Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2005

Читальный зал

Д.П. Ивинский. ПУШКИН И МИЦКЕВИЧ: История литературных отношений. М.: Языки славянской культуры, 2003. 432 с. (Studia philologica).

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Д.П. Ивинский. ПУШКИН И МИЦКЕВИЧ: История литературных отношений. М.: Языки славянской культуры, 2003. 432 с. (Studia philologica) Д.П. Ивинский.
ПУШКИН И МИЦКЕВИЧ:
История литературных
отношений.
М.: Языки
славянской культуры,
2003. 432 с.
(Studia philologica).

Книга посвящена, казалось бы, частной теме — истории литературных взаимоотношений Пушкина и Мицкевича. Однако чтение её полезно каждому, кого интересует пушкинская эпоха и люди этой эпохи.

Прежде всего, Ивинский самым тщательным образом исследует и описывает все личные встречи поэтов, начиная с их знакомства в 1826 году. Затем основательно анализируются переклички текстов двух поэтов, их полемика, продолжающаяся до польского восстания 1830 года, ставшего переломной точкой в отношении Мицкевича с Россией, в том числе и с Пушкиным.

Именно это событие привело Пушкина к созданию антипольских, а Мицкевича — антирусских стихов и сделало их соответственно врагами на всю последующую жизнь. Польский поэт уехал за пределы Российской империи и даже принимал участие в польском отряде на стороне Турции в Крымской войне (тогда же и погиб от холеры).

Учёный, опираясь на широчайший круг русских и польских источников, не только опровергает ложный миф о дружбе двух великих славянских поэтов — он исследует объективные причины, благодаря которым “дорогие враги” (по Мицкевичу) стали в сознании потомков едва ли не лучшими друзьями. (Особо Ивинский говорит о “советской”, идеологизированной версии этого мифа — в частности, трактовке
Д.Благого.) Известно: Мицкевич поддерживал дружеские отношения с русскими литераторами — но не с Пушкиным.

Эта книга позволяет по-новому — именно в поле противостояния взглядов двух гениев — посмотреть на такие хрестоматийные произведения, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» и «Медный Всадник» Пушкина — с одной стороны, «Крымские сонеты», «Конрад Валленрод» и «Дзяды» Мицкевича — с другой. Отголоски полемики с Мицкевичем исследователь обнаруживает также в «Пиковой Даме».

В приложении к основному тексту монографии дана подробнейшая документальная хроника отношений двух поэтов, а в целом этот труд ещё раз доказывает: чем глубже погружаешься в любую, даже самую на первый взгляд специальную тему, тем лучше понимаешь логику истории и искусства, реальные произведения и их смертных авторов.

Ю. ОРЛИЦКИЙ
Рейтинг@Mail.ru