Я иду на урок
Я иду на урок
Людмила
КОЛТЫШЕВА
Людмила Ивановна КОЛТЫШЕВА (1949) — учитель русского языка и литературы. Живёт в селе Грязновское Богдановичского района Свердловской области.
Жить по народной мудрости
Урок литературы в 7-м классе
Это второй урок о пословицах. Учащиеся получили заранее к нему следующие задания.
1. Расспросите членов своей семьи, какие пословицы они знают, как часто их употребляют, в каких жизненных ситуациях.
2. Запишите пословицы, которые вам запомнились после изучения темы «Пословицы и поговорки».
Учащиеся на уроке разделены на четыре группы.
I. Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы читали много пословиц, определяли, чем они отличаются от поговорок. Мы знаем, что пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В них запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.
Пословица может стать жизненным правилом, наставником и советником.
А.И. Солженицын — писатель, прошедший через арест и лагерь, ссылку и внезапно пришедшую всемирную славу, изгнание и возвращение. Он лауреат Нобелевской премии по литературе, академик РАН.
Это писатель, который сказал о страдании не от своего имени, а от имени народа. Встреча с его произведениями у нас впереди, но уже сейчас вы запомните это имя, имя человека, оказавшего влияние на мышление тысяч людей в нашей стране, учившего “жить не по лжи”.
Газета «Аргументы и факты» несколько лет назад попросила у А.И. Солженицына интервью на нравственно-этическую тему. Александр Исаевич признался: “Я всю жизнь выписывал пословицы, которые мне нравились своей глубиной и точностью. Среди пословиц, ёмких по смыслу, богатых по вызревшему в них опыту, есть такие, что прямо просятся увидеть в них как бы жизненные правила, не раз обдуманные, многократно проверенные нашими предками”.
(Раздаю каждому ученику лист с интервью.)
Я предлагаю вам прочитать пословицы на одну тему: «Общая линия жизни», «Повседневное поведение», «Самодостаточность», «Восприятие, настроение»; объяснить их и выбрать одну-две, которые могли бы стать для вас жизненным правилом. После обсуждения в группе подготовьте выступление перед классом.
II. Работа в микрогруппах, выступления учащихся
Ребята выбрали для себя как жизненное правило такие пословицы.
Общая линия жизни
- Верши — не спеши.
- Всякого слушай, а никому не поддавайся.
Повседневное поведение
- Не торопись начать, торопись кончить.
- Кто не бежит, тот и не споткнётся.
Самодостаточность
- Чужой ум — не попутчик.
- Восприятие. Настроение
- Не гляди на лицо, а гляди на обычай.
- Сердитый сам себе мстит.
III. Беседа по домашнему заданию
— Какие пословицы вы записали от членов своей семьи?
— Какие жизненные правила близких вам людей открылись через пословицы, употребляемые ими?
— Изменились ли нравственные ценности людей, ведь пословицы появились до создания письменной литературы?
— Как изменяется речь человека, если в ней звучат пословицы?
IV. Конкурс «Ошибки наборщика»
Каждая группа получает лист бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но по “ошибке наборщика” первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая — другой. Надо вернуть им первоначальный вид.
Первый лист
- Баба с возу, а хомут найдётся.
- Беды мучат, а руки делают.
- Без труда не накинешь платок.
- На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.
- Глаза страшатся, да уму учат.
- Была бы шея — кобыле легче.
- Баба с возу — кобыле легче.
- Беды мучат, да уму учат.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- На всякий роток не накинешь платок.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Была бы шея, а хомут найдётся.
Второй лист
- Едешь на день, а сам не плошай.
- Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться.
- Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
- Как с быком ни биться, он и лоб расшибёт.
- На Бога надейся, хлеба бери на неделю.
- Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.
Ответы
- Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
- Заставь дурака молиться, он и лоб расшибёт.
- Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
- Как с быком ни биться, а всё молока от него не добиться.
- На Бога надейся, а сам не плошай.
- Добрая слава лежит, а худая сама бежит.
Третий лист
- Где любовь и совет, там и рвётся.
- Жена приласкает, свинья не съест.
- За двумя зайцами погонишься, бей молотом.
- Где тонко, там и горя нет.
- Господь не выдаст, а мать пожалеет.
- Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.
Ответы
- Где любовь и совет, там и горя нет.
- Жена приласкает, а мать пожалеет.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Где тонко, там и рвётся.
- Господь не выдаст, свинья не съест.
- Не умеешь шить золотом — бей молотом.
Четвёртый лист
- Гром не грянет, коли делать нечего.
- Взял лыко, один раз отрежь.
- Красна птица пером, да дураку досталась.
- Умная голова, а человек умом.
- Семь раз отмерь, отдай ремешок.
- Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.
Ответы
- Гром не грянет, мужик не перекрестится.
- Взял лыко, отдай ремешок.
- Красна птица пером, а человек умом.
- Умная голова, да дураку досталась.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
V. Заключительное слово учителя
Произнесём коллективное слово о пословице. (Я использую этот приём на многих уроках. Начало предложения повторяет каждый ученик, а заканчивает по-своему.)
Пословица — это “народная мудрость, она нас учит тому, как жить и каким быть”, “это хороший советчик и друг”, “это энциклопедия жизни”, “образец яркого и меткого языка”, “наставление и голос наших предков”, “не зря молвится” и так далее.
Обобщение учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам.
(При проведении игровой части урока использован материал З.М. Пашининой из книги В.П. Сергеевой «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я». М., 2001. С. 169.)