Архив
Содержание «Литературы» за 2004 год
МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР
Богомолова М. Истоки создания образов в русской литературе. — 5.
Злобина А. Малые жанры народного творчества: поурочная разработка по литературе. 5-й класс. — 22.
ХРИСТИАНСКИЕ ТЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
Гущина Е. Тайна поэта. — 1.
Коваленко Л. Возрождая традиции. — 37.
Леухина Н. Образ святого в духовной литературе. — 12.
Машевская И. Повесть о Петре и Февронии, или Как стать святым. — 1.
Мусаэлян К. Образ Христа в поэме «Двенадцать». — 1.
Рожановская Н. Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. — 1.
Словцов В. Уклонися от зла, и сотвори благо. — 8.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бороздунова Л. Викторина по «Слову о полку Игореве». — 7.
Машевская И. Повесть о Петре и Февронии, или Как стать святым. — 1.
Менделеева Д. Несколько слов о “маленьком человеке” и “мёртвых душах”. — 35.
Храмова Г. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник. — 33.
ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Владимирова Н. Путешествие в Страну восходящего солнца: Японские трёхстишия хокку. — 45.
СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
Х.К. АНДЕРСЕН
Киреев Р. Андерсен. Превращение гадкого утёнка. — 1.
Стрельцова Л. Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. — 35.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Вологина О. Музей Л.Н. Андреева в Орле. — 8.
Михеичева Е. Творчество Л.Н. Андреева в школе: Методические рекомендации в помощь учителю. — 8.
И.Ф. АННЕНСКИЙ
Бодрова Н. Лирика И.Ф. Анненского. — 36.
Данилова Н. И.Ф. Анненский. «После концерта»: Лингвистический анализ стихотворения. — 38.
Петрова Г. Пафос творчества. — 36.
В.П. АСТАФЬЕВ
Сидорова Л. Развитие комуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе. — 43.
А.А. АХМАТОВА
Погорелая Е. Сравнительный анализ стихотворений (Анна Ахматова, Марина Цветаева). — 8.
Тихонова Г. Анна Ахматова «Реквием»: Урок в 11-м классе. — 4.
И.Э. БАБЕЛЬ
Безносов Э. Книга Бабеля «Конармия». — 35.
Зеличенко А. Человек на войне. — 24.
Янченко Е. Сборник рассказов И.Бабеля «Конармия»: Уроки в 11-м классе. — 24.
П.П. БАЖОВ
Стрельцова Л. Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. — 35.
О.БАЛЬЗАК
Шахова Л. Сближение отдалённых реальностей. — 35.
Р.БАХ
Миронова Н. “Чем выше летает чайка, тем дальше она видит”: Материалы к уроку по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». — 31.
А.А. БЛОК
Ерёмина О. Александр Блок. «На поле Куликовом»: опыт осмысления. — 3.
Зорин А. Обугленные облака: О лирике Блока. — 3.
Киреев Р. Блок: Никто не придёт назад. — 3.
Мусаэлян К. Образ Христа в поэме «Двенадцать». — 1.
Сидорова Р. Музей-заповедник Александра Блока в Подмосковье. — 3.
Ш.БОДЛЕР
Свердлов М. «Плавание» Шарля Бодлера: последнее романтическое путешествие. — 42.
И.А. БРОДСКИЙ
Гущина Е. Тайна поэта. — 1.
Шелухина А. “БРОДячий русСКИЙ”: Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского. — 14.
В.Я. БРЮСОВ
Корешков Ю. Поэт в художественном мире символизма: «Сонет к форме» В.Брюсова. — 12.
Ю.В. БУЙДА
Соколова Л. Быт и мечта: По рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир». — 14.
М.А. БУЛГАКОВ
Безносов Э. Роман Булгакова «Белая гвардия». — 37.
Безносов Э. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова «Роковые яйца» и образы “новых” людей в сатирической повести «Собачье сердце». — 38.
Безносов Э. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». — 47.
Калашник Т. Апокалипсис, сотворённый человеком. — 14.
Киреев Р. Последний полёт. — 32.
И.А. БУНИН
Абдоллалиева Э. Стихотворение И.Бунина «Вечер». — 41.
Глухова Е. Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»: Из опыта анализа поэтического текста в 11-м классе. — 47.
Кичинский К. Рецензия на рассказ Ивана Бунина «Качели». — 41.
Костомарова И. Музей И.А. Бунина в Орле. — 11.
Кузнецова Е. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество». — 8.
Мардашова П. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель». — 41.
Медникова Т. Урок проблемного обучения по рассказу И.А. Бунина «Дурочка». — 41.
Николаенко В. «Натали» Бунина: любовь, судьба и смерть. — 8.
Рысакова А. Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна. — 41.
Смирнов В. “Пел петух…”: Бунин и Заболоцкий. — 42.
Чернова Т. Урок по рассказу И.А. Бунина «Цифры». — 45.
Чернокозова Ю. “Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…”: Анализ рассказа И.А. Бунина «Тёмные аллеи». — 41.
А.И. ВВЕДЕНСКИЙ
Лекманов О. Про «Потец»: Некоторое количество наблюдений. — 7.
