Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2004

Архив

Содержание «Литературы» за 2004 год

Содержание «Литературы» за 2004 год

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Богомолова М. Истоки создания образов в русской литературе. — 5.

Злобина А. Малые жанры народного творчества: поурочная разработка по литературе. 5-й класс. — 22.

ХРИСТИАНСКИЕ ТЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Гущина Е. Тайна поэта. — 1.

Коваленко Л. Возрождая традиции. — 37.

Леухина Н. Образ святого в духовной литературе. — 12.

Машевская И. Повесть о Петре и Февронии, или Как стать святым. — 1.

Мусаэлян К. Образ Христа в поэме «Двенадцать». — 1.

Рожановская Н. Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. — 1.

Словцов В. Уклонися от зла, и сотвори благо. — 8.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бороздунова Л. Викторина по «Слову о полку Игореве». — 7.

Машевская И. Повесть о Петре и Февронии, или Как стать святым. — 1.

Менделеева Д. Несколько слов о “маленьком человеке” и “мёртвых душах”. — 35.

Храмова Г. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник. — 33.

ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Владимирова Н. Путешествие в Страну восходящего солнца: Японские трёхстишия хокку. — 45.

СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Х.К. АНДЕРСЕН

Киреев Р. Андерсен. Превращение гадкого утёнка. — 1.

Стрельцова Л. Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. — 35.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Вологина О. Музей Л.Н. Андреева в Орле. — 8.

Михеичева Е. Творчество Л.Н. Андреева в школе: Методические рекомендации в помощь учителю. — 8.

И.Ф. АННЕНСКИЙ

Бодрова Н. Лирика И.Ф. Анненского. — 36.

Данилова Н. И.Ф. Анненский. «После концерта»: Лингвистический анализ стихотворения. — 38.

Петрова Г. Пафос творчества. — 36.

В.П. АСТАФЬЕВ

Сидорова Л. Развитие комуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе. — 43.

А.А. АХМАТОВА

Погорелая Е. Сравнительный анализ стихотворений (Анна Ахматова, Марина Цветаева). — 8.

Тихонова Г. Анна Ахматова «Реквием»: Урок в 11-м классе. — 4.

И.Э. БАБЕЛЬ

Безносов Э. Книга Бабеля «Конармия». — 35.

Зеличенко А. Человек на войне. — 24.

Янченко Е. Сборник рассказов И.Бабеля «Конармия»: Уроки в 11-м классе. — 24.

П.П. БАЖОВ

Стрельцова Л. Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. — 35.

О.БАЛЬЗАК

Шахова Л. Сближение отдалённых реальностей. — 35.

Р.БАХ

Миронова Н. “Чем выше летает чайка, тем дальше она видит”: Материалы к уроку по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». — 31.

А.А. БЛОК

Ерёмина О. Александр Блок. «На поле Куликовом»: опыт осмысления. — 3.

Зорин А. Обугленные облака: О лирике Блока. — 3.

Киреев Р. Блок: Никто не придёт назад. — 3.

Мусаэлян К. Образ Христа в поэме «Двенадцать». — 1.

Сидорова Р. Музей-заповедник Александра Блока в Подмосковье. — 3.

Ш.БОДЛЕР

Свердлов М. «Плавание» Шарля Бодлера: последнее романтическое путешествие. — 42.

И.А. БРОДСКИЙ

Гущина Е. Тайна поэта. — 1.

Шелухина А. “БРОДячий русСКИЙ”: Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского. — 14.

В.Я. БРЮСОВ

Корешков Ю. Поэт в художественном мире символизма: «Сонет к форме» В.Брюсова. — 12.

Ю.В. БУЙДА

Соколова Л. Быт и мечта: По рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир». — 14.

М.А. БУЛГАКОВ

Безносов Э. Роман Булгакова «Белая гвардия». — 37.

Безносов Э. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова «Роковые яйца» и образы “новых” людей в сатирической повести «Собачье сердце». — 38.

Безносов Э. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». — 47.

Калашник Т. Апокалипсис, сотворённый человеком. — 14.

Киреев Р. Последний полёт. — 32.

И.А. БУНИН

Абдоллалиева Э. Стихотворение И.Бунина «Вечер». — 41.

Глухова Е. Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»: Из опыта анализа поэтического текста в 11-м классе. — 47.

Кичинский К. Рецензия на рассказ Ивана Бунина «Качели». — 41.

Костомарова И. Музей И.А. Бунина в Орле. — 11.

Кузнецова Е. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество». — 8.

Мардашова П. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель». — 41.

Медникова Т. Урок проблемного обучения по рассказу И.А. Бунина «Дурочка». — 41.

Николаенко В. «Натали» Бунина: любовь, судьба и смерть. — 8.

Рысакова А. Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна. — 41.

Смирнов В. “Пел петух…”: Бунин и Заболоцкий. — 42.

Чернова Т. Урок по рассказу И.А. Бунина «Цифры». — 45.

Чернокозова Ю. “Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…”: Анализ рассказа И.А. Бунина «Тёмные аллеи». — 41.

А.И. ВВЕДЕНСКИЙ

Лекманов О. Про «Потец»: Некоторое количество наблюдений. — 7.

