Архив
Я иду на урок
Ирина СТРАШКО
Ирина Владимировна СТРАШКО (1969) — учитель русского языка и литературы лицея № 2 г. Астрахани.
Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»
6–7-й классы
I
1. Сегодня на уроке из века XXI перенесёмся в век XVIII, в последнее его двадцатилетие. (На доске нарисована лента времени, на ней отмечается нужная дата.) В культуре и литературе это эпоха романтизма (под датой появляется табличка «Романтизм»). Для романтизма, как литературного направления, характерен интерес к таинственному, потустороннему миру, отказ от обыденного, недаром основной чертой романтизма исследователи считают двоемирие, взор поэта-романтика прикован к мятущейся душе человека, её порывам.
У каждого литературного направления есть любимые жанры; в романтизме одним из любимых жанров была баллада.
2. Каковы жанровые признаки баллады? (Вопрос ученикам; по ходу их ответов на доске появляется определение жанра.)
Баллада — лиро-эпическое произведение; сюжет развивается динамично, он раскрывает, какую-то тайну; диалог; нарастание чувств героев баллады, на них сосредоточено внимание автора.
3. Одна из самых известных баллад — баллада великого немецкого поэта И.В. Гёте «Лесной царь», созданная в 1782 году (лента времени). Я прочитаю её, а вы попытайтесь проанализировать свои чувства. (Чтение баллады.)
4. Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?
Постичь тайны баллады Гёте — цель нашего урока, а тему так и определим — «Тайны баллады Гёте “Лесной царь”». (Запись в тетрадях.) Чтобы постичь эти тайны, приоткроем дверь в мастерскую великого поэта.
II
1. Итак, один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет. Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев до начала описываемых событий), завязки (событие, благодаря которому события начинают развиваться), действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия), после кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой. (По ходу объяснения на доске возникает сюжетная схема.)
2. Найдём в нашей балладе названные элементы сюжета.
— Какое событие заставило всадника пуститься в путь?
(Это неизвестно, то есть нет завязки.)
— А какова судьба персонажей до начала этой езды?
(Неизвестно, мы не можем этого даже предположить, то есть отсутствует экспозиция.)
— Что же известно о них?
(Они скачут куда-то по ночному лесу, причём эта езда убыстряется: скачет–мчится–летит; это зависит от чувств малютки: приник–тоскует–кричит, нарастает чувство страха; поэту интересны не события и герои, а то, что они чувствуют, гамма их чувств; персонажи — отец-старик и малютка-сын; сын слышит голос лесного царя.)
— Какое событие является кульминационным?
(Смерть ребёнка.)
— Есть ли в балладе развязка?
(Она совпадает с кульминацией.)
3. Вывод. Героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным. Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна баллады. (Запись в тетрадь.)
III
1. Мы уже сказали, что внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев. Основное чувство героев?
(Ужас.)
— Чем он вызван?
(Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в своё царство; отец чувствует, что малютка покидает его, увлекаемый своим потусторонним видением.)
2. Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.
3. Попытаемся вместе войти в царство лесного царя. (Заполнение схемы с разделами: «Предметы мира», «Краски», «Звуки», «Температура».)
— Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?
— А ребёнку? Как это показывает поэт?
(Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни разу не отвечает на его слова, а обращается за помощью к отцу.)
4. А что видит отец?
Сделайте самостоятельно схему мира реального. Что у вас получилось?
Предметы мира | Краски |
Отец; Малютка; Конь; Лес; Вётлы; Ночь; Туман | Темнота, туман не даёт ничего разглядеть |
Звуки | Температура |
Шелест деревьев; Тревожные голоса |
Холодно; Тепло человеческой любви |
— Вам не кажется, что потусторонний мир лесного царя гораздо привлекательнее мира реального? Что же отсутствует в его мире?
(Чувство любви: “родимый”, “прильнул”, “обняв”, “греет”, “ездок оробелый”, “не скачет, летит”. Заносим в схему: тепло человеческой любви.)
— Что значит “уйти к лесному царю”? (Умереть, лишиться тепла любви.) Так вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость и веселье ждут его у лесного царя, а отсутствие любви.
— Почему отец не сумел спасти сына?
(Поздно поверил в его грёзы, видимо, не от болезни должен был спасти ребёнка отец, а от наваждения.)
Дополнительные вопросы.
— Правильно ли мы отнесли ребёнка к миру реальному? (Пограничный мир.)
— Почему он видит мир лесного царя, а отец не замечает?
5. Какова же вторая тайна баллады?
(Двоемирие: сосуществование призрачного великолепного, но холодного царства лесного царя и непривлекательного внешне, но согретого теплотой чувства мира реального.)
IV
1. Третью тайну баллады я открою сама. Баллада, которую мы читаем, — великолепный перевод В.А. Жуковского, сделанный им в 1818 году (отмечается на ленте времени). А.С. Пушкин назвал его “гением перевода”. А поэт XX века М.И. Цветаева сделала для сравнения подстрочный прозаический перевод баллады. Я прочитаю его, а вы попытайтесь найти отличия.
2. У Жуковского лесной царь — величественный старик, а у Гёте — чудовище, демон. У Жуковского он только искушает ребёнка, а у Гёте — показывает свою власть над ним.
3. Вот как писала об этом М.И. Цветаева: “Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.
4. Лицо и мнение поэта как бы подменяются лицом и мнением переводчика.
— Что внёс Жуковский в перевод?
(Свою доброту по отношению к ребенку, отцу, читателю.)
— А что хотел показать нам Гёте?
(Реальность существования лесного царя.)
5. Вот третья тайна баллады в переводе: поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. (Запись.)
V
Итак, ребята, сегодня мы побывали в мастерской великого Гёте, открыли тайны воздействия баллады на наши души: они и во фрагментарности сюжета, и в двоемирии, а главное, в тех чувствах, которые испытывал поэт, создавая произведение. “Понять поэта можно, только побывав в стране поэта”, — считал Гёте.
Дидактический материал
Подстрочный перевод баллады И.В. Гёте «Лесной царь», выполненный М.И. Цветаевой
Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребёнку у отца покойно, ребёнку у отца тепло. “Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?” — “Отец, ты не видишь лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?” — “Мой сын, это полоса тумана!” “Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моём много пёстрых цветов, у моей матери много золотых одежд!” “Отец, отец, неужели ты не слышишь, что лесной царь мне шёпотом обещает?” — “Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве ветер шуршит”. “Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод — убаюкают, упляшут, упоют тебя”. “Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, лесного царя дочерей?” — “Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так сильно светятся...” “Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!” “Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!” Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу, — ребёнок в его руках был мёртв.