Я иду на урок
Я иду на урок
Елена ПАНКРАТОВА
Елена Евгеньевна ПАНКРАТОВА (1949) — преподаватель гимназии № 8 г. Северодвинска Архангельской области.
10-й класс
Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского
Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения.
Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский?
Предварительные задания
1. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова Соне».
2. Инсценировка «Критики о Достоевском».
3. Сообщение «Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести”».
4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда «Преступление и наказание» (Англия).
5. Выступление по поводу фильма Анджея Вайды «Бесы» (Франция).
6. Подготовить сводку криминальных событий по городу.
7. Сообщение «Достоевский и Ницше».
8. Подобрать цитаты из Некрасова, близкие по духу Достоевскому.
Оформление
1. Тема.
2. Схема цветными мелками.
3. Фотографии (кадры из кинофильмов, спектаклей по романам Достоевского).
4. Видеофильмы «Преступление и наказание» (Англия), «Бесы» (Франция).
5. Определения: талантливый, одарённый, выдающийся, гениальный, великий.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Что думаете по поводу классической литературы вы, чей век XXI? Действительно, зачем вам Достоевский с его постоянными муками, страданиями, сомнениями и откровениями?
Обратим внимание на схему на доске. Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил нас Достоевский, то мы будем обречены на вечные муки совести, на вечное самоистязание.
Напротив, если взять за основу деньги, то всё становится намного проще, ощутимее, материальнее. И — завидная роскошь. Так какой же смысл вам читать Достоевского?
Мы много говорили о преступлении Раскольникова. Мы понимали его: а кому не хочется всё бить и крушить при виде несправедливости? Вспомним безденежье начала перестройки!
Мы следили за движениями души Раскольникова, многое в ней понимая. Но разве сегодняшние воры, грабители, убийцы так же, как он, мучаются совершённым?
Послушаем криминальные новости Северодвинска.
Сообщение учащегося.
2001 2002 грабежи 210 199 совершено молодыми 85% 88% разбои 50 48 совершено молодыми 81% 85% кражи 849 669
Преобладающий возраст преступников — от 18 до 29 лет — возраст Раскольникова. Но идейных преступлений нет. Обычная уголовщина.
Учитель. Начнём разговор с подбора наиболее подходящих определений к имени Достоевского: великий, выдающийся, талантливый, одарённый, гениальный.
— Что вы выбрали? Почему? Какие определения можете добавить?
Проследим, как развивалось отношение к Достоевскому на протяжении веков.
Век XIX
Теодор Драйзер. “Назовите мне Чехова, Достоевского, Толстого... во всей истории американской литературы, и я умолкну в почтительном восхищении, потому что я не знаю равных им”.
Уильям Фолкнер. “Достоевский не только оказал на меня большое влияние, но и чтение его произведений доставляло мне большое удовольствие, и перечитывал его каждый год”.
Лев Толстой. “Я никогда не видел этого человека, но он был самый близкий, дорогой, нужный мне человек”.
Лу Синь. “Достоевский — великий исследователь человеческой души. Я преклонялся перед Достоевским, но любить его не мог”.
Салтыков-Щедрин. “«Бесы» Достоевского — это форменное глумление...”
Учитель. Великие мира сего признавали Достоевского, но любить его мог не каждый.
— Был ли одинок Достоевский на пути поисков добра? Кто ещё из его современников также взвалил на свои плечи ношу неподъёмную, ношу боли и страданий за весь народ? (Некрасов.)
Подтвердите вывод строками из Некрасова.
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
Там нужен ты.
(«Поэт и гражданин»)
Душа болит. Не в залах бальных,
Где торжествует суета,
В приютах нищеты печальных
Блуждает грустная мечта.
(«Родина»)
Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо... Хоть плачь!
(«Утро»)
Ему тяжёлый жребий пал,
Но лучшей доли он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
(«Поэт и гражданин»)
Нет, музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
(«Муза»)
Но у Некрасова — “Муза мести и печали”. А у Достоевского? (Муза любви и печали.)
У Достоевского нет жажды мести — и это принципиально важно. И не совсем современно. Может, именно поэтому большевики не жаловали Достоевского.
— Подумайте, есть ли связь между революцией и “разрешением крови по совести”?
Век XX
Альберт Эйнштейн. “Достоевский даёт мне больше, чем любой мыслитель”.
Чарльз Сноу. “Достоевский в молодые годы значил для меня чудовищно много, но со временем его авторитет в моих глазах потускнел”.
Пётр Алешковский (из романа «Владимир Чигринцев»). “Достоевский велик. Я всегда любил и люблю его. Но интерес к показу язв души человеческой, смакованье «гнусненького» и «гнуснейшего», что есть в человеке, сейчас у меня вызывает отвращение, несмотря на гениальность Достоевского”.
Обзор кадров из кинофильмов, снятых по Достоевскому в XX веке, сцен из спектаклей.
- 1921 год. Германия. «Братья Карамазовы». Режиссёр К.Фрелих.
- 1922 год. Германия. «Раскольников». Режиссёр Р.Вино.
- 1935 год. Франция. «Преступление и наказание». Режиссёр Шиналь.
- 1954 год. Англия. Театр искусств. «Преступление и наказание».
