Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2005

Я иду на урок

Мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы»

Я иду на урок

Татьяна Рассказова


Татьяна Анатольевна Рассказова (1969) — учитель литературы в лицее № 159 г. Казани.

Мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы»

Цели урока

  1. Рассмотреть мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы» для более полного и глубокого освещения таких проблем, как борьба добра и зла, свободы и несвободы; проследить становление, рождение в муках души человека (эта проблема раскрывается особенно ярко на уровне мифа, что позволяет рассмотреть произведение Е.Замятина как классическое, в контексте мировой культуры).
  2. Совершенствовать умение анализировать художественное произведение, учить видеть многоплановость, многомерность художественного мира; развивать ассоциативное мышление учащихся.

Оформление, наглядность

  1. Стенд по творчеству Е.Замятина (портрет писателя, его высказывания о литературе, публицистические статьи 1917–1922 годов, воспоминания современников).
  2. Репродукции с картин Малевича «Красный квадрат», «Чёрный квадрат».
  3. Музыкальные фрагменты из симфонии А.Скрябина и музыки в стиле техно.
  4. По ходу урока создаётся блок-схема к произведению Е.Замятина «Мы».
  5. На доске справа и слева от темы цитаты из романа:

“И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке” (Запись 2).

“…Я чувствовал себя над всеми, я — был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей” (Запись 27).

Ход урока

Литературная разминка

1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия? (Пасха.)

2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго логически, изложил поэт Р-13? (Искушение Адама и Евы в Райском саду.) Д-503?

3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома? (Бюст Пушкина.)

4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома? (“…Морщины засияли, то есть, вероятно, сложились лучеобразно”, “я уж лучше тут, на солнце”.)

5. Какой миф лёг в основу поэмы одного из государственных поэтов (поэма была прочтена на Празднике Правосудия)? (Миф о Прометее.)

6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним? (Крылатый юноша, миф об Икаре.)

7. Какую почётную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает при описании этого “праздника”? (Роль палача, распятие Христа на горе.)

8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству … (Жестокость.)

9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зелёной Стеной? (“...Мои руки: все в волосах, лохматые — какой-то нелепый атавизм”.)

10. Что в лице I-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503? (Брови иксом, напоминающие крест.)

Подступ к теме

Учитель. Как вы видите, обращение к мифологическому подтексту не случайно. Миф буквально рвётся сквозь цифры со страниц замятинского романа. Но давайте выясним:

— Что такое миф?

— О чём повествуют мифы? Какие моменты человеческой жизни отражают?

— Какие проблемы рассматриваются мифологической культурой?

— Какие религиозные сюжеты часто обыгрываются в литературе?

Необходимо подвести ребят к правильному пониманию мифа. Это не сказка, не легенда. Это способ человеческого бытия, особая форма сознания, мировосприятия, которое, во-первых, одухотворяет окружающий мир, во-вторых, не делает различия между материальным и идеальным, человеком и Вселенной, в-третьих, напрямую связывает образ и его значение.

Для мифологической культуры традиционным являются конфликты между добром и злом, Богом и дьяволом, противопоставление священного и мирского.

В литературе часто обыгрываются такие мифологические и религиозные сюжеты, как мифы об Икаре, Прометее; искушение Адама и Евы в Райском саду, распятие и воскресение Христа, падение ангела и другие.

Учитель. Итак, попробуем рассмотреть роман «Мы» как один священный миф. Это возможно, так как в романе представлена история рождения человеческой души, история перерождения нумера в личность. А ведь поиск самого себя — один из классических сюжетов мировой литературы.

Исследовательская работа по теме

Пока звучит музыкальный отрывок в стиле техно, учитель обращается к цитатам из романа «Мы». Между словами, произнесёнными Д-503, огромная разница. Кажется, что они произнесены разными людьми. Так оно и есть: первая фраза принадлежит нумеру, вторая — личности, человеку. Но, согласитесь, само по себе такое перерождение не могло произойти случайно. Требуется толчок, что-то ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, что нарушило бы равновесие, состояние “психологической энтропии” Д-503. И явно: этот толчок должен быть не из мира нумеров, а из другого, задавленного, древнего.

