Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Уроки кугарчинских учителей
Кугарчинский район Республики Башкортостан (центр — село Мраково) расположен на юге республики, на левом берегу реки Белой. Это живописный горно-лесной край. Знакомим наших читателей с педагогическим творчеством их коллег, живущих здесь.
А.ГЛУШКОВА,
с. Александровка
Особенности жанра басни
Басни И.А. Крылова
Урок посвящён особенностям жанра басни и изучению басен И.Крылова. Школьники получают предварительное домашнее задание: прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) «Волк и Ягнёнок», «Мартышка и Очки», «Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух»; подчеркнуть ставшие крылатыми выражения, сделать закладки.
Класс должен работать по группам (их может быть три или шесть, в зависимости от количества учеников в классе). Удобнее работать с группами, состоящими из четырёх человек. Ребятам предлагается три варианта задания.
I. Особенности жанра басни (Работа по карточкам в группах.)
Общее задание. Сравните басни, написанные тремя разными авторами. Перечислите основные особенности жанра басни.
Карточка № 1
Сравните три басни.
«Ворон и Лисица». Авторы: Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец; Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.
«Ворона и Лисица» русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844).
Карточка № 2 (сведения о баснописцах повторяются на всех карточках - А.Г.)
Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.
«Лисица и Виноград» Эзопа, Жана де Лафонтена, Ивана Андреевича Крылова.
Карточка № 3
Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.
Эзоп - «Старик и Смерть».
Жан де Лафонтен - «Смерть и Бедствующий».
Иван Андреевич Крылов - «Крестьянин и Смерть».
Ученики выделяют следующие особенности басен:
1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют и люди.
2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.
3. В басне часто высмеиваются поступки героев.
4. В конце или в начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.
Учитель. Сравним наши выводы о жанре басни со словарным определением: “Басня - жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. Введение в басню диалога придаёт ей оттенок комедийности. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно даётся краткое резюме, раскрывающее её замысел и называемое «моралью»... Персонажи басни, помимо людей, чаще всего - животные, птицы, рыбы, насекомые, растения... Язык басни всегда простой”.
- Что нового мы узнали о басне из определения, приведённого в «Поэтическом словаре»?
Басня - жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически (иносказательно, не прямо) изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трёх частей: вступления, описания событий и морали.
II. Особенности басен И.Крылова (Работа с текстом по плану.)
1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.
2. Указать, что в них общего.
3. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.
Учитель. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”. Обратитесь к своим карточкам. Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.
- Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена?
В первой карточке представлены басни «Ворона и Лисица».
Сразу бросается в глаза отличие в названии крыловской басни - «Ворона и Лисица». Крылов, традиционно изображая Лису хитрой, изворотливой и находчивой, как в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно её красоте. При этом финальный эпитет - царь-птица - свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать “царём над птицами” (об уме Вороны и Лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.
Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: всё не впрок; взгромоздясь; близёхонько; плутовка; голубушка; пёрушки; носок; светик; в зобу дыханье спёрло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.
Во второй карточке приведены басни «Лисица и виноград».
В этой басне Крылова мораль находится не в начале, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных высказываний, пословиц, поговорок: кумушка; глаза загорелись; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймёт; пробившись попусту; оскомину набьёшь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включённую в текст: “Видит око, да зуб неймёт”. У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы - поэтому гордый отказ ему понятней.
В третьей карточке сравниваются басни «Старик и Смерть».
В тексте Лафонтена приведены сразу две басни (смотри названия!) и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: подушное, боярщина, оброк - все эти социальные беды названы в тексте. Лексика тоже узнаваема: валежник; тащился; лачужка; кряхтя и охая; долой; она у нас не за горами, а за плечами; оторопев; вязанку; тошно.
Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер.
III. Герои басен Крылова
Задание. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.
Волк и Ягнёнок Льстивые друзья
Волк на псарне Неблагодарный человек
Стрекоза и Муравей Несговорчивые друзья
Слон и Моська Несоизмеримость
Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьёзность
Свинья под Дубом Коварный человек
Кукушка и Петух Хищник и жертва
- Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях, которые вы читали дома?
(Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.)
- Какие словосочетания и предложения крыловских басен стали крылатыми выражениями?
(“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где-то Бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье спёрло”, “У сильного всегда бессильный виноват”, “Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза”, “Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!”, “Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на слона” и другие.)
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни Крылова (на выбор).