В.ВУЛФ
Шайтанов И. «Миссис Дэллоуэй»: модернистский роман. — 43.
П.А. ВЯЗЕМСКИЙ
Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.
В.ГАУФ
Петрова О. Урок-игра по сказкам В.Гауфа «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Карлик Нос». — 4.
Н.В. ГОГОЛЬ
Глушкова Н. Урок комплексного применения знаний и способов действия: 6-й класс. — 12.
Гольдфаин И. Незнакомое в знакомом. — 32.
Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе. — 11.
Манн Ю. Чудесные превращения гоголевских лиц. — 11.
Менделеева Д. Несколько слов о “маленьком человеке” и “мёртвых душах”. — 35.
Петрухин В. Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.
Попова А. Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.
Разумихин А. «Мёртвые души»: Опыт современного прочтения. — 13.
Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории. — 32.
Шахова Л. Сближение отдалённых реальностей. — 35.
И.А. ГОНЧАРОВ
Москвина И. Система уроков по творчеству И.А. Гончарова. — 22.
Разумихин А. «Обломов»: Опыт современного прочтения. — 24.
М.ГОРЬКИЙ
Кустова И. Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне». — 9.
Стародубцева Е. Особенности конфликта в рассказе М.Горького «Макар Чудра». — 2.
Янченко Е. Роман М.Горького «Мать» в школе XXI века. — 34.
Яковлев Г. Лгал ли Лука? — 45.
Т.А. ГОФМАН
Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман. — 4.
И.ГРЕКОВА
Баранова О. О чём плачет скрипка Ротшильда? — 46.
А.С. ГРИН
Дом-музей Александра Грина в Кирове (Вятке). — 23.
Менделеева Д. “Возвращённый ад” Александра Грина. — 23.
К.ГРЭМ
Лекманов О. Как Владимир Набоков детскую книжку читал. — 2.
Д.В. ДАВЫДОВ
Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.
А.А. ДЕЛЬВИГ
Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Зубакин А. Как я читал Достоевского. — 21.
Колотов К. Речь Разумихина на суде Раскольникова. — 7.
Марков Е. О романе «Преступление и наказание». — 30.
Мошенкин Е. Речь Достоевского на суде Р.Р. Раскольникова. — 7.
А.ДЮМА
Свердлов М. “История — это гвоздь, на который я вешаю свои романы”. — 5.
Б.П. ЕКИМОВ
Суворова С. Исцеление добротой. — 45.
П.П. ЕРШОВ
Чудаков А. «Конёк-Горбунок». — 9.
ЕРМОЛАЙ–ЕРАЗМ
Машевская И. Повесть о Петре и Февронии, или Как стать святым. — 1.
В.В. ЕРОФЕЕВ
Шталь Е. Музей В.В. Ерофеева в Кировске. — 32.
А.В. ЖИГУЛИН
Лавлинский Л. Надежда и судьба. — 22.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Перемышлев Е. Заболоцкий: От «Лодейникова» до «Прощания с друзьями»: Интерпретация одного метатекста. — 42.
Полян А. Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? — 46.
Салтыкова Л. Урок в 6-м классе по стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли». — 42.
Смирнов В. “Пел петух…”: Бунин и Заболоцкий. — 42.
Чеботарёва Н. Пульс времени. — 42.
Е.И. ЗАМЯТИН
Безносов Э. Роман-антиутопия Замятина «Мы». — 33.
М.М. ЗОЩЕНКО
Безносов Э. Сатирические образы “новых” людей в рассказах Зощенко. — 41.
Г.ИБСЕН
Половинкина О. Новая драма: Генрик Ибсен. — 41.
И.ИЛЬФ и Е.ПЕТРОВ
Безносов Э. Советская действительность в романах И.Ильфа и Е.Петрова, особенности сатиры Ильфа и Петрова. — 43.
Ф.А. ИСКАНДЕР
Ибрагимова З. Нравственные проблемы в рассказе Ф.Искандера «Возмездие». — 47.
Н.М. КАРАМЗИН
Сапожникова Л. Интегрированный урок по творчеству Н.М. Карамзина. — 33.
Ф.КАФКА
Свердлов М. Поэтика абсурда: «Превращение» Франца Кафки. — 30.
В.Н. КОРНИЛОВ
Бек Т. Взаправду. — 47.
И.А. КРЫЛОВ
Глушкова А. Особенности жанра басни. — 47.
А.И. КУПРИН
Рысакова А. Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна. — 41.
Б.А. ЛАВРЕНЁВ
Авраменко Г. “Мы — дети страшных лет России…”. — 10.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.
Фанасова Р. Клятва Лермонтова: О стихотворении «Кинжал». — 11.
Хубларова Д. М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии. — 14.
Н.С. ЛЕСКОВ
Безносов Э. «Сказ о тульском косом Левше…» как народный эпос. — 1.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Теплякова Н. Великий сын России — М.В. Ломоносов. — 33.
К.С. ЛЬЮИС
Лекманов О. Гномы в сказке К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». — 6.
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Павлова М. О.Мандельштам «Мне холодно…»: Попытка внимательного прочтения. — 46.
Полян А. Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? — 46.
