Я иду на урок
Я иду на урок
Ирина СМИРНОВА
Ирина Георгиевна СМИРНОВА (1963) — учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 44 г. Полысаево Кемеровской области.
Святочный рассказ на уроке в 5-м классе
Одной из основных задач уроков литературы является развитие духовно-нравственной личности. Этому во многом помогает знакомство с православием, основами религиозных учений. Обращение на уроках к христианской тематике в литературе воспитывает в ребёнке не только уважение и заботу об окружающих, но и помогает глубже понять историю родной страны, края, в котором мы живём, учит видеть собственные недостатки и ценить достоинства других.
Святочный рассказ был заметным явлением городской культуры XIX века. Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу. Авторы детских рассказов или избегают описания трагической смерти ребёнка, или вводят описание чудесного превращения, когда добро побеждает зло.
Программа по литературе А.Г. Кутузова предлагает для изучения в 5-м классе рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Для подготовки к такому уроку учащиеся получают задание — прочесть в Новом Завете следующие притчи:
- притча о фарисее и мытаре;
- Иисус благословляет детей;
- притча о потерянной овце;
- притчи о Царстве Небесном;
- Заповеди Иисуса Христа.
Тема. Христианские мотивы в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Цели. Приобщить учащихся к творчеству Достоевского, обращённому к детям. Проследить христианские мотивы и раскрыть их значение в предложенном тексте. Развивать умение вести диалог-беседу, утверждать и обосновывать собственную точку зрения.
Текст для записи на доске:
Из всех храмов человеческих наивысший — сердце человеческое. (Старинное изречение)
Дорога у Достоевского большая, прямая, светлая, хрустальная — дорога в небо через безумия и ужас. (Андрей Белый)
Алгоритм: Тема — художественные средства изображения — образ главного героя — библейские притчи.
Ход урока
На похоронах Ф.М. Достоевского среди множества венков был венок и от детей. Немногие писатели сумели так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как это сделал Достоевский. Ему детская душа открывалась полностью потому, что Достоевский имел дар — дар страдания во имя любви к людям, к детям, дар сострадания. И самым сильным побуждением к состраданию являются дети.
(Далее учитель читает рассказ, используя приём “прогнозируемого чтения”: рассказ читается без финала.)
— Как вы думаете, чем заканчивается рассказ?
(После ответов детей читается финал рассказа.)
— Какова главная мысль рассказа? Что хотел донести до нас автор?
— Какой художественный приём использует автор, чтобы подчеркнуть главную мысль произведения?
— Почему Ф.М. Достоевский не даёт конкретного портретного описания мальчика, а его внешность рисует лишь штрихами? Почему у него нет даже имени?
— Для чего писатель показывает взрослых, отталкивающих от себя бедного ребёнка? С какой евангельской притчей здесь можно провести параллель?
— Что нового для себя увидел мальчик в другом мире?
— Почему за мальчиком приходит Христос? Можете ли вы подтвердить свою мысль словами из Священного Писания?
— На празднике у Христа для таких детей, как герой рассказа, находятся их матери. Почему? Какая евангельская притча подходит для обоснования вашего ответа?
— Почему это событие (встреча с матерью) происходит во сне мальчика?
— Мальчик уходит из этой жизни, но в рассказе нет безысходности. Как автор достигает этого?
— Чему учит рассказ Достоевского? Есть ли ли этому подтверждение в Священном Писании?
— Что бы вы изменили в рассказе?
— Как вы полагаете, необходимо ли в жизни следовать религиозным нравственным заповедям? Обоснуйте своё мнение.
Домашнее задание. Написать сочинение — ответ на вопрос: «Чем вас привлёк рассказ “Мальчик у Христа на ёлке”?» или: «Что бы вы изменили в рассказе “Мальчик у Христа на ёлке”?»