Я иду на урок
Я иду на урок
Татьяна ИГНАТЕНКО
Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) — учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края.
Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе
Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…”
От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку зрения. Дальнейший ход урока основан на аналитическом выборочном чтении.
1. Сообщение учащегося о значении прилагательного бедный в контексте названия и повести в целом.
2. Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний.
3. Как Эраст относится к Лизе?
4. Кульминация отношений Лизы и Эраста.
- Выразительное чтение сцены, где речь идёт о гибели непорочности.
- Беседа.
— Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?
— К какому выводу приходит автор?
5. Сообщение учащегося «Природа — фон или действующее лицо в произведении Карамзина “Бедная Лиза”?»
6. Пересказ эпизода прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну.
Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: “Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти”.
Мотивировка интонации. Роль тире в предложении.
7. Выразительное чтение последнего разговора Лизы и Эраста.
Дискуссионный вопрос: кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза?
8. Почти все произведения Карамзина воспринимались современниками писателя как его непосредственные автобиографические признания. Даже в Эрасте «Бедной Лизы» усматривали черты автора повести.
(Сообщение учащегося о биографии Карамзина.)
9. Сообщение учащегося на тему «Автор в “Бедной Лизе”».
10. Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью?
(Деньги в повести — порочные “ценности” цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.)
— Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами “Никто не владей вами!” были брошены “непродажные” ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды?
11. Чтение заключительного абзаца.
— Меняется ли наше отношение к Эрасту?
12. Литературоведческие понятия (разбор).
Жанр произведения — реальная быль, повесть-быль (указания на реальное место и время).
Идея произведения — “И крестьянки любить умеют”.
13. За повестью Карамзина «Бедная Лиза» последовал поток подобных ей произведений, мало чем одно от другого отличающихся («Бедная Маша», «История несчастной Маргариты»). Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др.-греч. — родившееся после) — нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.
Основные черты | Классицизм | Сентиментализм |
Основной пафос | культ разума | культ чувства |
Взаимоотношения личности и государства | человек-гражданин, интерес к государственным деятелям | приоритет личной жизни, интерес к простому человеку |
Изображение героя | внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера | внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера |
Авторская позиция | объективность повествования | субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции |
Ведущие жанры | ода, трагедия, комедия | повесть, дневник, письма, песня, романс |
Роль литературы | поучать, воспитывать | сострадать, пробуждать лучшие чувства |
Нормированность | строгие правила | нарушение норм; культ природы; элементы психологизма |
— Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на прошлых уроках? Введение понятия сентиментализм. Составление сопоставительной таблицы.
Проблемный вопрос. Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению «“Анатомия любви” в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”».
Литература
Буранок О.М. Русская литература XVIII века // Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. М., 1999.
Галузина Л.В. Уроки литературы в 9-м классе // Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9-й класс. М., 2002.
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. М., 1980.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. М., 2001. Ч. 1.
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.