Рыжкова Т. “Пойми меня”: Диалог с Мандельштамом на уроках литературы. — 46.
Чеботарёва Н. Пульс времени. — 42.
Т.МАНН
Свердлов М. Миф в XX веке: Томас Манн. — 9.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Жирмунская Т. “Воскреси — своё дожить хочу”. — 42.
Зобин Г. От Ивана до Ивана. — 37.
Куянова А. Концепция нового общества: По пьесе «Клоп». — 14.
П.МЕРИМЕ
Свердлов М. «Матео Фальконе»: Шедевр Проспера Мериме. — 38.
В.В. НАБОКОВ
Лекманов О. Как Владимир Набоков детскую книжку читал. — 2.
Морозов Р. Лужин, не ставший Александром Ивановичем. — 9.
С.С. НАРОВЧАТОВ
Валикова Д. Фронтовая молодость его. — 37.
Н.А. НЕКРАСОВ
Соболев Л. Основные мотивы лирики Некрасова. — 40.
Соболев Л. Поэтическое новаторство Некрасова. — 42.
Танкова Н. Два письма. — 2.
О.ГЕНРИ
Григорова А. По индейским тропам. — 47.
Б.Л. ПАСТЕРНАК
Духон А. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака. — 15.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Белякова Л. Нравственно-эстетические ценности в новелле К.Г. Паустовского «Старый повар». — 5.
Ерёмина О. Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар». — 5.
Мингелене Е. Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». — 5.
Платонова Л. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. — 5.
Стрельцова Л. Соотношения мифологического и “реального” пространства в рассказе К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». — 5.
Л.С. ПЕТРУШЕВСКАЯ
Хребтова Е. Все мы немножко ангелы. — 5.
А.П. ПЛАТОНОВ
Корешков Ю. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова. — 15.
Я.П. ПОЛОНСКИЙ
Соболев Л. Путь Я.П. Полонского. — 46.
А.С. ПУШКИН
Астафьев Д. Пушкинский праздник. — 2.
Баранова О. Чем страшна Пиковая Дама? — 4.
Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин — 36.
Делекторская И. Пушкин? Пушкин. Пушкин! — 7.
Зобин Г. Стихия и кумир: Над страницами «Медного Всадника». — 25–26.
Красухин Г. Эпиграф. — 25–26.
Лекманов О. Генерал Раевский и сыновья: Из комментария к одной пушкинской рецензии. — 31.
Логачёва О. Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». — 2.
Машевский А. Открытия Пушкина. — 40.
Полтавец Е. “Незваные гости” и самозванцы в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. — 25–26.
Полтавец Е. Гора, голова и пещера в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Войне и мире» Л.Н. Толстого. — 10.
Ранчин А. Ещё раз об авторской позиции в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». — 25–26.
Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.
Руденко И. Стихотворение Пушкина «Зимнее утро». — 2.
Стародубцева Е. «Капитанская дочка» на уроках литературы. — 25–26.
Танкова Н. Два письма. — 2.
Федотов О. Вино и любовь в лицейской лирике Пушкина. — 10.
Халфин Ю. О “парнасском афеизме” Пушкина, о поэтических играх шалуньи-музы и о «Медном Всаднике». — 25–26.
Э.М. РЕМАРК
Свердлов М. Потерянное поколение: «На Западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка. — 32.
Н.М. РУБЦОВ
Ситникова В. Образы растений в поэзии Николая Рубцова. — 5.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Ранчин А. Как один Пятница двух Робинзонов прокормил. — 38.
Строганова Е. “Мушкетёрские” письма М.Е. Салтыкова. — 13.
К.М. СИМОНОВ
Каплан И. О всепобеждающей силе любви. — 15.
С.Ю. СИБИРЦЕВ
Либерцева В. Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. — 35.
К.К. СЛУЧЕВСКИЙ
Соболев Л. К.Случевский — предтеча поэзии XX века. — 48.
Халфин Ю. Одинокий факел на старом кладбище. — 48.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Ярхо В. Двойная жизнь. — 33.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Станкевич В. На родине Твардовского. — 12.
Н.Д. ТЕЛЕШОВ
Стрельцова Л. Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. — 35.
Т.Н. ТОЛСТАЯ
Аксунова Н. Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане». — 14.
Соколова Л. Быт и мечта: По рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир». — 14.
А.К. ТОЛСТОЙ
Соболев Л. Поэзия А.К. Толстого. — 44.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Артамонова Е. Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: Урок литературы в 10-м классе. — 4.
Гольдфаин И. Опасный приём. — 40.
Полтавец Е. Гора, голова и пещера в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Войне и мире» Л.Н. Толстого. — 10.
Разумихин А. Портрет счастливого мечтателя. Пьер. — 4.
Разумихин А. Портрет счастливого эгоиста. Андрей Болконский. — 6.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Павлова М. Ещё раз про анализ эпизода: И.С. Тургенев «Отцы и дети». — 9.
Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.
Соколова Д. Размышления на “вечную тему”: По произведениям И.С. Тургенева. — 7.