Звучит отрывок из симфонии № 3, до минор, соч. 43, «Божественной поэмы» А.Скрябина (третья часть, «Божественная игра»). Автор музыки указан в тексте романа «Мы» (запись 4), выбор же симфонического отрывка обусловлен мыслью самого композитора. Скрябин считал, что его «Божественная поэма» — это своеобразная “биография духа”; в третьей же части передан высший расцвет свободной творческой души. Е.Замятин не мог не знать об этом.

— С какого момента вторгается в жизнь Д-503 неизвестное?

— Как в романе обыгрывается мотив искушения? Покажите развитие этого мотива на звуковом, цветовом, образном уровнях.

Искушение начинается с музыки. Это сильнейший способ пробуждения души. Ребята зачитывают отрывок записи 4 от слов “Она была в фантастическом костюме древней эпохи…” до слов “Сидевший рядом со мной покосился влево…”. I-330 выступает в роли змея-искусителя, с ней и её игрой пробуждается нечто “дикое, несущееся” в Д-503.

Зачитываются отрывки из записей 6 от слов “Я вышел, сел” до “Послушайте, вы, ясно, хотите оригинальничать…”; 10 от “Я обернулся” до “Мембрана всё ещё дрожала” и от “Какой наглый, издевающийся тон” до “Дальнейшее я могу описать только приблизительно…”.

Искушение в Древнем Доме, I-330 в жёлтом платье (цвет соблазна) предлагает герою ядовито-зелёный ликёр, целует в губы как змея. Параллель с искушением Змием в Райском саду Евы и Адама яблоком.

Учитель. “Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь, понёсся вниз, вниз — по какой-то невычисленной орбите…” (запись 10). Искушение I-330 выбивает почву из-под ног Д-503, нарушает его полное равновесие, состояние “психологической энтропии”. Попробуем зафиксировать эту “невычисленную орбиту”. Несётся ли герой вниз или взлетает?

Учитель на доске, ребята в тетрадях делают первые записи блок-схемы. В процессе работы они доказывают, что его орбита — это постоянные взлёты и падения. (Запись 15: “Что со мной? Я потерял руль. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет, — и я не знаю, куда мчусь: вниз — и сейчас об земь, или вверх — и в солнце, в огонь…”)

Схема строится по зеркальному принципу. На это указывает запись 16, в которой доктор-лезвие объясняет рождение души: “Плоскость стала объёмом, телом, миром, и это внутри зеркала — внутри вас — солнце, и вихрь от винта аэро, и ваши дрожащие губы, и ещё чьи-то”. Любое событие воспринимается теперь двояко, в двух плоскостях: рационально, математически и всем существом, нарождающейся душой.

Чтобы воскрес человек, родилась душа, должен умереть нумер.

— Как в романе обыгрывается рождение души?

— Где оно происходит? Какую роль играет Древний Дом и старуха в романе?

— Почему рождение души происходит в Древнем Доме?

— Какие грани человеческой души открывает Древний Дом и старуха в Д-503?

Запись 17: смерть и рождение происходят в Древнем Доме, когда Д-503 прячется в шкаф-лифт. Ассоциация: герой хоронит себя прежнего; шкаф — гроб. “Я быстро открываю дверь в шкаф — я внутри, в темноте — захлопываю её плотно. Один шаг — под ногами качнулось. Я медленно, мягко поплыл куда-то вниз, в глазах потемнело, я умер”.

Древний Дом — древний мир. По мере знакомства с этим древним миром в герое растёт желание ощутить родство, почувствовать себя не только человеком, но и сыном. Особенно ярко этот мотив сын — мать раскрывается после посещения героем Благодетеля, когда он оказался распят словом, мыслью, почувствовал своё одиночество — и возопил о матери в образе Старухи.

— Покажите, как меняется мироощущение, мировосприятие Д-503 с приходом в его жизнь I-330. Как это отражается на звуковом, цветовом, образном уровнях?

С появлением I-330 в жизнь Д-530 вступает любовь, чувство прекрасное и страшное одновременно, так как оно не подвержено вычислениям. Для героя это Хаос. Теперь вместо голубого неба и такого же солнца — буйство красок, вместо марша Единого Государства — “ветер хлопает о стекло огромными крыльями” (запись 21, 23), вместо “ясно” — вопросы, вместо блаженного покоя — тревоги и сны. Мотивы взлёта и падения, полёта: крылья, птицы.