В.ВУЛФ

Шайтанов И. «Миссис Дэллоуэй»: модернистский роман. — 43.

П.А. ВЯЗЕМСКИЙ

Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.

В.ГАУФ

Петрова О. Урок-игра по сказкам В.Гауфа «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Карлик Нос». — 4.

Н.В. ГОГОЛЬ

Глушкова Н. Урок комплексного применения знаний и способов действия: 6-й класс. — 12.

Гольдфаин И. Незнакомое в знакомом. — 32.

Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе. — 11.

Манн Ю. Чудесные превращения гоголевских лиц. — 11.

Менделеева Д. Несколько слов о “маленьком человеке” и “мёртвых душах”. — 35.

Петрухин В. Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.

Попова А. Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.

Разумихин А. «Мёртвые души»: Опыт современного прочтения. — 13.

Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории. — 32.

Шахова Л. Сближение отдалённых реальностей. — 35.

И.А. ГОНЧАРОВ

Москвина И. Система уроков по творчеству И.А. Гончарова. — 22.

Разумихин А. «Обломов»: Опыт современного прочтения. — 24.

М.ГОРЬКИЙ

Кустова И. Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне». — 9.

Стародубцева Е. Особенности конфликта в рассказе М.Горького «Макар Чудра». — 2.

Янченко Е. Роман М.Горького «Мать» в школе XXI века. — 34.

Яковлев Г. Лгал ли Лука? — 45.

Т.А. ГОФМАН

Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман. — 4.

И.ГРЕКОВА

Баранова О. О чём плачет скрипка Ротшильда? — 46.

А.С. ГРИН

Дом-музей Александра Грина в Кирове (Вятке). — 23.

Менделеева Д. “Возвращённый ад” Александра Грина. — 23.

К.ГРЭМ

Лекманов О. Как Владимир Набоков детскую книжку читал. — 2.

Д.В. ДАВЫДОВ

Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.

А.А. ДЕЛЬВИГ

Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Зубакин А. Как я читал Достоевского. — 21.

Колотов К. Речь Разумихина на суде Раскольникова. — 7.

Марков Е. О романе «Преступление и наказание». — 30.

Мошенкин Е. Речь Достоевского на суде Р.Р. Раскольникова. — 7.

А.ДЮМА

Свердлов М. “История — это гвоздь, на который я вешаю свои романы”. — 5.

Б.П. ЕКИМОВ

Суворова С. Исцеление добротой. — 45.

П.П. ЕРШОВ

Чудаков А. «Конёк-Горбунок». — 9.

ЕРМОЛАЙ–ЕРАЗМ

Машевская И. Повесть о Петре и Февронии, или Как стать святым. — 1.

В.В. ЕРОФЕЕВ

Шталь Е. Музей В.В. Ерофеева в Кировске. — 32.

А.В. ЖИГУЛИН

Лавлинский Л. Надежда и судьба. — 22.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Перемышлев Е. Заболоцкий: От «Лодейникова» до «Прощания с друзьями»: Интерпретация одного метатекста. — 42.

Полян А. Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? — 46.

Салтыкова Л. Урок в 6-м классе по стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли». — 42.

Смирнов В. “Пел петух…”: Бунин и Заболоцкий. — 42.

Чеботарёва Н. Пульс времени. — 42.

Е.И. ЗАМЯТИН

Безносов Э. Роман-антиутопия Замятина «Мы». — 33.

М.М. ЗОЩЕНКО

Безносов Э. Сатирические образы “новых” людей в рассказах Зощенко. — 41.

Г.ИБСЕН

Половинкина О. Новая драма: Генрик Ибсен. — 41.

И.ИЛЬФ и Е.ПЕТРОВ

Безносов Э. Советская действительность в романах И.Ильфа и Е.Петрова, особенности сатиры Ильфа и Петрова. — 43.

Ф.А. ИСКАНДЕР

Ибрагимова З. Нравственные проблемы в рассказе Ф.Искандера «Возмездие». — 47.

Н.М. КАРАМЗИН

Сапожникова Л. Интегрированный урок по творчеству Н.М. Карамзина. — 33.

Ф.КАФКА

Свердлов М. Поэтика абсурда: «Превращение» Франца Кафки. — 30.

В.Н. КОРНИЛОВ

Бек Т. Взаправду. — 47.

И.А. КРЫЛОВ

Глушкова А. Особенности жанра басни. — 47.

А.И. КУПРИН

Рысакова А. Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна. — 41.

Б.А. ЛАВРЕНЁВ

Авраменко Г. “Мы — дети страшных лет России…”. — 10.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.

Фанасова Р. Клятва Лермонтова: О стихотворении «Кинжал». — 11.

Хубларова Д. М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии. — 14.

Н.С. ЛЕСКОВ

Безносов Э. «Сказ о тульском косом Левше…» как народный эпос. — 1.

М.В. ЛОМОНОСОВ

Теплякова Н. Великий сын России — М.В. Ломоносов. — 33.

К.С. ЛЬЮИС

Лекманов О. Гномы в сказке К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». — 6.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Павлова М. О.Мандельштам «Мне холодно…»: Попытка внимательного прочтения. — 46.