Ю.Н. ТЫНЯНОВ
Безносов Э. Историческая тема в повестях Ю.Тынянова («Подпоручик Киже», «Малолетний Витушишников», «Восковая персона»). — 45.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Соболев Л. Поэтический мир Тютчева. — 34.
Соболев Л. Поэтика Тютчева. — 36.
Л.Е. УЛИЦКАЯ
Баранова О. Чем страшна Пиковая Дама? — 4.
Угроватова Т. Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный». — 14.
О.УАЙЛЬД
Либерцева В. Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. — 35.
Шайтанов И. Эстетизм: Оскар Уайльд. — 41.
А.А. ФЕТ
Игнатова И. Пародия. — 29.
Кошелев В. Об одной дневниковой записи А.П. Чехова: К проблеме «Чехов и Фет». — 27–28.
Соболев Л. Жизнь и поэзия Фета. — 38.
Д.И. ФОНВИЗИН
Барабанова М. Изучение комедии «Недоросль». — 33.
Зобин Г. От Ивана до Ивана. — 37.
О.ХАКСЛИ
Шайтанов И. «О дивный новый мир»: антиутопия. — 43.
Э.ХЕМИНГУЭЙ
Свердлов М. Подтекст: «Старик и море» Хемингуэя. — 11.
М.И. ЦВЕТАЕВА
Погорелая Е. Сравнительный анализ стихотворений (Анна Ахматова, Марина Цветаева). — 8.
Прийма Е. Лирическая героиня Марины Цветаевой. — 12.
А.П. ЧЕХОВ
Баранова О. О чём плачет скрипка Ротшильда? — 46.
Башурова Е. Родная земля в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». — 27–28.
Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин — 36.
Дмитриева Н. Долговечность Чехова. — 27–28.
Гольдфаин И. Незнакомое в знакомом. — 32.
Иванова Н. Об одном “музыкальном моменте” в пьесе Чехова «Три сестры». — 27–28.
Исчезнувший брат. — 27–28.
Корчагина Л. Образ врача и человека в творчестве А.П. Чехова. — 27–28.
Кошелев В. Об одной дневниковой записи А.П. Чехова: К проблеме «Чехов и Фет». — 27–28.
Крамарь Е. Жизнь и творчество А.П. Чехова. — 27–28.
Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе. — 11.
Людкевич Н. “Говорящие” фамилии в рассказах А.П. Чехова. — 13.
Николаева Н. Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». — 27–28.
Норина Л. Рассказ А.П. Чехова «Студент»: Опыт прочтения в классе. — 27–28.
Полян А. Рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья»: К поэтике позднего чеховского рассказа. — 27–28.
Саушкина Т. “Входя в мир Чехова…”: Особенности юмористических рассказов. — 27–28.
Сафронова Е. Рассказ А.П. Чехова «Счастье»: библейские коннотации. — 27–28.
Старцева И. Чехова освободили от русской души. — 27–28.
Хайнади З. Архетипический топос. — 29.
Хайнади З. Подтекст: «Три сестры» Чехова. — 11.
Шадурский В. Чеховское в творчестве Владимира Набокова. — 27–28.
Эйдельман Т. Жизнь в усадьбе Серебряковых. — 27–28.
В.Т. ШАЛАМОВ
Старкова В. Изучение творчества Варлама Шаламова в школе. — 35.
В.Б. ШКЛОВСКИЙ
Сарнов Б. После пожара Рима. — 30, 31.
И.С. ШМЕЛЁВ
Торопчина Л. “Любовь к родному пепелищу” в повествовании И.С. Шмелёва «Лето Господне». — 44.
М.А. ШОЛОХОВ
Бодрова Н. К вопросу о “новом” прочтении романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» в школе. — 39.
Воронцов В. «Тихий Дон» как зеркало жизни. — 39.
Мельникова Н. Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь. — 39.
“Нет правды там, где нет любви к предмету исследования…”. Историк русской литературы, шолоховед В.Васильев беседует с корреспондентом газеты «Литература» С.Дмитренко. — 39.
Рослякова Л. Размышления о детях в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 39.
Б.ШОУ
Шайтанов И. «Пигмалион»: антивикторианский парадокс. — 43.
В.М. ШУКШИН
Артамонова Е. Герои В.М. Шукшина. — 11.
У.ЭКО
Свердлов М. Постмодернизм: Эко «Имя Розы». — 29.
Т.С. ЭЛИОТ
Шайтанов И. Поэзия Т.С. Элиота: “люди 14 года”. — 43.
Н.М. ЯЗЫКОВ
Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.
СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ ПО РУБРИКАМ
Архив
Марков Е.Л. О романе «Преступление и наказание». (Подготовка теста, републикация и примечания Л.И. Соболева). — 30.
Галерея
Пьер Безухов (Разумихин А. Портрет счастливого мечтателя. — 4); Андрей Болконский (Разумихин А. Портрет счастливого эгоиста. — 6); Лужин (Морозов Р. Лужин, не ставший Александром Ивановичем. — 9); Лука (Яковлев Г. Лгал ли Лука? — 45).
Готовимся к сочинению
Краткий путеводитель по «Литературе» 1993–2003 годов. Материалы для подготовки к выпускному сочинению. — 14.
