Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2005

Архив

КЛЮЧ К НОМЕРУ

КЛЮЧ К НОМЕРУ

Материалы первой части этого номера, связанные с темами школьных программ по литературе, разнообразны по жанру и, надо полагать, найдут достойное применение в учительской практике. Обратим внимание на то, что викторины для 5-го и 8-го класса дают словеснику возможность для сотворчества, корректировки в соответствии с интеллектуально-психологическими особенностями того или иного ученического коллектива.

Столь же пластична разработка, посвящённая изучению в 6-м классе рассказа Андрея Платонова «Корова». Думается, применённые в ней аналитические принципы и предложенные толкования помогут при подготовке уроков по произведениям Платонова и в 11-м классе. Тезисы урока в 7-м классе по пословицам направлены на то, чтобы тема народной афористики в произведениях литературы не уходила из поля учительского внимания в старших классах, помогала в утверждении идеи о преемственности литературы и её органической связи с народной жизнью. Материал по изучению повести «Бедная Лиза» (9-й класс) также оставляет возможность для применения собственных наработок теми, кто будет этим материалом пользоваться. Предлагаемые занятия в итоге помогут ученикам на творческой основе усвоить содержание таких сложных историко-литературных понятий, как “сентиментализм”, “классицизм”. В уроке по рассказу «Анна на шее» (10-й класс) отметим не только его методическую свежесть, но и собственно воспитательную сторону: в нём важен пафос противостояния засилью низкопробных телезрелищ в пользу талантливых интерпретаций классики.

Многообразно может быть использована статья И.П. Золотусского об образе Пушкина, созданном Гоголем. Во-первых, она даёт материал для изучения биографии каждого из писателей — Пушкина и Гоголя. Во-вторых, она поможет учителю наглядно, ярко раскрыть важнейшую для полноценного восприятия литературы тему писательской индивидуальности, взаимоотношений между мастерами. Статья о Шерлоке Холмсе — одна из попыток в занимательной форме передать ученикам средних классов понятие о своеобразии жанровой формы, помочь им увидеть возможности детектива как глубокого социально-психологического жанра.

В методике всегда узким местом остаётся преподавание основ теории литературы. В статье о символизме содержится богатейший материал, пригодный для уроков как в средних, так и в старших классах, в том числе посвящённых раскрытию логики литературного процесса позапрошлого столетия, становлению художественного языка русской литературы Серебряного века. Наконец, статья в рубрике «Литературная карта России» не только рассказывает о музее Пришвина, но учит пониманию литературного музея как такового, постижению логики, своеобразия музейных экспозиций.

Рейтинг@Mail.ru