Полян А. Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? — 46.

Рыжкова Т. “Пойми меня”: Диалог с Мандельштамом на уроках литературы. — 46.

Чеботарёва Н. Пульс времени. — 42.

Т.МАНН

Свердлов М. Миф в XX веке: Томас Манн. — 9.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Жирмунская Т. “Воскреси — своё дожить хочу”. — 42.

Зобин Г. От Ивана до Ивана. — 37.

Куянова А. Концепция нового общества: По пьесе «Клоп». — 14.

П.МЕРИМЕ

Свердлов М. «Матео Фальконе»: Шедевр Проспера Мериме. — 38.

В.В. НАБОКОВ

Лекманов О. Как Владимир Набоков детскую книжку читал. — 2.

Морозов Р. Лужин, не ставший Александром Ивановичем. — 9.

С.С. НАРОВЧАТОВ

Валикова Д. Фронтовая молодость его. — 37.

Н.А. НЕКРАСОВ

Соболев Л. Основные мотивы лирики Некрасова. — 40.

Соболев Л. Поэтическое новаторство Некрасова. — 42.

Танкова Н. Два письма. — 2.

О.ГЕНРИ

Григорова А. По индейским тропам. — 47.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Духон А. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака. — 15.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Белякова Л. Нравственно-эстетические ценности в новелле К.Г. Паустовского «Старый повар». — 5.

Ерёмина О. Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар». — 5.

Мингелене Е. Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». — 5.

Платонова Л. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. — 5.

Стрельцова Л. Соотношения мифологического и “реального” пространства в рассказе К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». — 5.

Л.С. ПЕТРУШЕВСКАЯ

Хребтова Е. Все мы немножко ангелы. — 5.

А.П. ПЛАТОНОВ

Корешков Ю. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова. — 15.

Я.П. ПОЛОНСКИЙ

Соболев Л. Путь Я.П. Полонского. — 46.

А.С. ПУШКИН

Астафьев Д. Пушкинский праздник. — 2.

Баранова О. Чем страшна Пиковая Дама? — 4.

Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин — 36.

Делекторская И. Пушкин? Пушкин. Пушкин! — 7.

Зобин Г. Стихия и кумир: Над страницами «Медного Всадника». — 25–26.

Красухин Г. Эпиграф. — 25–26.

Лекманов О. Генерал Раевский и сыновья: Из комментария к одной пушкинской рецензии. — 31.

Логачёва О. Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». — 2.

Машевский А. Открытия Пушкина. — 40.

Полтавец Е. “Незваные гости” и самозванцы в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. — 25–26.

Полтавец Е. Гора, голова и пещера в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Войне и мире» Л.Н. Толстого. — 10.

Ранчин А. Ещё раз об авторской позиции в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». — 25–26.

Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.

Руденко И. Стихотворение Пушкина «Зимнее утро». — 2.

Стародубцева Е. «Капитанская дочка» на уроках литературы. — 25–26.

Танкова Н. Два письма. — 2.

Федотов О. Вино и любовь в лицейской лирике Пушкина. — 10.

Халфин Ю. О “парнасском афеизме” Пушкина, о поэтических играх шалуньи-музы и о «Медном Всаднике». — 25–26.

Э.М. РЕМАРК

Свердлов М. Потерянное поколение: «На Западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка. — 32.

Н.М. РУБЦОВ

Ситникова В. Образы растений в поэзии Николая Рубцова. — 5.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Ранчин А. Как один Пятница двух Робинзонов прокормил. — 38.

Строганова Е. “Мушкетёрские” письма М.Е. Салтыкова. — 13.

К.М. СИМОНОВ

Каплан И. О всепобеждающей силе любви. — 15.

С.Ю. СИБИРЦЕВ

Либерцева В. Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. — 35.

К.К. СЛУЧЕВСКИЙ

Соболев Л. К.Случевский — предтеча поэзии XX века. — 48.

Халфин Ю. Одинокий факел на старом кладбище. — 48.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Ярхо В. Двойная жизнь. — 33.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Станкевич В. На родине Твардовского. — 12.

Н.Д. ТЕЛЕШОВ

Стрельцова Л. Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. — 35.

Т.Н. ТОЛСТАЯ

Аксунова Н. Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане». — 14.

Соколова Л. Быт и мечта: По рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир». — 14.

А.К. ТОЛСТОЙ

Соболев Л. Поэзия А.К. Толстого. — 44.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Артамонова Е. Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: Урок литературы в 10-м классе. — 4.

Гольдфаин И. Опасный приём. — 40.

Полтавец Е. Гора, голова и пещера в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Войне и мире» Л.Н. Толстого. — 10.

Разумихин А. Портрет счастливого мечтателя. Пьер. — 4.

Разумихин А. Портрет счастливого эгоиста. Андрей Болконский. — 6.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Павлова М. Ещё раз про анализ эпизода: И.С. Тургенев «Отцы и дети». — 9.

Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.

Соколова Д. Размышления на “вечную тему”: По произведениям И.С. Тургенева. — 7.

Ю.Н. ТЫНЯНОВ

Безносов Э. Историческая тема в повестях Ю.Тынянова («Подпоручик Киже», «Малолетний Витушишников», «Восковая персона»). — 45.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Соболев Л. Поэтический мир Тютчева. — 34.