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году. — 12.
Комплекты тем сочинений. — 20.
Консультации по темам выпускного сочинения. — 14–20.
Интервью у классной доски
“Нет правды там, где нет любви к предмету исследования…”. Историк русской литературы, шолоховед В.Васильев беседует с корреспондентом газеты «Литература» С.Дмитренко. — 39.
Информация
Литературные журналы в 2004 году. — 1.
Стандарт основного (общего) образования по литературе. — 7.
Стандарт среднего (полного) образования по литературе. — 7.
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. — 7.
Итоги девятой Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 17.
Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 21.
Не замечая течения: День учителя литературы. — 14.
Ответы на задания III тура IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 25–26.
Каталог
4–7, 9–16, 20–48.
Ключ к номеру
46, 47.
Книжная полка
1–13, 15, 20, 21, 23–35, 37–45, 47, 48.
Литературная карта России
Вологина О. Музей Л.Н. Андреева в Орле. — 8.
Дом-музей Александра Грина в Кирове (Вятке). — 23.
Костомарова И. Музей И.А. Бунина в Орле. — 11.
Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области. — 38.
Платонова Л. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. — 5.
Сидорова Р. Музей-заповедник Александра Блока в Подмосковье. — 3.
Станкевич В. На родине Твардовского. — 12.
Шталь Е. Музей В.В. Ерофеева в Кировске. — 32.
Новое в школьных программах
Шайтанов И. Между викторианством и антиутопией. Английская литература первой трети XX века. — 43.
Пантеон
Андерсен (Киреев Р. Андерсен. Превращение гадкого утёнка. — 1); Иннокентий Анненский (Петрова Г. Пафос творчества. — 36); Блок (Киреев Р. Никто не придёт назад. — 3); Булгаков (Киреев Р. Последний полёт. — 32); Пётр Вяземский, Денис Давыдов, Антон Дельвиг, Николай Языков (Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2); Гофман (Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман. — 4); Александр Грин (Менделеева Д. “Возвращённый ад” Александра Грина. — 23); Анатолий Жигулин (Лавлинский Л. Надежда и судьба. — 22); Владимир Корнилов (Бек Т. Взаправду. — 47); Маяковский (Жирмунская Т. “Воскреси — своё дожить хочу”. — 42); Наровчатов (Валикова Д. Фронтовая молодость его. — 37); Пушкин, Чехов (Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин — 36); Случевский (Халфин Ю. Одинокий факел на старом кладбище. — 48); Чехов (Дмитриева Н. Долговечность Чехова. — 27–28); Шкловский (Сарнов Б. После пожара Рима. — 30, 31).
Педагогический университет «Первое сентября».
Курсы повышения квалификации
Лектор Э.Л. Безносов. Новая историческая действительность и “новый человек” и их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века:
Лекция 1. Роман-антиутопия Замятина «Мы». — 33.
Лекция 2. Книга Бабеля «Конармия». — 35.
Лекция 3. Роман Булгакова «Белая гвардия». — 37.
Лекция 4. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова «Роковые яйца» и образы “новых” людей в сатирической повести «Собачье сердце». — 38.
Лекция 5. Сатирические образы “новых” людей в рассказах Зощенко. — 41.
Лекция 6. Советская действительность в романах И.Ильфа и Е.Петрова, особенности сатиры Ильфа и Петрова. — 43.
Лекция 7. Историческая тема в повестях Ю.Тынянова («Подпоручик Киже», «Малолетний Витушишников», «Восковая персона»). — 45.
Лекция 8. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». — 47.
* * *
Лектор Л.И. Соболев. Русская поэзия второй половины XIX века на уроках литературы в 10-м классе:
Лекция 1. Поэтический мир Тютчева. — 34.
Лекция 2. Поэтика Тютчева. — 36.
Лекция 3. Жизнь и поэзия Фета. — 38.
Лекция 4. Основные мотивы лирики Некрасова. — 40.
Лекция 5. Поэтическое новаторство Некрасова. — 42.
Лекция 6. Поэзия А.К. Толстого. — 44.
Лекция 7. Путь Я.П. Полонского. — 46.
Лекция 8. К.Случевский — предтеча поэзии XX века. — 48.
Перечитаем заново
«Плавание» Бодлера. — 42; Стихотворения Иосифа Бродского. — 14; Лирика Блока. — 3; «Жди меня, и я вернусь…». — 15; Заболоцкий. — 42; «Зимнее утро». — 2; «Конёк–Горбунок». — 9; «Левша». — 1; «Макар Чудра». — 2; «Матео Фальконе». — 38; «Медный Всадник» — 25–26; «Мёртвые души». — 13; «Мне холодно…» О.Мандельштама. — 46; “Мушкетёрские” письма М.Е. Салтыкова. — 13; «На Западном фронте без перемен». — 32; «Натали». — 8; «Обломов». — 24; «Повесть о Петре и Февронии». — 1; Лирика Пушкина. — 40; «Попрыгунья». — 27–28; «Тихий Дон». — 39; «Три сестры». — 27–28.
Почтовый ящик
Астафьев Д. Пушкинский праздник. — 2.
В диалоге с читателем. — 36.
