Я иду на урок
Я иду на урок
Ирина Кустова
Ирина Александровна Кустова (1957) — учитель средней школы № 3 г. Полярные Зори Мурманской области.
Повесть Владимира Железникова«Чучело»
Урок внеклассного чтения в 7-м классе
Предварительное домашнее задание.
1. Краткий пересказ произведения.
2. Рассказ о действующих лицах (индивидуальные задания).
3. Работа со средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора).
4. Работа с толковым словарём (нравственно-этические термины: доброта, милосердие, унижение).
5. Составление генеалогического древа своей семьи (по желанию учеников).
Ход урока
Уроки внеклассного чтения в 7-м классе я провожу под рубрикой «Уроки доброты». Считаю эту тему особенно нужной ребятам в возрасте 13–14 лет. Уже прочитаны, обдуманы такие произведения, как рассказ В.Астафьева «Бабушка с малиной», повесть Ю.Яковлева «Баваклава». Они вызвали у ребят много эмоций, размышлений о добре и зле, об отношении к людям. Они остались в душе. Там, где порою бессильна педагогика, спасает литература.
И вот прочитана повесть В.Железникова «Чучело». Почему же мы, несмотря на жестокие события, происходящие в ней, тоже относим её к “урокам доброты”? Этот вопрос и будет в центре урока внеклассного чтения.
Вступительное слово учителя. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. Это очень хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) — Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.
— Какова композиция повести? От чьего лица ведётся повествование?
— В повести два рассказчика: сам автор и главная героиня — Ленка Бессольцева.
(Далее один из учеников кратко пересказывает содержание повести, выделяя три элемента композиции: завязку, кульминацию и развязку — открытый финал.)
Учитель. Итак, перед вами ваши ровесники (на доске их имена). Расскажите об одном из них: Железной Кнопке, Рыжем, Попике, Шмаковой, Димке Сомове.
— Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички?
Ученики.
— Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно.
(Ленка. Помнишь, дедушка, я тебе про Рыжего рассказывала… что он от рождения рыжий. И все ребята над ним хохотали, и он сам над собой смеялся громче всех, и у него от хохота даже слёзы стояли в глазах. А почему он такой?
— Потому что Рыжий. Все кричат: “Рыжий! Рыжий!” А он боится этого и старается не выделяться.
— Дедушка, а вдруг он не хохотал над собой, а плакал… — Ленка в ужасе замолчала. — А вдруг у него слёзы в глазах стояли не от хохота, а от обиды?..)
— А ещё, может быть, автор хотел показать, что человек невольно начинает соответствовать своей кличке: “Раз я Железная Кнопка, то я буду такой: бессердечной, безжалостной — железной”.
— А я — Попик (уменьшительно-ласкательный суффикс -ик говорит о том, что это маленький человек, и обладатель его чувствует себя рабом). И поэтому автор предупреждает нас: “Стойте! Задумайтесь! Клички разрушают личность”.
Учитель. Рассказам о главных героях — Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке — уделяется особое внимание. Вы анализировали дома художественные средства, используемые автором при создании этих образов. Эпитеты и сравнения помогают дополнить образ Ленки — девочки доброй, отзывчивой, искренней: “Ленка засмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву”; “Она отвечала одноклассникам беспомощной и открытой улыбкой”.
Н.Н. Бессольцев, уйдя в отставку, возвращается в родной дом, чтобы исполнить свой последний долг — собрать картины, написанные его далёким предком. Этому посвятил свою жизнь и его отец — доктор Бессольцев.
“В городе судачили, что он (Н.Н. Бессольцев) ищет какие-то картины, тратит на них уйму денег, а оставшиеся… отдаёт на дрова. И топит все печи каждый день, чтобы его картины не отсырели”. Когда Николай Николаевич наполнил дом картинами, тот “ожил, заговорил, запел, зарыдал”. Метафоры, подобранные автором, тоже заставляют о многом поразмышлять. (Почему “зарыдал”?)
— Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?
Ученики. Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную. Это очень важно, чтобы стать человеком.
Учитель. Генеалогия — это история рода. Многие из вас к этому уроку начертили генеалогическое древо своей семьи. (Желающие представляют классу историю своего рода.)
— А что даёт память вашей семье?
Ученики.
— Любовь и заботу друг о друге.
— Желание сберечь всё лучшее, уважать свой род, свою страну.
— Память делает человека сильнее, увереннее. Знание родословной помогает многое понять в себе, объяснить некоторые наклонности, черты характера.
Учитель. Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и её класс считает предателем, а не Димку Сомова.
— Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность была не раз? Как это её характеризует? Поразмышляйте над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие. Присущи ли они нашей героине?
Ученики.
— Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро.
— Милосердие — это готовность помочь из чувства сострадания.
— Ленка не выдала Димку, потому что не может видеть страдания других. “Димка, бледный-бледный, ни кровинки в лице, стоял около дверей. Смотреть на него было невозможно — так он дрожал”.
— Николай Николаевич неожиданно успокоился. “Значит, Ленка взяла чужую вину на себя. А он, старый леший, даже не подумал об этом. Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже всех Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые требовали от неё участия в судьбах других людей и боли за них. Это открытие обрадовало Николая Николаевича несказанно”.
Далее обсуждаются вопросы:
— Кому из героев присущи такие качества, как милосердие, сострадание?
— Почему так жестоки остальные? За что они преследуют Ленку? Кто самый жестокий?
— Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?
Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре»
1. Чтение эпизода (от слов “Сжечь его на костре!” до слов “Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась”).
2. Беседа по восприятию. (Если сможешь, то передай чувства, испытываемые тобой.)
3. Составление словесных рядов. (Словесный ряд — представленная в тексте последовательность языковых единиц, объединённых композиционно. Словесный ряд помогает ярче увидеть художественный метод автора.)
Словесный ряд 1. Действия Димки
“— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка… — Стоял около чучела, низко опустив голову… ссутулился и казался каким- то маленьким… он был маленький и некрепкий… упал на колени и низко опустил голову… он чиркнул спичкой… вскочил и торопливо отбежал в сторону”.
Вопросы:
— Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет “маленький”? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный.) Всегда ли эпитет — украшение?
— Считаете ли вы Димку предателем? А автор? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуации.)
Словесный ряд 2. Чувства и поступки Ленки
“…Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру… Я замерла — ждала в последний раз… Я не выдержала и закричала… Они подтащили меня к огню… Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня… Я закричала… Я бросилась к костру… Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала”.
Вопросы:
— Как средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) помогают понять авторскую идею?
— Что такое унижение? (Унижение — это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)
— Какие произведения русской литературы, где описаны подобные ситуации, вы читали? (Л.Н. Толстой. «Детство». Сцена, где ребята, играя, унизили Иленьку. Мальчик плакал не от боли, а от отчаяния.)
— Было ли так, чтобы унижали тебя? Как нужно вести себя в такой ситуации? А было ли так, чтобы унижал ты? Что ты испытывал после этого? (Впрочем, об этом ты можешь рассказать в домашнем сочинении «Поступок, за который мне было стыдно».)
— Как заканчивается повесть? О чём задумались вы, читая её? Что потерял город с отъездом Бессольцевых?
Учитель. Да, Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое. Прочитаем заключительные слова и подумаем над ними.
В качестве домашнего задания предлагается сочинение на одну из трёх тем: по повести (тему могут сформулировать сами ученики), свободная (см. выше) и по кинофильму Р.Быкова «Чучело», просмотр которого желателен после изучения произведения.