Соболев Л. Поэтика Тютчева. — 36.

Л.Е. УЛИЦКАЯ

Баранова О. Чем страшна Пиковая Дама? — 4.

Угроватова Т. Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный». — 14.

О.УАЙЛЬД

Либерцева В. Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. — 35.

Шайтанов И. Эстетизм: Оскар Уайльд. — 41.

А.А. ФЕТ

Игнатова И. Пародия. — 29.

Кошелев В. Об одной дневниковой записи А.П. Чехова: К проблеме «Чехов и Фет». — 27–28.

Соболев Л. Жизнь и поэзия Фета. — 38.

Д.И. ФОНВИЗИН

Барабанова М. Изучение комедии «Недоросль». — 33.

Зобин Г. От Ивана до Ивана. — 37.

О.ХАКСЛИ

Шайтанов И. «О дивный новый мир»: антиутопия. — 43.

Э.ХЕМИНГУЭЙ

Свердлов М. Подтекст: «Старик и море» Хемингуэя. — 11.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Погорелая Е. Сравнительный анализ стихотворений (Анна Ахматова, Марина Цветаева). — 8.

Прийма Е. Лирическая героиня Марины Цветаевой. — 12.

А.П. ЧЕХОВ

Баранова О. О чём плачет скрипка Ротшильда? — 46.

Башурова Е. Родная земля в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». — 27–28.

Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин — 36.

Дмитриева Н. Долговечность Чехова. — 27–28.

Гольдфаин И. Незнакомое в знакомом. — 32.

Иванова Н. Об одном “музыкальном моменте” в пьесе Чехова «Три сестры». — 27–28.

Исчезнувший брат. — 27–28.

Корчагина Л. Образ врача и человека в творчестве А.П. Чехова. — 27–28.

Кошелев В. Об одной дневниковой записи А.П. Чехова: К проблеме «Чехов и Фет». — 27–28.

Крамарь Е. Жизнь и творчество А.П. Чехова. — 27–28.

Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе. — 11.

Людкевич Н. “Говорящие” фамилии в рассказах А.П. Чехова. — 13.

Николаева Н. Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». — 27–28.

Норина Л. Рассказ А.П. Чехова «Студент»: Опыт прочтения в классе. — 27–28.

Полян А. Рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья»: К поэтике позднего чеховского рассказа. — 27–28.

Саушкина Т. “Входя в мир Чехова…”: Особенности юмористических рассказов. — 27–28.

Сафронова Е. Рассказ А.П. Чехова «Счастье»: библейские коннотации. — 27–28.

Старцева И. Чехова освободили от русской души. — 27–28.

Хайнади З. Архетипический топос. — 29.

Хайнади З. Подтекст: «Три сестры» Чехова. — 11.

Шадурский В. Чеховское в творчестве Владимира Набокова. — 27–28.

Эйдельман Т. Жизнь в усадьбе Серебряковых. — 27–28.

В.Т. ШАЛАМОВ

Старкова В. Изучение творчества Варлама Шаламова в школе. — 35.

В.Б. ШКЛОВСКИЙ

Сарнов Б. После пожара Рима. — 30, 31.

И.С. ШМЕЛЁВ

Торопчина Л. “Любовь к родному пепелищу” в повествовании И.С. Шмелёва «Лето Господне». — 44.

М.А. ШОЛОХОВ

Бодрова Н. К вопросу о “новом” прочтении романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» в школе. — 39.

Воронцов В. «Тихий Дон» как зеркало жизни. — 39.

Мельникова Н. Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь. — 39.

“Нет правды там, где нет любви к предмету исследования…”. Историк русской литературы, шолоховед В.Васильев беседует с корреспондентом газеты «Литература» С.Дмитренко. — 39.

Рослякова Л. Размышления о детях в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 39.

Б.ШОУ

Шайтанов И. «Пигмалион»: антивикторианский парадокс. — 43.

В.М. ШУКШИН

Артамонова Е. Герои В.М. Шукшина. — 11.

У.ЭКО

Свердлов М. Постмодернизм: Эко «Имя Розы». — 29.

Т.С. ЭЛИОТ

Шайтанов И. Поэзия Т.С. Элиота: “люди 14 года”. — 43.

Н.М. ЯЗЫКОВ

Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2.

СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ ПО РУБРИКАМ

Архив

Марков Е.Л. О романе «Преступление и наказание». (Подготовка теста, републикация и примечания Л.И. Соболева). — 30.

Галерея

Пьер Безухов (Разумихин А. Портрет счастливого мечтателя. — 4); Андрей Болконский (Разумихин А. Портрет счастливого эгоиста. — 6); Лужин (Морозов Р. Лужин, не ставший Александром Ивановичем. — 9); Лука (Яковлев Г. Лгал ли Лука? — 45).

Готовимся к сочинению

Краткий путеводитель по «Литературе» 1993–2003 годов. Материалы для подготовки к выпускному сочинению. — 14.

Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году. — 12.

Комплекты тем сочинений. — 20.

Консультации по темам выпускного сочинения. — 14–20.