Коваленко Л. Возрождая традиции. — 37.
Открытое письмо министру образования и науки. — 18.
Письмо Г.В. Каблуковой-Губановой. — 2.
Чикрина В. Литературное краеведение в урочной и внеурочной деятельности. — 40.
Словарь
Архетипический топос. (Хайнади З.) — 29.
Миф в XX веке. (Свердлов М.) — 9.
Пародия. (Игнатова И.) — 29.
Подтекст. (Свердлов М.) — 11.
Подтекст. (Хайнади З.) — 11.
Постмодернизм. (Свердлов М.) — 29.
Прототип. (Ярхо В.) — 29.
Поэтика абсурда. (Свердлов М.) — 30.
Реализм и символзм. (Степанян К.) — 29.
Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. (Стрельцова Л.) — 35.
Эпиграф. (Красухин Г.) — 25–26.
Стенд
43, 44, 48.
Трибуна
Айзерман Л. Ответы без вопросов и вопросы без ответа. — 9.
Валикова Д. Лёгкость в словах — необыкновенная! — 13.
Волкова О. Другое мнение. — 24.
Волков С. О роли стрелочника при переходе на новые рельсы. — 43.
Волков С. Пойди туда — не знаю куда. — 36.
Волков С. Сочинение-2004, или Новое как ещё не забытое старое. — 14.
Дворецкая Е. Обеими руками за ЕГЭ. — 7.
Делекторская И. Пушкин? Пушкин. Пушкин! — 7.
Ерёмина О. В центрифугах новаций. — 12.
Злотников Н. Поэзия и политика. — 23.
Калганова Т. О едином государственном экзамене по литературе. — 10.
К читателям этого номера. — 38.
Романичева Е. “В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать, уметь”, или Как соотнести процесс и результат. — 23.
Сафонова Е. Сбросить характеристики с корабля современности?: По поводу составления на уроках планов-характеристик образов-персонажей. — 11.
Скачаем? — 41.
Соболев Л. Так ли уж безнадёжна ситуация? — 7.
Фёдоров С. О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты. — 4.
Учимся у учеников
Абдоллалиева Э. Стихотворение И.Бунина «Вечер». — 41.
Витовцева М. Сон как литературный метод постижения действительности. — 21.
Гущина Е. Тайна поэта. — 1.
Зеличенко А. Человек на войне: По рассказам И.Бабеля. — 24.
Зубакин А. Как я читал Достоевского. — 21.
Кичинский К. Рецензия на рассказ Ивана Бунина «Качели». — 41.
Кузнецова Е. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество». — 8.
Мардашова П. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель». — 41.
Мусаэлян К. Образ Христа в поэме «Двенадцать». — 1.
Павленко Н. Облик молодого поколения в рок-поэзии конца XX века. — 21.
Погорелая Е. Сравнительный анализ стихотворений (Анна Ахматова, Марина Цветаева). — 8.
Рысакова А. Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна. — 41.
Сафронова Е. Рассказ А.П. Чехова «Счастье»: библейские коннотации. — 27–28.
Соколова Д. Размышления на “вечную тему”: По произведениям И.С. Тургенева. — 7.
Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Колотов К. Речь Разумихина на суде Раскольникова; Мошенкин Е. Речь Достоевского на суде Р.Р. Раскольникова.) — 7.
Учитель об учителе
Захаренков С., Петруленков В. Школа словесности в Смоленске. — 12.
Шапиро Н. Из жизни учителя словесности: Попытка мемуаров. — 6, 46.
Факультатив
Баранова О. О чём плачет скрипка Ротшильда? — 46.
Баранова О. Чем страшна Пиковая Дама? — 4.
Воробьёва С., Строганова Е. Русские писательницы первой половины XIX века. — 31.
Лекманов О. Про «Потец»: Некоторое количество наблюдений. — 7.
Старцева И. Чехова освободили от русской души. — 27–28.
Эйдельман Т. Жизнь в усадьбе Серебряковых. — 27–28.
Школа в школе
Бороздунова Л. Викторина по «Слову о полку Игореве». — 7.
Дыханова Б. Литература в школе сегодня и завтра, или Об одном малоизвестном юбилее. — 22.
Каганович С. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. — 6.
Мягкова В. Работа по билетам. — 44.
Павлова М. Ещё раз про анализ эпизода: И.С. Тургенев «Отцы и дети». — 9.
Петрова О. Урок-игра по сказкам В.Гауфа «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Карлик Нос». — 4.
Половинкина О. Новая драма: Генрик Ибсен. — 41.
Прийма Е. “Погружение” в текст: Теоретическое обоснование опыта. — 23.
Радионова Л. Диагностика филологических знаний учащихся. — 2.
Словцов В. Уклонися от зла, и сотвори благо. — 8.
Страшко И. Система практических работ по литературе. — 33.
Шайтанов И. Эстетизм: Оскар Уайльд. — 41.
Шапиро Н. ...Напоминает гоголевское «Муму». — 5.
Янченко Е. Роман М.Горького «Мать» в школе XXI века. — 34.
Штудии
Ваншенкин К. Из записей. — 30, 40.
