Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2005

Архив

Ключ к номеру

Ключ к номеру

Понимая методику преподавания литературы как живой процесс, направленный на активизацию творческих начал и накопленного опыта у каждого конкретного словесника — нашего читателя, мы стараемся подбирать для публикации материалы, которые не сводятся к прямолинейным сценариям урока, не являются, грубо говоря, шпаргалкой для учителя, а вовлекают его в стихию сотворчества. Такова разработка об изучении басен в 6-м классе; хорошим дополнением к ней станет статья «Превращения басни» нашего постоянного автора М.И. Свердлова во второй части. Это также наша принципиальная позиция: давать в поддержку практическим материалам аналитические статьи с изложением современных подходов в толковании того или иного произведения, литературного жанра, явления и т.д.

Статья И.В. Страшко о балладе Гёте — яркий пример ещё одной формы методических штудий. Учитель сможет использовать её при проведении урока именно по «Лесному царю», а также опираться на её положения при изучении со школьниками баллады как жанра. Подобным образом распорядятся читатели и статьёй Т.А. Селивановой: тема пророческого служения лейтмотивна для русской литературы, и предложенные словесницей из Смоленской области тезисы можно будет развить также и на ином программном материале.

Как известно, роман «Мастер и Маргарита» относится к произведениям, действительно читаемым школьниками. Тем важнее помочь учащимся глубже осознать художественный и этический смысл этого литературного памятника. Немалым подспорьем словеснику в деле эффективного изучения-прочтения «Мастера и Маргариты» в 11-м классе станет система уроков, предложенная белорусским педагогом-филологом А.В. Герциком.

Разумеется, и в этом номере мы не могли обойти стороной общие проблемы методики преподавания литературы. Так, сегодня на широкое обсуждение выносится предложение методиста из Пензы, профессора П.А. Гагаева изучать художественные произведения с акцентом на культурно-исторические начала, в них содержащиеся. Мы надеемся, что наши читатели захотят высказать собственное мнение на этот счёт. Своего рода практической вариацией на темы и проблемы статьи П.А. Гагаева выглядит методическая разработка, присланная из Воронежа О.В. Ковальчук: здесь пример не декларативного, а литературно-контекстуального изучения религиозной тематики в русской литературе.

В завершающей части номера — ёмкая статья нашего постоянного автора А.М. Ранчина об эпиграфах к «Евгению Онегину». Проблема эпиграфа к сочинению относится если не к первостепенным, то, во всяком случае, к постоянным в школьном преподавании литературы. Исследование литературоведа и педагога А.М. Ранчина поможет учителю глубже и наглядее разъяснить учащимся предназначение и смысл эпиграфа как такового, его непростую поэтику.

Материалы к популярнейшей в школах игре «Умники и умницы» у рачительного педагога найдут применение и на “обычных” уроках по творчеству Пушкина — в рамках закрепления и повторения изученного. Наконец, рассказ о литературном музее вяземского энтузиаста Павла Никифоровича Пропалова, помимо своего информационного значения, станет вдохновляющим подспорьем в работе для тех, кто создаёт литературные музеи на общественных началах в школах и других учреждениях образования.

Рейтинг@Mail.ru