Интервью у классной доски

“Нет правды там, где нет любви к предмету исследования…”. Историк русской литературы, шолоховед В.Васильев беседует с корреспондентом газеты «Литература» С.Дмитренко. — 39.

Информация

Литературные журналы в 2004 году. — 1.

Стандарт основного (общего) образования по литературе. — 7.

Стандарт среднего (полного) образования по литературе. — 7.

Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. — 7.

Итоги девятой Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 17.

Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 21.

Не замечая течения: День учителя литературы. — 14.

Ответы на задания III тура IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 25–26.

Каталог

4–7, 9–16, 20–48.

Ключ к номеру

46, 47.

Книжная полка

1–13, 15, 20, 21, 23–35, 37–45, 47, 48.

Литературная карта России

Вологина О. Музей Л.Н. Андреева в Орле. — 8.

Дом-музей Александра Грина в Кирове (Вятке). — 23.

Костомарова И. Музей И.А. Бунина в Орле. — 11.

Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области. — 38.

Платонова Л. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. — 5.

Сидорова Р. Музей-заповедник Александра Блока в Подмосковье. — 3.

Станкевич В. На родине Твардовского. — 12.

Шталь Е. Музей В.В. Ерофеева в Кировске. — 32.

Новое в школьных программах

Шайтанов И. Между викторианством и антиутопией. Английская литература первой трети XX века. — 43.

Пантеон

Андерсен (Киреев Р. Андерсен. Превращение гадкого утёнка. — 1); Иннокентий Анненский (Петрова Г. Пафос творчества. — 36); Блок (Киреев Р. Никто не придёт назад. — 3); Булгаков (Киреев Р. Последний полёт. — 32); Пётр Вяземский, Денис Давыдов, Антон Дельвиг, Николай Языков (Машевский А. Поэты пушкинского круга. — 2); Гофман (Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман. — 4); Александр Грин (Менделеева Д. “Возвращённый ад” Александра Грина. — 23); Анатолий Жигулин (Лавлинский Л. Надежда и судьба. — 22); Владимир Корнилов (Бек Т. Взаправду. — 47); Маяковский (Жирмунская Т. “Воскреси — своё дожить хочу”. — 42); Наровчатов (Валикова Д. Фронтовая молодость его. — 37); Пушкин, Чехов (Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин — 36); Случевский (Халфин Ю. Одинокий факел на старом кладбище. — 48); Чехов (Дмитриева Н. Долговечность Чехова. — 27–28); Шкловский (Сарнов Б. После пожара Рима. — 30, 31).

Педагогический университет «Первое сентября».

Курсы повышения квалификации

Лектор Э.Л. Безносов. Новая историческая действительность и “новый человек” и их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века:

Лекция 1. Роман-антиутопия Замятина «Мы». — 33.

Лекция 2. Книга Бабеля «Конармия». — 35.

Лекция 3. Роман Булгакова «Белая гвардия». — 37.

Лекция 4. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова «Роковые яйца» и образы “новых” людей в сатирической повести «Собачье сердце». — 38.

Лекция 5. Сатирические образы “новых” людей в рассказах Зощенко. — 41.

Лекция 6. Советская действительность в романах И.Ильфа и Е.Петрова, особенности сатиры Ильфа и Петрова. — 43.

Лекция 7. Историческая тема в повестях Ю.Тынянова («Подпоручик Киже», «Малолетний Витушишников», «Восковая персона»). — 45.

Лекция 8. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». — 47.

* * *

Лектор Л.И. Соболев. Русская поэзия второй половины XIX века на уроках литературы в 10-м классе:

Лекция 1. Поэтический мир Тютчева. — 34.

Лекция 2. Поэтика Тютчева. — 36.

Лекция 3. Жизнь и поэзия Фета. — 38.

Лекция 4. Основные мотивы лирики Некрасова. — 40.

Лекция 5. Поэтическое новаторство Некрасова. — 42.

Лекция 6. Поэзия А.К. Толстого. — 44.

Лекция 7. Путь Я.П. Полонского. — 46.

Лекция 8. К.Случевский — предтеча поэзии XX века. — 48.

Перечитаем заново

«Плавание» Бодлера. — 42; Стихотворения Иосифа Бродского. — 14; Лирика Блока. — 3; «Жди меня, и я вернусь…». — 15; Заболоцкий. — 42; «Зимнее утро». — 2; «Конёк–Горбунок». — 9; «Левша». — 1; «Макар Чудра». — 2; «Матео Фальконе». — 38; «Медный Всадник» — 25–26; «Мёртвые души». — 13; «Мне холодно…» О.Мандельштама. — 46; “Мушкетёрские” письма М.Е. Салтыкова. — 13; «На Западном фронте без перемен». — 32; «Натали». — 8; «Обломов». — 24; «Повесть о Петре и Февронии». — 1; Лирика Пушкина. — 40; «Попрыгунья». — 27–28; «Тихий Дон». — 39; «Три сестры». — 27–28.

Почтовый ящик

Астафьев Д. Пушкинский праздник. — 2.

В диалоге с читателем. — 36.

Коваленко Л. Возрождая традиции. — 37.