 Какую роль играют сны в романе? Какие глубины души открывают они в Д-503?

Подготовленные ученики комментируют сны в романе (записи 7, 18, 21). В мифологическом сознании сны играют большую роль. Они связующее звено между внешним и внутренним миром, перекрёстки разных измерений, проводники тайн подсознания. Они делают явным скрытое, подавленное, они предсказывают…

Учитель. Итак, Д-503 вступил в совершенно новый для него мир. Но чтобы быть принятым им, герой должен пройти ряд испытаний. Это классическая схема любого мифа.

— Какие потрясения, испытания можно проследить в жизни Д-503?

(Ложное спасение женского нумера (запись 22) — настоящее спасение I-330 на дне Единогласия (запись 25); встреча с “братьями” за Зелёной Стеной; полёт на Интеграле…

Работа с блок-схемой (отмечаются указанные события).

— Как на мифологическом уровне можно рассматривать запись 27 (о МЕФИ)? Расшифруйте её. Какие ассоциации возникают при её прочтении?

“В руках у ней — чаша, по-видимому, из дерева. Она отпивает красными губами — и подаёт мне, и я жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь — пью сладкие, колючие, холодные искры”. Это своего рода причащение, очищение от грехов, приобщение к “новому” древнему миру.

— Д-503 был одним из “мы”, стал одним из “братьев”. Есть ли разница между такими единствами?

(Снова обращаемся к цитатам из романа, записанным на доске. “Мы” — масса нумеров; “братья” — единство личностей; мысль о соборности.)

— Одна из важнейших сцен — встреча Д-503 с Благодетелем. Сцена отрезвления. Отступившее было Единое Государство снова вторгается в личную жизнь Д-503.

(Подготовленный ученик зачитывает сцену встречи Д-503 с Благодетелем — запись 36.)

— Какие проблемы приходится решать герою? Почему Д-503 одновременно воспринимается как Иисус Христос и как палач Христа? Почему мифологический подтекст в этой сцене звучит особенно ярко?

(До встречи Д-503 с Благодетелем героя постоянно сопровождала I-330, её любовь. Теперь Д-503 один, ему самому предстоит сделать выбор: с кем он? Как только герой оказывается в ситуации выбора, он тысячью невидимых нитей связывается с теми, кто до него решал те же проблемы. Поэтому возникает распятый Христос.)

— Как можно рассмотреть концовку романа? На сюжетном уровне получается, что Д-503 вернулся в состояние нумера. К чему тогда история рождения души? Имела ли она смысл?

(Исходя из движения души героя Д-503, а также всего Единого Государства вполне логичным является концовка романа — Апокалипсис. Это и наказание за грехи, и последнее испытание для героя.

Операция по удалению фантазии возвращает Д-503 в состояние нумера. Однако это не ставит точку в истории души героя. На сюжетном уровне история Д-503 завершена. На мифологическом (философском) она размыкается. Последний вопрос героя: а что дальше? Операция была произведена насильно. Сам же герой не возвратился к мышлению нумера. Состояние энтропии преодолено. Даже то, что энергия души будет воспринята и задействована для дальнейшего движения (так как ничто не исчезает бесследно, энергия не исчезает), делает историю Д-503 не бессмысленной.)

Подведение итогов

— Какое отношение имеют репродукции картин Малевича к сегодняшнему уроку?

(Высказываются разные точки зрения.)

Учитель. Возможно ли было многообразие мнений в Едином Государстве? Нет. Жизнь была упрощена, одноцветна, одномерна. Была бездушна. Вы сейчас высказали разные точки зрения, и со всеми можно согласиться. Это один из принципов мифологического сознания — неоднозначность оценок. В этом многообразии и заключается жизнь. Только в единстве разностей может родиться энергия, способная противостоять энтропии. Энтропии души, мысли, поступка. Да, конечно, Замятин предупреждает о том, к чему может привести увлечение технизацией, но главное — он говорит о необходимости взращивать душу, бороться с застоем и покоем, постоянно задавать вопрос: а что дальше?

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему «Я и роман Е.Замятина “Мы”». Составить план, тезисы к каждому пункту плана.

Рейтинг@Mail.ru