Гольдфаин И. Незнакомое в знакомом. — 32.
Гольдфаин И. Опасный приём. — 40.
Зобин Г. От Ивана до Ивана. — 37.
Зобин Г. Стихия и кумир: Над страницами «Медного Всадника». — 25–26.
Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе. — 11.
Кошелев В. Об одной дневниковой записи А.П. Чехова: К проблеме «Чехов и Фет». — 27–28.
Лазарев Л. Это было при нас: Из книги «Записки пожилого человека». — 15.
Лекманов О. Генерал Раевский и сыновья: Из комментария к одной пушкинской рецензии. — 31.
Лекманов О. Гномы в сказке К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». — 6.
Лекманов О. Как Владимир Набоков детскую книжку читал. — 2.
Манн Ю. Чудесные превращения гоголевских лиц. — 11.
Менделеева Д. Несколько слов о “маленьком человеке” и “мёртвых душах”. — 35.
Полтавец Е. Гора, голова и пещера в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Войне и мире» Л.Н. Толстого. — 10.
Полтавец Е. “Незваные гости” и самозванцы в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. — 25–26.
Полян А. Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? — 46.
Ранчин А. Ещё раз об авторской позиции в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». — 25–26.
Ранчин А. Как один Пятница двух Робинзонов прокормил. — 38.
Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.
Рослякова Л. Размышления о детях в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 39.
Смирнов В. “Пел петух…”: Бунин и Заболоцкий. — 42.
Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории. — 32.
Федотов О. Вино и любовь в лицейской лирике Пушкина. — 10.
Чеботарёва Н. Пульс времени. — 42.
Шадурский В. Чеховское в творчестве Владимира Набокова. — 27–28.
Ярхо В. Двойная жизнь. — 33.
Я иду на урок
Авраменко Г. “Мы — дети страшных лет России…”. — 10.
Аксунова Н. Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане». — 14.
Артамонова Е. Герои В.М. Шукшина. — 11.
Артамонова Е. Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: Урок литературы в 10-м классе. — 4.
Барабанова М. Изучение комедии «Недоросль». — 33.
Башурова Е. Родная земля в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». — 27–28.
Белякова Л. Нравственно-эстетические ценности в новелле К.Г. Паустовского «Старый повар». — 5.
Богомолова М. Истоки создания образов в русской литературе. — 5.
Бодрова Н. К вопросу о “новом” прочтении романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» в школе. — 39.
Бодрова Н. Лирика И.Ф. Анненского. — 36.
Бусова Н. Словесное рисование как элемент творчества. — 35.
Бушман Е. Мир дворянской усадьбы. — 23.
Быллырытова А. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах. — 24.
Владимирова Н. Путешествие в Страну восходящего солнца: Японские трёхстишия хокку. — 45.
Глухова Е. Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»: Из опыта анализа поэтического текста в 11-м классе. — 47.
Глушкова А. Особенности жанра басни. — 47.
Глушкова Н. Урок комплексного применения знаний и способов действия: 6-й класс. — 12.
Григорова А. По индейским тропам: Урок-игра в 5-м классе по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих». — 47.
Данилова Н. И.Ф. Анненский. «После концерта»: Лингвистический анализ стихотворения. — 38.
Елисеева Н. Олимпийское пятиборье: План-конспект урока-игры в 6-м классе. — 12.
Ерёмина О. Александр Блок. «На поле Куликовом»: опыт осмысления. — 3.
Ерёмина О. Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар». — 5.
Злобина А. Малые жанры народного творчества: поурочная разработка по литературе. 5-й класс. — 22.
Ибрагимова З. Нравственные проблемы в рассказе Ф.Искандера «Возмездие». — 47.
Ивкина Н. Сочинение-анализ эпизода художественного произведения. — 32.
Калашник Т. Апокалипсис, сотворённый человеком: По повести М.Булгакова «Собачье сердце». — 14.
Корешков Ю. Поэт в художественном мире символизма: «Сонет к форме» В.Брюсова. — 12.
Корчагина Л. Образ врача и человека в творчестве А.П. Чехова. — 27–28.
Крамарь Е. Жизнь и творчество А.П. Чехова. — 27–28.
Кулигина Т. Система уроков по современной литературе в 10-м классе. — 34.
Кустова И. Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»: Урок в 11-м классе. — 9.
Куянова А. Концепция нового общества: По пьесе В.Маяковского «Клоп». — 14.
Леухина Н. Образ святого в духовной литературе. — 12.
Либерцева В. Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. — 35.
Логачёва О. Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». — 2.
Людкевич Н. “Говорящие” фамилии в рассказах А.П. Чехова. — 13.
Медникова Т. Урок проблемного обучения по рассказу И.А. Бунина «Дурочка». — 41.
Мингелене Е. Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». — 5.
Миронова Н. “Чем выше летает чайка, тем дальше она видит”: Материалы к уроку по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». — 31.
Михеичева Е. Творчество Л.Н. Андреева в школе: Методические рекомендации в помощь учителю. — 8.
Москвина И. Система уроков по творчеству И.А. Гончарова. — 22.
Норина Л. Рассказ А.П. Чехова «Студент»: Опыт прочтения в классе. — 27–28.