Открытое письмо министру образования и науки. — 18.

Письмо Г.В. Каблуковой-Губановой. — 2.

Чикрина В. Литературное краеведение в урочной и внеурочной деятельности. — 40.

Словарь

Архетипический топос. (Хайнади З.) — 29.

Миф в XX веке. (Свердлов М.) — 9.

Пародия. (Игнатова И.) — 29.

Подтекст. (Свердлов М.) — 11.

Подтекст. (Хайнади З.) — 11.

Постмодернизм. (Свердлов М.) — 29.

Прототип. (Ярхо В.) — 29.

Поэтика абсурда. (Свердлов М.) — 30.

Реализм и символзм. (Степанян К.) — 29.

Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. (Стрельцова Л.) — 35.

Эпиграф. (Красухин Г.) — 25–26.

Стенд

43, 44, 48.

Трибуна

Айзерман Л. Ответы без вопросов и вопросы без ответа. — 9.

Валикова Д. Лёгкость в словах — необыкновенная! — 13.

Волкова О. Другое мнение. — 24.

Волков С. О роли стрелочника при переходе на новые рельсы. — 43.

Волков С. Пойди туда — не знаю куда. — 36.

Волков С. Сочинение-2004, или Новое как ещё не забытое старое. — 14.

Дворецкая Е. Обеими руками за ЕГЭ. — 7.

Делекторская И. Пушкин? Пушкин. Пушкин! — 7.

Ерёмина О. В центрифугах новаций. — 12.

Злотников Н. Поэзия и политика. — 23.

Калганова Т. О едином государственном экзамене по литературе. — 10.

К читателям этого номера. — 38.

Романичева Е. “В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать, уметь”, или Как соотнести процесс и результат. — 23.

Сафонова Е. Сбросить характеристики с корабля современности?: По поводу составления на уроках планов-характеристик образов-персонажей. — 11.

Скачаем? — 41.

Соболев Л. Так ли уж безнадёжна ситуация? — 7.

Фёдоров С. О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты. — 4.

Учимся у учеников

Абдоллалиева Э. Стихотворение И.Бунина «Вечер». — 41.

Витовцева М. Сон как литературный метод постижения действительности. — 21.

Гущина Е. Тайна поэта. — 1.

Зеличенко А. Человек на войне: По рассказам И.Бабеля. — 24.

Зубакин А. Как я читал Достоевского. — 21.

Кичинский К. Рецензия на рассказ Ивана Бунина «Качели». — 41.

Кузнецова Е. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество». — 8.

Мардашова П. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель». — 41.

Мусаэлян К. Образ Христа в поэме «Двенадцать». — 1.

Павленко Н. Облик молодого поколения в рок-поэзии конца XX века. — 21.

Погорелая Е. Сравнительный анализ стихотворений (Анна Ахматова, Марина Цветаева). — 8.

Рысакова А. Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна. — 41.

Сафронова Е. Рассказ А.П. Чехова «Счастье»: библейские коннотации. — 27–28.

Соколова Д. Размышления на “вечную тему”: По произведениям И.С. Тургенева. — 7.

Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Колотов К. Речь Разумихина на суде Раскольникова; Мошенкин Е. Речь Достоевского на суде Р.Р. Раскольникова.) — 7.

Учитель об учителе

Захаренков С., Петруленков В. Школа словесности в Смоленске. — 12.

Шапиро Н. Из жизни учителя словесности: Попытка мемуаров. — 6, 46.

Факультатив

Баранова О. О чём плачет скрипка Ротшильда? — 46.

Баранова О. Чем страшна Пиковая Дама? — 4.

Воробьёва С., Строганова Е. Русские писательницы первой половины XIX века. — 31.

Лекманов О. Про «Потец»: Некоторое количество наблюдений. — 7.

Старцева И. Чехова освободили от русской души. — 27–28.

Эйдельман Т. Жизнь в усадьбе Серебряковых. — 27–28.

Школа в школе

Бороздунова Л. Викторина по «Слову о полку Игореве». — 7.

Дыханова Б. Литература в школе сегодня и завтра, или Об одном малоизвестном юбилее. — 22.

Каганович С. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. — 6.

Мягкова В. Работа по билетам. — 44.

Павлова М. Ещё раз про анализ эпизода: И.С. Тургенев «Отцы и дети». — 9.

Петрова О. Урок-игра по сказкам В.Гауфа «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Карлик Нос». — 4.

Половинкина О. Новая драма: Генрик Ибсен. — 41.

Прийма Е. “Погружение” в текст: Теоретическое обоснование опыта. — 23.

Радионова Л. Диагностика филологических знаний учащихся. — 2.

Словцов В. Уклонися от зла, и сотвори благо. — 8.

Страшко И. Система практических работ по литературе. — 33.

Шайтанов И. Эстетизм: Оскар Уайльд. — 41.

Шапиро Н. ...Напоминает гоголевское «Муму». — 5.

Янченко Е. Роман М.Горького «Мать» в школе XXI века. — 34.

Штудии

Ваншенкин К. Из записей. — 30, 40.

Гольдфаин И. Незнакомое в знакомом. — 32.

Гольдфаин И. Опасный приём. — 40.

