее остановиться на патриотической теме в лирике поэтессы, он может воспользоваться для этого методическими материалами из статьи А.И. Фомичёвой.)

После этого звучит сообщение «Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие», а дальше на уроке рассматривается последнее крупное произведение Анны Ахматовой — «Поэма без героя». Это одна из самых сложных её поэм, построенная на чередовании прошлого и настоящего, на резкой смене событий, впечатлений лирической героини, отражающих бурные конфликты эпохи и социальные потрясения. Вот почему в произведении постоянно сталкиваются “век нынешний и век минувший”, поэтесса вглядывается в прошлое и оценивает его сквозь призму настоящего. Всё это затрудняет восприятие «Поэмы без героя» юными читателями, поэтому знакомство с ней стоит провести в форме литературного монтажа из отдельных эпизодов каждой части произведения. После того как прозвучит литературный монтаж, можно спросить учеников о том, какое впечатление оставила у них поэма, что было в ней непонятным, какие чувства и мысли поэтессы были им близки, какие поэтические строки поразили их сильнее всего.

Затем необходимо дать комментарий к «Поэме без героя».

Упомянутое произведение печаталось в разных сборниках, начиная с 1944 года, а наиболее полная прижизненная редакция представлена в 1962 году в сборнике «Бег времени». С самого начала «Поэма без героя» задумывалась Анной Ахматовой как триптих, то есть произведение, состоящее из трёх частей. В течение четверти века она работала над нею, не прерывая стихотворчество до самой смерти, и поэтому окончательный “канонический” вариант произведения отсутствует, имеются редакции 1946, 1960 и 1962 годов. Но в 1963 году поэтесса добавила к поэме новые строки, а последние её дополнения к тексту относятся к 19 апреля 1965 года, когда Ахматова в последний раз просмотрела её текст. Следует помнить также, что поэтесса, стремясь опубликовать «Поэму без героя», была вынуждена идти на цензурные уступки, и поэтому в разных редакциях имеются купюры и перед литературоведами и текстологами стоит задача — составить комментированный свод всех редакций «Поэмы без героя».

Это произведение — раздумья поэтессы о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Ахматовой осмыслить настоящее. Поэтесса погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэтессы — это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несёт в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.

Восприятие окружающего мира у лирической героини поэмы в высшей степени субъективно, поэтому читатели становятся свидетелями пересечения разных пластов бытия и сознания, лирики и прозы, внутренних монологов и повествований, настоящего и вчерашнего, страничек лирического дневника и летописи века.

На первом уроке уже говорилось о сходстве ахматовской лирики с драматургией. Комментируя начало поэмы, следует отметить, что её первая часть построена как своеобразное сценическое действие, рисующее трагедию персонажей — юноши-корнета и Коломбины. К каждой части поэмы даются авторские ремарки, предваряющие развитие лирического сюжета, она, как драма, разделяется на части-акты.

«Поэма без героя» — произведение трагедийное, однако трагизм скрашивается оптимизмом финала, который воспевает человеческие стойкость, гуманизм и сострадание. Тяжёлое, горестное и страшное время, пережитое Россией и её народом, преобразилось в «Поэме без героя» в прекрасные поэтические строки. В этом — великая тайна подлинной поэзии, поэтесса выражает самое заветное и сокровенное.

Заканчивается урок последним ученическим сообщением об итогах жизни и творчества Анны Ахматовой и обобщением учителя о значении её поэзии для последующего развития русской литературы. Можно также предложить ученикам высказать свои собственные суждения о её лирике, о том, что нового открыли для себя юноши и девушки, читая стихи поэтессы, какие духовные и нравственные приобретения они сделали. Возможно также предложить и обобщающие вопросы по всей теме.

— Какова главная тема ранней лирики поэтессы? Какой характер носит любовное чувство лирической героини?

— Как образная система стихотворений способствует раскрытию душевного состояния героев? Как поэтесса устанавливает ассоциации между разными предметами и явлениями?

— Что характерно для внутреннего мира лирических героинь Ахматовой? Что придаёт драматичность их любви? Чем отличается герой-мужчина лирики Ахматовой от героини-женщины?

— Как относилась А.Ахматова к Пушкину? Какие стихи посвятила она поэту?

— Какова тема поэмы «Реквием»? Что делает её произведением эпическим и реалистическим? Какие различные лирические стили совмещаются в этом произведении?

Заключительная часть урока может быть проведена в форме викторины, рекомендации по организации которой содержатся в статье Е.Р. Коточиговой и Г.И. Романовой (4).

К следующему уроку предлагается домашнее задание.

  • Подготовьте устные рецензии о понравившихся вам стихотворениях Анны Ахматовой, составленные как на основе ваших собственных впечатлений, так и обобщений учителя.
  • Какие стихи вы бы включили в сборник избранной лирики поэтессы и почему?
  • Подготовьтесь к выразительному чтению стихов А.Ахматовой. (Стихи учащиеся выбирают и готовят самостоятельно.)

Литература

1. Гиршман М.М., Свенцицкая Э.М. «В Царском Селе» А.Ахматовой // Русская словесность. 1998. № 2. С. 21–26.

2. Глембоцкая Я.О., Дарвин М.Н. Стихи о стихах: цикл А.Ахматовой «Тайны ремесла» // Русская словесность. 2001. № 3.

3. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой // Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. С. 4–162.

4. Коточигова Е.Р., Романова Г.И. А.Ахматова: Биография. Лирика. Викторина // Русская словесность. 1998. № 2. С. 52–58.

5. Лиснянская И.Л. Музыка «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. М., 1991.

6. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991.

7. Финкельберг М. О герое «Поэмы без героя» // Русская литература. 1992. № 3. С. 207–224.

8. Фомичёва А.И. Серебряный век русской поэзии. Анна Ахматова. 11-й класс // Литература в школе. 1998. № 1. С. 125–133.

Рейтинг@Mail.ru