Архив
Почтовый ящик
Давайте спокойно разберёмся
Где суд, там и неправда — эти слова Платоши всегда приходят на ум, когда слышишь чересчур уверенные высказывания. И думаешь дальше, что человек стремится судить и осуждать вместо того, чтобы рассуждать и рассудить. Такие “судьи” по большому счёту зависимы, то есть подвержены зависимости. Давайте поищем правду ради самой правды.
Знаменитое советское — спортсменка–комсомолка–красавица — вызывает другой устойчивый ряд: воспитание нравственной личности–литература–сочинение. Судя по высказываниям горячих сторонников данного вида этой школьной работы, с отменой её литература, как особый предмет, станет нейтральным, заурядным, а нравственное воспитание ослабнет или вообще исчезнет из школы. И здесь с уважаемым Сергеем Волковым я частично согласен. Но не только чиновники хотят с помощью литературы решать вселенские вопросы формирования и воспитания личности — в этом убеждены все. Мы, вы, они, короче — все.
Редко очень — из скромности скорее всего — говорят публично о трудозатратах учителя-словесника. А они гораздо выше, чем у коллег, исключая математиков. Кто чаще проводит письменные работы контрольного характера? Кого чаще проверяют? Кому каждый год к июню нужно подготовить 1–4-й классы? Нам приходится готовить выпускников иногда по четырём–шести направлениям. В июне 2004 года 96 моих старшеклассников сдавали: 8 человек — сочинение, 88 — изложение, 53 — ЕГЭ по русскому языку, 1 — литературу устно. Выбор — это, конечно, благо, но я благодарил Бога, что никто не выбрал ещё и реферат.
Я всегда любил и люблю литературу и другого предмета вести бы не смог. Я всегда считал себя словесником-патриотом. Но в последние годы я увидел, что Министерство образования стало беззастенчиво пользоваться трудом учителей русского языка и литературы (а также математики), не отмечая это повышением оплаты. И энтузиазм начал иссякать, потому что оказалась нарушенной справедливость. В последний раз молодой словесник пришёл в наш коллектив семь лет назад.
Давно уже следует выделить два предмета в школе как ведущие — это русский язык и математика, и это будет признанием истинного положения дела.
С введением ЕГЭ скорее всего будет отменён письменный экзамен. Сочинение умрёт. Литературу в форме ЕГЭ будут сдавать очень немногие, она превратится в рядовой школьный предмет, а словесник станет рядовым школьным учителем. Что ж... отбросим гордость и не будем о себе думать высоко. В школе ещё есть изобразительное искусство, музыка, история, граждановедение, обществознание; эти предметы выйдут из тени и будут в большей степени влиять на формирование нравственных качеств и научного мировоззрения растущего человека.
Сочинение... В этом жанре всегда виделся красный цвет идеологии. В нём хвалили одно и ругали другое, возносили корчагиных и низвергали мечиков. Сочинение было донельзя перегружено идеологией и за это сейчас расплачивается. Сочинение вскормлено советской системой, оно стало социалистическим жанром. Социализм умер, и участь сочинения печальна.
Итак, сочинение умрёт. Будут ли у него плакальщики и утешницы? Да, будут. В первую очередь люди, написавшие и издавшие книги «Как писать сочинение». Множество других, вздохнув, примется за другие дела.
Хочется добавить следующее.
Сочинение — самый сложный вид школьной работы – для ученика. Это синтезирующая работа, сугубо индивидуальная, трудоёмкая, объёмная, в старших классах строящаяся не на личном, жизненном материале, а на первосортном, но чужом всё-таки, требующая сложных мыслительных действий, правильной, гибкой, красивой речи. Как реагируют дети на обещание наставника провести эту письменную работу? Часто ли просят старшеклассники дать им тему, чтобы поострить ум и растечься мыслью? Рассматриваемый жанр всегда смущал своей искусственностью. Как известно, он ближе всего к литературно-критической статье. И здесь Белинский был, действительно, особенно любим (приношу извинения).
Я не против сочинения. Я за выбор. За выбор, который будут, во-первых, делать дети. За выбор формы экзамена, выбор жанра работы и т.д. Жизнь лишает сочинение неприкасаемости; прекрасно конкурируют с ним изложения, рецензии, эссе.
Да здравствует выбор!
Владимир Воронцов,
учитель СШ № 1,г. Покачи Тюменской области
ОТ РЕДАКЦИИ. Выбор, конечно, пусть здравствует, да беда в том, что учитель литературы, приславший нам это письмо, упрощает суть дела.
Изложения, рецензии, эссе не могут конкурировать с сочинением по определению. Сочинение всегда свидетельствует о том, какие мысли приходят в голову ученику по проблемам, связанным с тем или иным произведением, насколько логично и грамотно умеет он излагать свои мысли. Изложение — это пересказ чужих мыслей. Оно ближе к диктанту — повторению чужого текста. Рецензия — жанр критический, никакого отношения к настоящей литературоведческой проблеме не имеющий. Эссе — это заметки на полях, абсолютно произвольные; зачастую эссеист не стремится к пониманию замысла писателя, душевного повода, который подвигнул автора взяться за свой труд.
А ведь смысл преподавания нашего предмета прежде всего состоит в том, чтобы ученик полюбил книгу, постигал, для чего она написана, ухватывал её суть.
Словом, печатая письмо В.Д. Воронцова, мы приглашаем наших читателей обсудить его статью, написать нам, как понимают они смысл своей профессии. Как нам доподлинно известно, далеко не все учителя-словесники радуются бездумному уничтожению своего профессионального предмета, ключевого в системе нашего традиционного школьного образования, проверенного временем и опытом.