Зобин Г. От Ивана до Ивана. — 37.

Зобин Г. Стихия и кумир: Над страницами «Медного Всадника». — 25–26.

Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе. — 11.

Кошелев В. Об одной дневниковой записи А.П. Чехова: К проблеме «Чехов и Фет». — 27–28.

Лазарев Л. Это было при нас: Из книги «Записки пожилого человека». — 15.

Лекманов О. Генерал Раевский и сыновья: Из комментария к одной пушкинской рецензии. — 31.

Лекманов О. Гномы в сказке К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». — 6.

Лекманов О. Как Владимир Набоков детскую книжку читал. — 2.

Манн Ю. Чудесные превращения гоголевских лиц. — 11.

Менделеева Д. Несколько слов о “маленьком человеке” и “мёртвых душах”. — 35.

Полтавец Е. Гора, голова и пещера в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Войне и мире» Л.Н. Толстого. — 10.

Полтавец Е. “Незваные гости” и самозванцы в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. — 25–26.

Полян А. Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? — 46.

Ранчин А. Ещё раз об авторской позиции в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». — 25–26.

Ранчин А. Как один Пятница двух Робинзонов прокормил. — 38.

Ранчин А. Тройная дуэль: Пушкин — Лермонтов — Тургенев. — 23.

Рослякова Л. Размышления о детях в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 39.

Смирнов В. “Пел петух…”: Бунин и Заболоцкий. — 42.

Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории. — 32.

Федотов О. Вино и любовь в лицейской лирике Пушкина. — 10.

Чеботарёва Н. Пульс времени. — 42.

Шадурский В. Чеховское в творчестве Владимира Набокова. — 27–28.

Ярхо В. Двойная жизнь. — 33.

Я иду на урок

Авраменко Г. “Мы — дети страшных лет России…”. — 10.

Аксунова Н. Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане». — 14.

Артамонова Е. Герои В.М. Шукшина. — 11.

Артамонова Е. Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: Урок литературы в 10-м классе. — 4.

Барабанова М. Изучение комедии «Недоросль». — 33.

Башурова Е. Родная земля в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». — 27–28.

Белякова Л. Нравственно-эстетические ценности в новелле К.Г. Паустовского «Старый повар». — 5.

Богомолова М. Истоки создания образов в русской литературе. — 5.

Бодрова Н. К вопросу о “новом” прочтении романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» в школе. — 39.

Бодрова Н. Лирика И.Ф. Анненского. — 36.

Бусова Н. Словесное рисование как элемент творчества. — 35.

Бушман Е. Мир дворянской усадьбы. — 23.

Быллырытова А. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах. — 24.

Владимирова Н. Путешествие в Страну восходящего солнца: Японские трёхстишия хокку. — 45.

Глухова Е. Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»: Из опыта анализа поэтического текста в 11-м классе. — 47.

Глушкова А. Особенности жанра басни. — 47.

Глушкова Н. Урок комплексного применения знаний и способов действия: 6-й класс. — 12.

Григорова А. По индейским тропам: Урок-игра в 5-м классе по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих». — 47.

Данилова Н. И.Ф. Анненский. «После концерта»: Лингвистический анализ стихотворения. — 38.

Елисеева Н. Олимпийское пятиборье: План-конспект урока-игры в 6-м классе. — 12.

Ерёмина О. Александр Блок. «На поле Куликовом»: опыт осмысления. — 3.

Ерёмина О. Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар». — 5.

Злобина А. Малые жанры народного творчества: поурочная разработка по литературе. 5-й класс. — 22.

Ибрагимова З. Нравственные проблемы в рассказе Ф.Искандера «Возмездие». — 47.

Ивкина Н. Сочинение-анализ эпизода художественного произведения. — 32.

Калашник Т. Апокалипсис, сотворённый человеком: По повести М.Булгакова «Собачье сердце». — 14.

Корешков Ю. Поэт в художественном мире символизма: «Сонет к форме» В.Брюсова. — 12.

Корчагина Л. Образ врача и человека в творчестве А.П. Чехова. — 27–28.

Крамарь Е. Жизнь и творчество А.П. Чехова. — 27–28.

Кулигина Т. Система уроков по современной литературе в 10-м классе. — 34.

Кустова И. Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»: Урок в 11-м классе. — 9.

Куянова А. Концепция нового общества: По пьесе В.Маяковского «Клоп». — 14.

Леухина Н. Образ святого в духовной литературе. — 12.

Либерцева В. Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. — 35.

Логачёва О. Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». — 2.

Людкевич Н. “Говорящие” фамилии в рассказах А.П. Чехова. — 13.

Медникова Т. Урок проблемного обучения по рассказу И.А. Бунина «Дурочка». — 41.

Мингелене Е. Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». — 5.

Миронова Н. “Чем выше летает чайка, тем дальше она видит”: Материалы к уроку по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». — 31.

Михеичева Е. Творчество Л.Н. Андреева в школе: Методические рекомендации в помощь учителю. — 8.

Москвина И. Система уроков по творчеству И.А. Гончарова. — 22.

Норина Л. Рассказ А.П. Чехова «Студент»: Опыт прочтения в классе. — 27–28.