Петрухин В. Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.
Попова А. Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.
Прийма Е. Лирическая героиня Марины Цветаевой. — 12.
Рожановская Н. Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. — 1.
Рыжкова Т. “Пойми меня”: Диалог с Мандельштамом на уроках литературы. — 46.
Салтыкова Л. Урок в 6-м классе по стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли». — 42.
Сапожникова Л. Интегрированный урок по творчеству Н.М. Карамзина. — 33.
Саушкина Т. “Входя в мир Чехова…”: Особенности юмористических рассказов. — 27–28.
Сивокозова Т. «На ветрах времени»: Урок повторения и обобщения изученного материала по ключевым темам. 11-й класс. — 45.
Сидорова Л. Развитие комуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе. — 43.
Ситникова В. Образы растений в поэзии Николая Рубцова. — 5.
Соколова Л. Быт и мечта: По рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир». — 14.
Старкова В. Изучение творчества Варлама Шаламова в школе. — 35.
Стародубцева Е. «Капитанская дочка» на уроках литературы. — 25–26.
Стрельцова Л. Соотношения мифологического и “реального” пространства в рассказе К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». — 5.
Суворова С. Исцеление добротой: Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова. — 45.
Танкова Н. Два письма. — 2.
Теплякова Н. Великий сын России — М.В. Ломоносов. — 33.
Тихонова Г. Анна Ахматова «Реквием»: Урок в 11-м классе. — 4.
Торопчина Л. “Любовь к родному пепелищу” в повествовании И.С. Шмелёва «Лето Господне». — 44.
Угроватова Т. Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный». — 14.
Фанасова Р. Клятва Лермонтова: О стихотворении «Кинжал». — 11.
Храмова Г. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник. — 33.
Хребтова Е. Все мы немножко ангелы: Рассказ Л.Петрушевской «Как ангел». — 5.
Чернова Т. Урок по рассказу И.А. Бунина «Цифры». — 45.
Чернокозова Ю. “Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…”: Анализ рассказа И.А. Бунина «Тёмные аллеи». — 41.
Шахова Л. Сближение отдалённых реальностей: Художественные характеры Гобсека и Плюшкина на уроке литературы. — 35.
Янович Е. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы. — 22.
Янченко Е. Сборник рассказов И.Бабеля «Конармия»: Уроки в 11-м классе. — 24.
Семинарий «Литературы»
№ 1 — Литература на христианские темы.
№ 2 — Поэты пушкинского круга.
№ 4 — Герои «Войны и мира».
№ 5 — Уроки по Паустовскому.
№ 6 — Герои «Войны и мира».
№ 8 — Творчество Л.Н. Андреева в школе.
№ 9 — Сказка и миф.
№ 10 — Библейские образы у Пушкина и Толстого.
№ 11 — За строками классических произведений.
№ 12 — Уроки учителей Смоленщины.
№ 14 — Уроки калининградских учителей.
№ 21 — Весёлые уроки.
№ 22 — Уроки томских учителей.
№ 23 — Феерия и романы Александра Грина.
№ 24 — Роман И.А. Гончарова «Обломов»: Опыт прочтения.
№ 30, 31 — Свидетельства современника: Виктор Шкловский.
№ 32 — «Семь великих смертей»: Михаил Булгаков.
№ 33 — Материалы к урокам.
№ 34 — Уроки Татьяны Кулигиной.
№ 35 — Литературные взаимосвязи.
№ 36 — Иннокентий Анненский в школьном изучении.
№ 37 — Фонвизин и Маяковский.
№ 40 — Художественные открытия Пушкина-лирика.
№ 41 — Изучение творчества И.А. Бунина на уроках литературы.
№ 42 — Творчество Николая Заболоцкого в школьном изучении.
№ 43 — Английская литература первой трети XX века.
№ 44 — Классная работа с учебниками «В мире литературы» по программе А.Г. Кутузова.
№ 45 — Уроки учителей России: Волгоград и область.
№ 46 — Творчество О.Мандельштама в школьном изучении.
№ 47 — Уроки учителей России: Кугарчинский район Башкортостана.
Литературный календарь (ведёт Лариса Мезенцева)
1 — «2004 год. Январь — июнь. Памятные даты»; 3–24; 25–26 — «2004. Июль — декабрь. Памятные даты»; 27–36; 38–48.
Кроссворды (кроссмейстер Виктор Федоринов)
1 — «Рождественский»; 2, 4–8, 10–12, 13 — «По следам Остапа Ибрагимовича»; 14, 15, 16 — «Гражданская и Великая Отечественная война»; 17–20, 22–24, 27–28 — «Чехов»; 29 — «Названные одинаково»; 30–35; 36 — «Лирика XIX века»; 37 — «Русские поэты Серебряного века»; 38, 39 — «М.А. Шолохов»; 40–43, 44 — «Русские литература и музыка»; 45, 46 — «А.П. Гайдар», 47, 48 — «Новогодний».
Криптограммы (криптограф Виктор Федоринов)
3, 9, 25–26.
Филворды (филвордист Виктор Федоринов)
21 — «Литературный зоосад».