Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2005

Я иду на урок

Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе

Я иду на урокИллюстрация М.В. Добужинского.

Татьяна ИГНАТЕНКО


Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) — учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края.

Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе

Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…”

От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку зрения. Дальнейший ход урока основан на аналитическом выборочном чтении.

1. Сообщение учащегося о значении прилагательного бедный в контексте названия и повести в целом.

2. Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний.

3. Как Эраст относится к Лизе?

4. Кульминация отношений Лизы и Эраста.

  • Выразительное чтение сцены, где речь идёт о гибели непорочности.
  • Беседа.

— Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?

— К какому выводу приходит автор?

5. Сообщение учащегося «Природа — фон или действующее лицо в произведении Карамзина “Бедная Лиза”?»

6. Пересказ эпизода прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну.

Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: “Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти”.

Мотивировка интонации. Роль тире в предложении.

7. Выразительное чтение последнего разговора Лизы и Эраста.

Дискуссионный вопрос: кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза?

8. Почти все произведения Карамзина воспринимались современниками писателя как его непосредственные автобиографические признания. Даже в Эрасте «Бедной Лизы» усматривали черты автора повести.

(Сообщение учащегося о биографии Карамзина.)

9. Сообщение учащегося на тему «Автор в “Бедной Лизе”».

10. Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью?

(Деньги в повести — порочные “ценности” цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.)

— Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами “Никто не владей вами!” были брошены “непродажные” ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды?

11. Чтение заключительного абзаца.

— Меняется ли наше отношение к Эрасту?

12. Литературоведческие понятия (разбор).

Жанр произведения — реальная быль, повесть-быль (указания на реальное место и время).

Идея произведения — “И крестьянки любить умеют”.

13. За повестью Карамзина «Бедная Лиза» последовал поток подобных ей произведений, мало чем одно от другого отличающихся («Бедная Маша», «История несчастной Маргариты»). Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др.-греч. — родившееся после) — нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.

Основные черты Классицизм Сентиментализм
Основной пафос культ разума культ чувства
Взаимоотношения  личности и государства человек-гражданин, интерес к государственным деятелям приоритет личной жизни, интерес к простому человеку
Изображение героя внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера
Авторская позиция объективность повествования субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции
Ведущие жанры ода, трагедия, комедия повесть, дневник, письма, песня, романс
Роль литературы поучать, воспитывать сострадать, пробуждать лучшие чувства
Нормированность строгие правила нарушение норм; культ природы; элементы психологизма

— Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на прошлых уроках? Введение понятия сентиментализм. Составление сопоставительной таблицы.

Проблемный вопрос. Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению «“Анатомия любви” в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”».

Литература

Буранок О.М. Русская литература XVIII века // Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. М., 1999.

Галузина Л.В. Уроки литературы в 9-м классе // Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.

Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9-й класс. М., 2002.

Карамзин Н.М. Бедная Лиза. М., 1980.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. М., 2001. Ч. 1.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Рейтинг@Mail.ru