- 1963 год. Франция. Комеди Франсез. «Преступление и наказание».
- 1967 год. СССР. «Преступление и наказание. Режиссёр Г.Калатозов.
— Что заставляло разных режиссёров в разных странах обращаться к Достоевскому? Послушаем, как мог бы ответить на этот вопрос английский режиссёр Джулиан Джарэлд. (Выступление ученика; демонстрация фрагмента из фильма.)
Вопросы:
— В романе Достоевского огромную роль играет эпизод «Сон Раскольникова». В фильме это всего лишь уличная сцена. Почему? Меняет ли это что-нибудь в понимании идеи романа?
— У Достоевского Разумихин находит Раскольникова, в фильме наоборот. Меняет ли это что-либо в образе героя?
(Это меняет полностью образ Раскольникова. В романе он “озлился”, ушёл от людей, “как паук”. В одиночестве, отречении от людей — одна из причин его трагедии.)
— Попробуем узнать мнение о работе французского режиссёра Анджея Вайды о его работе — фильме «Бесы». Что заставило французских кинематографистов обратиться к творчеству Достоевского?
(Выступление ученика.)
— Достоевского в СССР уподобляли Ницше, которого считали идеологом фашизма. Есть ли между двумя мыслителями связь? И если есть, то какая?
(Выступления учеников.)
Конец XX — начало XXI века
Учитель. Интерес к Достоевскому в мире культуры по-прежнему велик. В цикле «Десять великих романов XX века», подготовленном специалистами Оксфорда, первым стоит роман «Преступление и наказание». И по-прежнему нет единой общепринятой оценки писателя.
Попробуем представить себе встречу за круглым столом людей, уделивших немало времени изучению феномена Достоевского. Послушаем, что говорили они о писателе и его романе, о Раскольникове, его теории и причинах преступления.
(Игра «Встреча за круглым столом». Звучат точки зрения Страхова, Бродского, Розанова, Маранцмана, Писарева, Суворина, Лихачёва, Луначарского, Гроссмана, Бахтина, Жеромского.)
— Итак, мнения весьма уважаемых собеседников разделились. Что толкнуло Раскольникова на преступление? Бедность? Принцип? Широкая и непредсказуемая русская натура? Болезнь? Честолюбие? Ясно лишь, что он свою вину невозможными страданиями искупил. А вот сегодняшние убийцы, воры, грабители вряд ли мучают себя непосильными рассуждениями. А есть ли и сегодня “разрешение крови по совести”?
(Сообщение ученика «“Разрешение крови по совести” и современный терроризм».)
— Интересно ли вам было обращаться к творчеству Достоевского, знакомиться с его книгами «Бедные люди», «Идиот», «Преступление и наказание»? Иногда интерес приобретает весьма зримые формы.
(Инсценировка «Признание Раскольникова Соне».)
Вопросы исполнителям:
— О чём вы думали, с каким чувством готовили инсценировку?
— Что привлекает (или отталкивает) в ваших героях?
Достоевский призывает к совести. А значит, к мукам душевным. Вот строки из дневников Ф.Абрамова:
“17.11.1969. Всё думаю — который уже день, — писать или не писать по поводу исключения Солженицына из Союза писателей. Ибо последствия могут быть самые неожиданные. Может вообще ничего не быть. А можно оказаться за бортом литературы... Хочется плюнуть этим мерзавцам в морду, показать, что и ты человек. Ну а если тебя действительно на несколько лет вычеркнут из литературы? Кому это выгодно? А тем же мерзавцам...
17.11.1969, несколько часов спустя. Перечитал, что записал. И взвыл от ужаса: во что же мы превратились? Поймут ли нормальные люди, из-за чего мы дрожали от страха? И куда ещё дальше?”
Вот он главный выбор жизни — выбор нравственный. Фёдор Абрамов его сделал. Потому и стал совестью своего времени и своего народа. Но это трудно. И тогда — самооправдание, как у Понтия Пилата Булгакова, у героев «Сотникова» В.Быкова или «Живи и помни» В.Распутина.
Но выбор Абрамова — это выбор лучшей части нашей интеллигенции. Он труден. Такой урок получил Абрамов у русских классиков.
Теперь поговорим о вас.
— Что вас задело, заставило остановиться на бегу и задуматься у Достоевского?
— Есть ли в книгах Достоевского такие фразы, которые привлекли внимание, заставили вздрогнуть?
— У Раскольникова — теория “разрешения крови по совести”. У Толстого — теория “непротивления злу насилием”. Есть ли у вас своя теория общественного устройства?
— Как вы полагаете, бродит ли ещё по земле призрак Наполеона как символ неутолённого честолюбия?
— Можем ли мы к определениям, звучавшим в начале занятия, добавить “современный”?
— Какие уроки преподал вам Достоевский?
Вывод. Какой мир выбрать: мир души с неизбежными нравственными муками или мир денег с его реальной простотой — это каждый решает для себя сам. Достоевский верил. Верил в Бога, в любовь, в совесть, в красоту. И верил в исцеление России.
(Показ финальной сцены фильма «Бесы» — об исцелении России от бесноватых.)
И дай Бог России исцеления, а вам — правильного выбора. А Достоевский останется современным, пока жив человек с его страстями, любовью и пороками. Он нужен России.