Я иду на урок
Я иду на урок
Валентина Либерцева
Валентина Васильевна Либерцева (1957) — учитель русского языка и литературы Ильинской средней школы Олонецкого района Республики Карелия; наш постоянный автор.
Урок литературы в 5-м классе по программе «Вокруг тебя — Мир»
Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб»
Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определённого возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия.
Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ метафоры, заключённой в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и людей; закрепление понятий “пейзаж”, “описание животного”, “диалог”, “олицетворение”; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса к чтению.
Стадия вызова. Отгадываем шарады.
Это слово не для смеха.
Первый слог — движенье танца.
Слог второй есть у гороха
Иль гусаров красит лица.
Третий слог — местоименье,
В среднем роде указанье.
Слог последний —
Слог обширный:
Начинаем мы с предлога,
Очень нужного для входа;
Дальше суффикс очень русский,
Он и в слове есть “французский”.
Окончанье не проблема —
В признаках мужского рода.
В целом вышло — Па-ус-то-в-ск-ий.
В классе все умны и ловки.
Если хочешь возражать,
Будешь тот союз искать.
А потом предлог-приставку,
К единению подсказку:
Он в содружестве со всеми,
Нынче и в спортивной теме.
А конец — опять предлог,
Знанья в вас вложить готов.
Но-со-в — автор знаменит,
С ним знакомство предстоит.
Небольшое сообщение пятиклассника о писателе, подготовленное дома по справочной литературе.
Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях)
— Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе — о Паустовском?
(У них есть произведения, похожие по названию.)
Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.
(Учащиеся сразу вспоминают многозначность метафоры “тёплый хлеб” из недавно изученной сказки Паустовского: это и тёплая мука, в которую люди радостно погружали руки, и свежеиспечённый хлеб, и общее дело, объединившее людей в трудную минуту.)
А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чём, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приёма — пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова “хлеб”, как “средство к существованию, заработок”. Словари обычно тут же указывают фразеологизм “быть на хлебах” — на пропитании, иждивении. Можно напомнить строчку из стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова: “Трудно свой хлеб добывал человек”.) Ребята, а какой хлеб, по-вашему, труден?
(Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.)
А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (“Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный” — так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.)
— А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий особых усилий?
(Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезёт с работой, но “трудный хлеб” обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.)
— Но ведь в рассказе Носова речь идёт о собаке. Какие профессии собак вам известны?
— Какая профессия у Чанга?
(Это охотничья собака.)
— Какие к ней предъявляются профессиональные требования?
(Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутьё, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.)
— Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?
(Нет, это слепая собака.)
— Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?
(Это инвалиды, обречённые на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.)
— А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?
(В «Методических рекомендациях» к учебному пособию «Вокруг тебя — Мир» помещён очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.)
В одной из газет было напечатано следующее.
В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны <…>
Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.
Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака — лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.
А что делать? — посетовал охотник. — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя — Мир. Методические рекомендации. 5-й класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 68–69.)
Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя её итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.
Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить?.. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пёс, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…
А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: “Новичок, наверно?” до слов: “А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму”.
В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.
+
— какую-то пользу принесёт;
— не так скучно охотнику в лесу;
— собака не будет скучать дома;
— собака будет чувствовать себя нужной людям, не инвалидом.
Если брать слепую собаку на охоту:
–
— собака может ошибаться;
— нечётко выполнять команды;
— упустить дичь;
— добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же.
— Какие “плюсы” и “минусы” вы считаете самыми важными? Подчеркните их.
— Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?
(Да, собаке хозяин оказывает доверие, любит её, она не ощущает своего несовершенства.)
— А ведь это очень важно и для животных, и для людей — умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.
Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали? Как чувствовали себя при этом?
Эмоционально-интеллектуальная пауза
А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами. Итак, “белая подкладка”, “чёрный сюртук”, “белая рубашка”, “зелёно-чёрная голова”, “острый копьеобразный клюв”. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный приём преимущественно использован здесь автором? Как вы думаете, почему?
(Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у неё всё равно невкусное.)
А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. (“Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу”, “плыла легко и быстро”, “встряхнул длинными лохматыми ушами”, “Он лежал, положив морду на мохнатые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки”, “насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым, носом”). Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?
(Да, он удивлён и восхищён ею, её “трудным хлебом”).
— Вернёмся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?
(Это пейзаж — описание осенней природы. Но пейзаж необычен, в нём тоже олицетворение: осень изображена, как хозяйка, которая наводит порядок в лесу. Может быть, автор хочет подчеркнуть мысль, что у каждого своя судьба и свои заботы.)
Ребята, а как вы думаете, трудным или лёгким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой «Светофорчик»? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.
(Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика… С. 24–25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)
— Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чём тогда?
(Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия «Вокруг тебя — Мир» и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно ли сразу сделать всех счастливыми. “Я хотел быть добрым сразу ко всем, — думает Светик, — и чуть было не погубил всех”.)
— Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (“Так приятно всегда говорить «да», и всё-таки иногда «нет» лучше, чем «да», — делился Светик открытием со своими собеседниками”. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чём-то.)
На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя — Мир», на выбор: написать письмо — отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока (с. 92) или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.
Заканчивается работа отзывами ребят об уроке.