Архив
СТЕНД
Когда перелистываешь литературоведческие журналы, обязательно ловишь себя на мысли: ну хорошо, вот эти статьи я сейчас отмечу как прагматически-полезные для учителя, но неужели он, наш читатель, дипломированный филолог, только о поурочных планах и думает?!
№ 6/2004 «ВЛ» открывается разделом «Филология в лицах», и посвящён он памяти Сергея Сергеевича Аверинцева (1937–2004). Представляется: если учитель на одном из уроков литературы расскажет о жизни и творчестве этого выдающегося учёного, автора «Похвального слова филологии», т.н. воспитательный эффект будет не менее сильным, чем от изучения какого-либо хрестоматийного произведения.
А теперь назовём в привычном ключе: статьи В.Кривоноса «“Бедный Акакий Акакиевич” (Об идеологических подходах к “Шинели” Гоголя)», С.Пискуновой «“Мы” Замятина: Мефистофель и Андрогин…», К.Степаняна «Тайна человека в романе “Бедные люди”», А.Мильчина «Довлатов и его герой», Е.Конюшенко «Заметки о романе Достоевского “Преступление и наказание”».
В номере также помещены материалы об изучении жизни и творчества А.В. Сухово-Кобылина, воспоминания Нины Королёвой о Владимире Корнилове. Это именно ей, литературоведу и поэтессе, ещё в 1970-е годы удалось в журнале «Аврора» напечатать стихотворение, протестующее против большевистского террора. Несколькими строчками из воспоминаний Королёвой и завершу обзор номера.
“Когда меня объявили монархисткой (1977), перестали печатать, а вместо меня стали поднимать на щит мою однофамилицу, старую партийную поэтессу Нину Михайловну Королёву, я услышала от Володи по междугороднему телефону такие слова: «Слушай, что за говно ты напечатала в “Известиях”?» Я с достоинством ответила, что говна не пишу и в «Известиях» не печатаюсь. «А, — сказал Володя, — наверное, это другая Нина Королёва!»
Была в те годы такая практика: если начинали «прорабатывать» какого-то писателя, он попадал в «чёрный список» и его переставали печатать, то одновременно активно начинали издавать, прославлять, принимали в Союз писателей какого-нибудь его однофамильца, желательно полного тёзку, — так было со мной, так было и с Володей, когда вместо него, исключённого из Союза писателей за правозащитную деятельность и за печатание прозы за границей, в списке членов Союза писателей появился костромской прозаик Владимир Григорьевич Корнилов…”
Такие живые свидетельства дают в постижении истории литературы больше, чем законспектированная глава даже хорошего учебника.
Интересные периодические издания нашего профиля выходят не только в Москве и Санкт-Петербурге. “Вестник литературоведения и языкознания” «Филологические записки» выпускается с 1993 года филологическим факультетом Воронежского университета и развивает традиции одноимённого воронежского журнала (1860–1917).
Здесь в каждом номере есть рубрика «Учителю словесности». Так, в выпуске 19 «ФЗ» помещены статьи М.К. Поповой «Диалог культур и программа литературного образования в средней школе» (здесь подробно разбирается «Программа литературного образования» 5–11 классов под редакцией В.Я. Коровиной) и Л.К. Лыжовой «Какой экзамен нам нужен по русскому языку?» (она посвящена проблеме изложений), а в выпуске 20 — статья Г.В. Краснова «Поэтическая проза И.А. Бунина (“Жизнь Арсеньева”)» и информация о Первом Всероссийском съезде методистов и учителей-словесников. Он, как известно, прошёл в октябре 2003 года, но сейчас, много месяцев спустя, любопытно сравнить обсуждавшееся на съезде с тем, что проделывают ныне с литературой директивные органы.
Обратим внимание читателей также на большую подборку материалов, посвящённых жизни и творчеству И.А. Бунина — к 50-летию со дня смерти писателя и 70-летию присуждения ему Нобелевской премии (выпуск 20). Приведём финал статьи Л.В. Гайворонской «Пушкинский календарь (семантика дней недели)»:
“Полярность мифов пятницы и субботы в творческом сознании Пушкина только видимая — в высоком смысловом регистре «новозаветное» гармонично переплетается с «ветхозаветным». Это связано с темами ТВОРЧЕСТВА, ПОЭТА и ПОЭЗИИ: пушкинский поэт, обладающий чертами ветхозаветного пророка («Разговор книгопродавца с поэтом…», «Пророк», «Поэту» и т.д.), позднее (в «Памятнике») «становится» новозаветным Апостолом, который проповедует христианские заповеди любви, милосердия и смирения” (все выделения в тексте принадлежат автору статьи).