События и встречи
Трибуна
Наталия БУСОВА
Наталия Михайловна БУСОВА (1956) — учитель русского языка и литературы школы № 57 Санкт-Петербурга.
О культуре изучения произведения
К вопросу о жанре
В результате освоения обязательного минимума предмета «Литература», определённого государственным стандартом общего образования (Вестник образования России. 2004. № 14), ученик должен уметь определить род и жанр художественного произведения. Понятие рода литературы отрабатывается в 8-м и 9-м классах, в учебниках есть соответствующие статьи. А вот с понятием “жанр” ученик имеет дело на протяжении всего изучения предмета. Правда, само слово “жанр” употребляется редко, мы говорим чаще литературное произведение или конкретно — былина, миф, поэма. Фиксировать же внимание учащихся на понятии жанра начинаем тогда, когда есть соответствующая статья в учебнике, когда её читаем, изучаем, конспектируем.
Не вдаваясь в анализ формулировок и содержания этих теоретических статей, хотелось бы обратить внимание на следующие положения, которые необходимы для того, чтобы понять, что же это слово означает. Во-первых, жанр — исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусств, это твёрдое, исторически устойчивое образование, которое можно распознать. Во-вторых, литературный текст вне жанра не существует, значит, любой текст можно отнести к тому или другому подразделению (виду, жанру). И третье — жанр непрерывно изменяется, рождается и отмирает. История литературы насчитывает их такое множество, что они трудно поддаются чёткой классификации и точным определениям. Таким образом, можно говорить об условной принадлежности произведения к тому или иному жанру и об отсутствии чёткой границы между жанрами.
В приложении привожу разные толкования этого слова. В силу разнообразия формулировок запоминать и употреблять их механически невозможно. Как остроумно заметила автор учебника «Русская словесность в художественном осмыслении» (8-й класс) Е.Н. Басовская: “Это один из тех коварных терминов, которыми все пользуются, хотя в большинстве своём не могут объяснить, что это такое”.
Жанр легче всего определить, если писатель сам указал его после заголовка. Стихотворение В.Жуковского «Море» — элегия, «Вольность» А.Пушкина — ода, пьеса А.Островского «Гроза» — драма. Заголовок часто тоже отражает жанровую принадлежность, например, «Попутная песня» Н.Кукольника, «Сонет» А.Дельвига. Известны любимые жанры писателей: оды М.Ломоносова, баллады В.Жуковского, песни А.Кольцова. Помогают разобраться в жанровом своеобразии и различные сборники. В сборник «Русская элегия конца XVIII — начала XIX века» помещены стихотворения М.Лермонтова «Смерть поэта», «Дума», А.Пушкина «Деревня», «Осень».
В быту понимание сути жанра позволяет первично ориентироваться в содержании книги, для того, чтобы её выбрать из множества других. Жанр, как правило, указывается после заголовка: «Воздушный корабль. Литературная баллада». В школьной практике указание на жанр является необходимой составляющей тем сочинений, например, «Особенности композиции поэмы А.Блока “Двенадцать”». Трудно представить, что вместо слова “поэма” будет стоять в качестве синонима слово “произведение”. Жанр тесно слился с заголовком многих программных произведений: роман Л.Толстого «Война и мир», повесть А.Пушкина «Капитанская дочка» и так далее.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, как школьный учебник информирует учащихся по этому вопросу. В учебной хрестоматии 5-го класса в словаре (авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова) читаем определение: “Жанр (от франц. genre — род, вид). Жанры бывают эпические, лирические и драматические”. Далее идёт перечень жанров. Такая формулировка трудна для самостоятельной работы учащихся, так как она требует дополнительного разъяснения слов “эпический”, “лирический”, “драматический”. Следовательно, сначала надо будет ознакомиться там же со сложными понятиями “эпос”, “лирика”, “драма” и только после этого обратиться к формулировке слова “жанр”, что запутает и не внесёт никакой ясности.
К словарю чаще всего обращаемся, если встречаем ссылку на жанр в подзаголовочных данных, но не всегда они указываются именно после заглавия. То, что «Руслан и Людмила» является поэмой, мы узнаём из вступительной статьи о Пушкине, а то, что «Кубок» Лермонтова — баллада, уже из вопроса к стихотворению. Но даже если подзаголовок и существует, толкование его не всегда можно найти в словаре учебника. Например, в хрестоматии 8-го класса (авт.-сост. Г.И. Беленький) после названия «Парадокс» встречаем слово “очерк”, которое отсутствует в справочном отделе, там отсутствует и слово “житие”, входящее в название изучаемого произведения «Житие Аввакума, им самим написанное». Одним словом, не все представленные жанры находят своё толкование, что свидетельствует о невозможности учащихся самостоятельно, с помощью учебника разобраться в жанровых особенностях художественного произведения.
