Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2005

Архив

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы

Школа в школе

Ирина ВАСЮТА,
Алёна МАХОТИНА


Ирина Васильевна ВАСЮТА, Алёна Фёдоровна МАХОТИНА — учителя русского языка и литературы из г. Новый Уренгой Тюменской области.

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы

Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления (см. подробнее: Крылова О. Приёмы развития критического мышления. Электронное пособие).

По пословице, доброе начало полдела откачало. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения». Мы предлагаем учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя.

Например, при изучении темы «Коренные и пришлые народы Ямала» в курсе литературного краеведения можно предложить такие утверждения:

  • Коренные народы Ямала — самоеды, остяки, вогулы, остяко-самоеды, татары.
  • Коренные народы Ямала — ненцы, ханты, манси, селькупы, татары.
  • Численность коренных народов Ямала около 58 тысяч человек.
  • Численность пришлых народов на Ямале примерно в 6,5 раза больше численности коренных народов.
  • Коренные народы Ямала имеют близких родственников в Европе. Это финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы.
  • Письменность у коренных народов Ямала появилась только в 30-х годах ХХ века.

После знакомства с текстом учебника спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока.

Приём «Верите ли вы…» можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала учитель демонстрирует фотографии или портреты писателя, а затем предлагает утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н. Островского можно предложить такие утверждения:

  • Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.
  • Островского называли “Колумбом Замоскворечья”.
  • Окончил филологический факультет Московского университета.
  • Служил секретарём в суде.
  • Никогда не отказывал себе в удовольствии “хвастнуть нездоровьем”.
  • По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».
  • Писал о себе: “У русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия. И меценат, и защита”.
  • Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье.

При изучении биографии можно использовать и приём прогнозирования. Так, на стадии вызова на уроке «Судьба А.С. Пушкина» учитель предлагает ученикам прочитать стихотворения Пушкина, расположенные не в хронологической последовательности (они должны быть в распечатанном виде, так как в сборниках обычно указывается, в каком году они были написаны): «Роза», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора!..», «Если жизнь тебя обманет…».

Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения. Задание можно дополнить работой с портретами поэта, выполненными Вивьеном (1926), Соколовым (1836), Гейтманом (1822): к каждому стихотворению подберите тот портрет, который соответствует его настроению.

После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.

Ярким делает начало урока прогнозирование его темы или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям.

Проиллюстрируем это фрагментом урока «Пословицы северных народов» (литературное краеведение — третий урок курса). Учитель сообщает, что этот урок — знакомство с одним из жанров уникального северного фольклора, который ненцы называют И` нгудм`мэта вада`хара``.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Предположения записываются.) Затем учитель предлагает несколько подсказок, направляющих учеников и позволяющих напомнить особенности пословиц:

  • В.Даль называл это “стоном и вздохом, плачем и рыданием” (записываются новые предположения или проводится корректировка ранее записанных);
  • “радостью и весельем” (ведётся запись, корректировка);
  • “цветом народного ума” (запись, корректировка);
  • оно есть в устном народном творчестве любого народа, потому что слово — цветочек, а оно — ягодка.

С каким же жанром народного творчества мы познакомимся? (Пословица.)

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

“Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса —относить его к “тонким” или “толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.

Прочитайте вопросы в учебнике.

  • Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?
  • Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»?

Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока по литературному краеведению «Космогонические мифы северных народов». На стадии рефлексии после чтения ненецких и мансийских мифов о сотворении мира учащимся даётся задание составить три-четыре “тонких” и “толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Вот какие “толстые” вопросы составлены учениками:

  • Что общего в мифах северных народов и других народов мира?
  • Почему земля в северных мифах представляется очень маленькой?
  • Дайте три объяснения, почему в космогонических мифах всех народов вода играет важную роль?

Работу с “тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

“Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот “толстые” вопросы учеников 10-го класса после изучения романа Тургенева «Отцы и дети»:

  • Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?
  • Что устарело в романе и что в нём современно?
  • В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои?
  • Что их сближает?

Несколько слов хочется сказать о приёме «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трёх до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает учащимся записать на листке одно–три предложения по определённой теме. Через одну-две минуты учитель сообщает, что следует закончить запись предложений и передать листки по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернётся к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Приведём пример использования этого приёма на уроке по ненецкой сказке «Три сына» (литературное краеведение).

1. Стадия вызова. Приём «Письмо по кругу».

Ученикам предлагается написать свои размышления по теме «Что такое счастье и как стать счастливым?» (Группы — четыре–шесть человек — работают в режиме “письмо по кругу”.) Обсуждение написанного.

2. Создание сказки «Три сына». (Работа проводится индивидуально, в паре или группе.)

Тема сказки — как стать счастливым.

Герои: старушка мать, три сына, старуха.

Предметы: чум, лепёшки, вёдра, звёзды.

3. Чтение вслух сказок.

Вопросы для обсуждения:

  • Стали ли герои сказки счастливыми?
  • Что им помогло найти счастье?
  • Чему учит ваша сказка?

4. Чтение сказки в хрестоматии.

Вопросы для обсуждения:

  • Что было неожиданным в сказке?
  • Дайте характеристику сыновьям.
  • Как мать воспринимала поведение своих сыновей? Почему?
  • Как отвечает ненецкая сказка на вопросы, заданные нами в начале урока?

5. Рефлексия.

Письменно ответить на один из вопросов:

  • Изменилось ли что-нибудь в моём мировосприятии после чтения сказки «Три сына»?
  • Согласен ли ты с таким пониманием счастья, как в сказке «Три сына»?

“Письмо по кругу” можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей или их позицию по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Но этот приём может служить и другим целям. У учащихся часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а “письмо по кругу” в увлекательной для детей форме позволит отработать этот навык. Учитель предлагает передать содержание текста или его отрывка в восьми–десяти предложениях (количество предложений по числу учеников одного ряда), и далее работа проводится по описанной схеме. После завершения письменной части каждый ученик читает свой листок, оценивает содержание пересказа: отражены ли важные моменты, поступки героев? Раскрывается ли в пересказе тема текста, его основная мысль?

Подводя итог, скажем, что приёмы развития критического мышления помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Рейтинг@Mail.ru