Петрухин В. Анализ второй главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.

Попова А. Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». — 8.

Прийма Е. Лирическая героиня Марины Цветаевой. — 12.

Рожановская Н. Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. — 1.

Рыжкова Т. “Пойми меня”: Диалог с Мандельштамом на уроках литературы. — 46.

Салтыкова Л. Урок в 6-м классе по стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли». — 42.

Сапожникова Л. Интегрированный урок по творчеству Н.М. Карамзина. — 33.

Саушкина Т. “Входя в мир Чехова…”: Особенности юмористических рассказов. — 27–28.

Сивокозова Т. «На ветрах времени»: Урок повторения и обобщения изученного материала по ключевым темам. 11-й класс. — 45.

Сидорова Л. Развитие комуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе. — 43.

Ситникова В. Образы растений в поэзии Николая Рубцова. — 5.

Соколова Л. Быт и мечта: По рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир». — 14.

Старкова В. Изучение творчества Варлама Шаламова в школе. — 35.

Стародубцева Е. «Капитанская дочка» на уроках литературы. — 25–26.

Стрельцова Л. Соотношения мифологического и “реального” пространства в рассказе К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». — 5.

Суворова С. Исцеление добротой: Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова. — 45.

Танкова Н. Два письма. — 2.

Теплякова Н. Великий сын России — М.В. Ломоносов. — 33.

Тихонова Г. Анна Ахматова «Реквием»: Урок в 11-м классе. — 4.

Торопчина Л. “Любовь к родному пепелищу” в повествовании И.С. Шмелёва «Лето Господне». — 44.

Угроватова Т. Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный». — 14.

Фанасова Р. Клятва Лермонтова: О стихотворении «Кинжал». — 11.

Храмова Г. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник. — 33.

Хребтова Е. Все мы немножко ангелы: Рассказ Л.Петрушевской «Как ангел». — 5.

Чернова Т. Урок по рассказу И.А. Бунина «Цифры». — 45.

Чернокозова Ю. “Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…”: Анализ рассказа И.А. Бунина «Тёмные аллеи». — 41.

Шахова Л. Сближение отдалённых реальностей: Художественные характеры Гобсека и Плюшкина на уроке литературы. — 35.

Янович Е. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы. — 22.

Янченко Е. Сборник рассказов И.Бабеля «Конармия»: Уроки в 11-м классе. — 24.

Семинарий «Литературы»

№ 1 — Литература на христианские темы.

№ 2 — Поэты пушкинского круга.

№ 4 — Герои «Войны и мира».

№ 5 — Уроки по Паустовскому.

№ 6 — Герои «Войны и мира».

№ 8 — Творчество Л.Н. Андреева в школе.

№ 9 — Сказка и миф.

№ 10 — Библейские образы у Пушкина и Толстого.

№ 11 — За строками классических произведений.

№ 12 — Уроки учителей Смоленщины.

№ 14 — Уроки калининградских учителей.

№ 21 — Весёлые уроки.

№ 22 — Уроки томских учителей.

№ 23 — Феерия и романы Александра Грина.

№ 24 — Роман И.А. Гончарова «Обломов»: Опыт прочтения.

№ 30, 31 — Свидетельства современника: Виктор Шкловский.

№ 32 — «Семь великих смертей»: Михаил Булгаков.

№ 33 — Материалы к урокам.

№ 34 — Уроки Татьяны Кулигиной.

№ 35 — Литературные взаимосвязи.

№ 36 — Иннокентий Анненский в школьном изучении.

№ 37 — Фонвизин и Маяковский.

№ 40 — Художественные открытия Пушкина-лирика.

№ 41 — Изучение творчества И.А. Бунина на уроках литературы.

№ 42 — Творчество Николая Заболоцкого в школьном изучении.

№ 43 — Английская литература первой трети XX века.

№ 44 — Классная работа с учебниками «В мире литературы» по программе А.Г. Кутузова.

№ 45 — Уроки учителей России: Волгоград и область.

№ 46 — Творчество О.Мандельштама в школьном изучении.

№ 47 — Уроки учителей России: Кугарчинский район Башкортостана.

Литературный календарь (ведёт Лариса Мезенцева)

1 — «2004 год. Январь — июнь. Памятные даты»; 3–24; 25–26 — «2004. Июль — декабрь. Памятные даты»; 27–36; 38–48.

Кроссворды (кроссмейстер Виктор Федоринов)

1 — «Рождественский»; 2, 4–8, 10–12, 13 — «По следам Остапа Ибрагимовича»; 14, 15, 16 — «Гражданская и Великая Отечественная война»; 17–20, 22–24, 27–28 — «Чехов»; 29 — «Названные одинаково»; 30–35; 36 — «Лирика XIX века»; 37 — «Русские поэты Серебряного века»; 38, 39 — «М.А. Шолохов»; 40–43, 44 — «Русские литература и музыка»; 45, 46 — «А.П. Гайдар», 47, 48 — «Новогодний».

Криптограммы (криптограф Виктор Федоринов)

3, 9, 25–26.

Филворды (филвордист Виктор Федоринов)

21 — «Литературный зоосад».

Рейтинг@Mail.ru