Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: Учебно- методическое пособие / Научный редактор и составитель Н.М. Свирина. СПб.: Паритет, 2003. 288 с. |
Всем известно, как трепетно петербуржцы относятся к своему городу, как любят и гордятся им. И конечно, учителя Санкт-Петербурга имеют то, чего лишены все мы, прочие простые смертные. Они могут запросто пройтись с учениками по Невскому проспекту, по маршрутам Раскольникова, поговорить о Пушкине рядом с Медным всадником или поехать в знаменитые пригороды...
Что же делать учителям, живущим вдалеке от cеверной столицы? Ведь на уроках литературы Петербург возникает беспрерывно и не как некоторый набор архитектурных памятников. Перед ними предстаёт пушкинский и гоголевский Петербург, город Достоевского, Бродского, Ахматовой и многих-многих других…
Может быть, им поможет рецензируемая книга. Она написана петербургскими учителями литературы и истории искусства и представляет собой сборник статей, точнее, методических разработок. Конечно, некоторые из них обладают местной спецификой — это уроки-экскурсии или сочинения, посвящённые родному городу. Впрочем, наверное, и такой опыт может пригодиться учителям из других мест. Однако наибольшая ценность книги — в разработках, связанных с изучением Петербурга на уроках, в непосредственной связи с литературными произведениями. В книге можно найти материалы, посвящённые Петербургу Пушкина и Петербургу 1830–1840 годов в целом, Петербургу Достоевского и Маяковского, городу Бродского, Мандельштама, Хармса. Рассказ о городе, отразившемся в творчестве этих писателей, можно вести в любой точке нашей страны, и спасибо петербуржцам, щедро поделившимся с нами рассказами об отдельных уроках и “творческими мастерскими”, практикумом по анализу одного стихотворения, материалами для факультативных занятий в гимназических классах… К этой книге могут обратиться учителя, ведущие пятые и шестые классы, или же преподаватели старшей ступени — для всех найдётся что-то полезное и нужное.
Конечно, лучше всё-таки отправиться на экскурсию в Санкт-Петербург. Но с другой стороны — в этот город надо приезжать уже подготовленным. Книга петербургских учителей может стать хорошей основой для такой подготовки.