Конечно, урок можно построить, учитывая недостатки учебника, а также исходя из того, что ученик освоит понятие жанра в процессе чтения и без его толкования в словаре. Школьники прекрасно ориентируются без всяких определений в таких жанрах, как фэнтези, детектив, боевик, триллер. У них есть опыт читателя и кинозрителя. Но в программе есть произведения, жанр которых требует особого осмысления: “роман в стихах” А.С. Пушкина «Евгений Онегин», “поэма” Н.В. Гоголя «Мёртвые души», “феерия” А.Грина «Алые паруса», “петербургская повесть” А.Пушкина «Медный Всадник», “книга про бойца” А.Твардовского «Василий Тёркин». Когда учащиеся начинают рассуждать о жанровых особенностях этих произведений, вот тогда и всплывает расплывчатость их познаний. Они затрудняются сформулировать отличительные признаки, потому что редко об этом размышляли и были мало информированы.
Самый распространённый метод работы над теоретическим понятием — поиск его в словаре и занесение в тетрадку. Но практика показывает, что это не даёт ощутимых результатов. В выпускном классе в 1999 году одна из тем сочинений была «Русская народная сказка. Особенности жанра». Мало кто из одиннадцатиклассников осмелился писать по ней. А ведь этот любимый жанр детской литературы хорошо известен и теоретически отработан ещё в начальной школе.
О незнании теории говорит и отсутствие соответствующих тем сочинений в перечне тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе в 2003/2004 году. Удалось обнаружить только одну — «Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова “Горе от ума”». Отсутствие прямых тем не позволяет избежать разговора о жанровой природе произведения. В процессе написания сочинения приходится подбирать синонимы. «Повести Белкина» А.Пушкина можно назвать новеллами, рассказами, так как они содержат признаки этих жанров, сказ Лескова «Левша» — рассказом, легендой. Говоря о «Войне и мире», можно сказать — эпопея, пьесу конкретизировать — комедия, драма или трагедия. Всё так и происходит, но сугубо в рамках школьной традиции. «Капитанская дочка» в перечне тем сочинений названа повестью, хотя сам автор определил её жанр как роман, а исследователи уточнили — исторический роман. В учебнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» названы рассказами, Н.В. Гоголь указал, что это “повести, изданные пасичником Рудым Паньком”.
Проблема, связанная с пониманием жанра, проявляется и при написании творческих работ. Жанр делает произведения разных авторов в чём-то похожими. Если учащиеся будут писать научно-фантастический рассказ, следовательно, между работами можно установить сходство, которое определяется пониманием, что такое научная фантастика. В её основу положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем. Этим она отличается от сказок, с которыми её путают некоторые школьники. Со сказками путают даже детективы — любимый жанр современного горожанина. Это свидетельствует об отсутствии разнообразия в чтении детей.
Недавно вышедший сборник «ЕГЭ 2004. Литература. Типовые тестовые задания» (автор Н.В. Рыжова) снова обращает нас к этой нелёгкой проблеме. В книге предлагаются задания, где по указанному произведению необходимо назвать жанр. (Определите жанр написанной А.С. Пушкиным в 1822 году «Песни о вещем Олеге». Назовите жанр стихотворения А.Пушкина «Вольность». К какому лирическому жанру принадлежит стихотворение «Парус»? Укажите жанр произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) Мало того, нужно ещё помнить, как сам автор определил жанр своего творения. (Назовите жанр «Василия Тёркина» по определению самого автора.) Все эти вопросы адресуются к конкретным знаниям учащихся. Произведения изучаются в разных возрастных группах. И если своевременно не было акцентировано на этом внимание, то определить жанр в условиях экзамена не представляется возможным.
Поиск ответа в словарях и справочниках может не дать результата. Даже в таких энциклопедиях, как Лермонтовская и Пушкинская, не за каждым конкретным произведением существует ссылка на жанр. Упорные же поиски могут привести к разным вариантам определения: «Три пальмы» М.Лермонтова — легенда, баллада-аллегория, лирическая новелла; «Мёртвые души» — поэма, роман, малая эпопея, плутовской роман; «Осень» А.Пушкина — элегия, отрывок, лирический фрагмент.
