Я иду на урок
Я иду на урок
Ольга СУХАРИНА
Ольга Николаевна СУХАРИНА (1965) — учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.
Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»
Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать с лекционного изложения материала. Учитель даёт обзор творческого пути писателя, сопоставляя его с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления — пригласить учащихся к поиску. Проблемный вопрос может прозвучать и в начале разговора о Куприне, и в конце изложения материала о творчестве писателя.
На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой деятельности учеников. Для этого я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Возможно, что учитель не даёт готового ответа, задача наставника — привлечь ученика к сотрудничеству.
Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении рассказа «Гранатовый браслет»:
— Как пейзаж помогает понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны?
— Насколько важен образ генерала Аносова в произведении?
— Дать сопоставительный анализ описания именин Веры и описания комнатки Желткова.
— Сравните подарки гостей с подарком Желткова. Смысл сравнения?
— Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет в создании этого настроения музыка?
Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:
— работа с текстом;
— выбор цитат;
— анализ текста:
целостный анализ,
анализ эпизода,
сопоставительный анализ;
— выявление художественных особенностей текста.
К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем.
При разборе повести «Олеся» мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич — человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” Привожу примеры подобных рассуждений, оформленных в виде схем.
Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.
Вывод. Олеся способна на чувства более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.
Генерал Аносов о Желткове: “Безумец… Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
Князь Шеин о Желткове: “Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”
Вывод. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает “раз в тысячу лет”, осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.
Ассоциативный ряд: холодный — высокомерный — гордый — надменный — аристократический
2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности её восприятия жизни?
Непогода сменится теплыми днями
Лето сменится осенью
Молодость — старостью
Самые красивые цветы обречены на увядание и смерть
Жизнь идёт
Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?
3. Отношение Веры к природе:
море — “Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает”
“Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…”;
лес (сосны, мхи, мухоморы) — сравнение:
Вывод. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. “Деревья успокоились, покорно роняли жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодно любезна.
Финал рассказа: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…”
Любовь Олеси — сильное, глубокое, самоотверженное чувство
По повести А.И. Куприна «Олеся»
Любовь-испытание:
— Олеся для окружающих чужая;
— смелая, свободная;
— стремится к добру;
— не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику;
— стремится к добру;
— любовь — это главный смысл жизни.
Олеся и Иван Тимофеевич
Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в Олесе главное:
— Иван любуется не только внешней красотой Олеси, но и внутренней;
— важно не только уметь видеть, но и желание видеть;
Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича постоянно контролировать свои душевные порывы, не научила задумываться о последствиях. “Человек добрый, но слабый”, он не способен на настоящую любовь. Права оказалась Олеся: “Никого вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте”.
Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.
Нитка красных бус Олеси:
— это память о любви;
— это символ её чистого чувства;
— это сила её негаснущей любви;
— каждая бусинка — это огонёк любви.
Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности.
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ (сочинения) или в рефератах. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема — это основа сочинения, раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.