Стремление приблизить содержание предмета литературы к точным наукам в связи с необходимостью просчитать и стандартизировать знания превращает “литературный факт” (название произведения, имя героя, дата написания произведения, жанр и так далее) в некую абстрактную единицу измерения. Сколько лет Софье из комедии Грибоедова «Горе от ума»? Героя какой поэмы А.Пушкина звали Алеко? Подобный “кроссворд”, безусловно, определяет эрудицию учащегося, но чтобы его выполнить, надо мыслительный процесс направить в иную плоскость, учиться не обобщать и рассуждать, а быть внимательным и дотошным к деталям. А в вопросах жанра нет однозначного ответа, здесь можно и поспорить, и поразмышлять. Следовательно, надо будет искать печатный источник, учебник, который совпадёт с мнением составителей ЕГЭ и будет содержать достаточное количество фактов.
Причина происходящего видится в информатизации общества, скорости жизни и в проблемах, связанных с трудностями освоения текста, который надо медленно и вдумчиво читать. Поневоле хочется сжать текст, отбросив эмоции и рассуждения, и оставить в нём информационную сущность, что противоречит образности художественной литературы.
Выход из положения представляется в заострении внимания учителя на культуре изучения произведения: автор — название — жанр — литературное направление — история возникновения — время написания, то есть в педантизме преподавания без ссылок на возраст, а также в частом обращении к литературоведческим словарям и справочникам.
Приложение
Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определённого рода литературы (эпоса, лирики, драмы) (Русова Н. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н.-Новгород, 1994. С. 80).
Жанр — это особый, относительно устойчивый вид или тип художественного произведения (в единстве его формы и содержания), исторически складывающийся и развивающийся внутри определённого литературного рода (эпоса, лирики, драмы) (Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. М.: Школа-Пресс, 1994. С. 181).
Литературные жанры — это группа произведений, у которых общими оказываются основные приёмы, позволяющие автору создать художественный мир (Куманова Н.В. Как научиться работать над статьёй учебника. М.: Грамотей, 2003. С. 6).
Жанром называется исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения (Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1997. С. 88).
Жанр (франц. genre — род, вид) — вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ (Литература. 6-й класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина. М.: Просвещение, 2002. Ч. 2).
Жанры литературные — группа произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений (Большой справочник школьника. 5–11 кл. М.: Дрофа, 2002. С. 112).
Под жанром понимается повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ним художника (Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. C. 82).
Жанр литературный (от франц. genre — род, вид) — исторически сложившийся тип художественного произведения; разновидность устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостную художественную реальность, являющуюся носителем определённой эстетической концепции действительности; совокупность произведений, объединяемых общностью предметов изображения, кругом тем, отношением авторов к описываемому, сходным способом понимания и истолкования действительности; единство компонентов формы, проникнутое определённым художественным смыслом (Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004. C. 152).
Жанр — род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д.Ушакова. М.: ТЕРРА,1996. Т. 1 С. 845).
Жанром принято называть определённый тип художественного произведения, который складывается постепенно и развивается с течением времени. Каждый жанр предполагает некоторые содержательные и формальные особенности. Набор этих особенностей и сочетание их между собой будет индивидуально для каждого жанра, как набор хромосом для человека... Некоторые произведения обнаруживают черты различных жанров, но в них всегда можно выделить основные формально-содержательные характеристики, которые и будут определять жанр того или иного литературного сочинения (Древнерусская литература. Книга для чтения. 5–9 классы. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1993. С. 310).
Список литературы о жанрах для учащихся
Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: Учебник для 8-го класса средней школы. М.: ЦГО, 1996. С. 20–21.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. С. 179–200.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000. С. 464.
Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. М: Советская энциклопедия, 1964. Т. 2. С. 914–917.
Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся / Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. и др. М.: Просвещение, 1988. С. 50–51.
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004. 3-е изд. С. 152.
Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М.: Детская литература, 1981. С. 216.
Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 517–570.
Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение,1974. С. 82–83.
Справочник школьника: История мировой культуры / Сост. Капица Ф.С. , Колядич Т.М. М.: Филологическое общество «Слово», ТКО «АСТ», 1996. С.143–145.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. Новиков В.И. М.: Педагогика, 1987. С. 88–90.
Энциклопедия для детей: Русская литература: От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2000. Ч. 1. Т. 9. С. 20–30.