Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2004

Архив

Ключ к номеру

Ключ к номеру

У нашей редакции давно зрела мысль о том, чтобы в начале номера давать читателю рекомендации, как работать с материалами номера, который он держит в руках. Такие попытки предпринимались нами в консультационных номерах разных лет, но общим правилом пока не стали. Между тем своего рода методическая лоция по материалам номера очень нужна читателю — актуальность её возрастёт с будущего года, когда вы станете получать номера гораздо большего объёма, чем обычно. Мы решили подготовиться к новому году загодя.

Итак, что ждёт вас в этом номере? Прежде всего хочется отметить, что, судя по читательской почте, нас ценят и благодарят именно за высокий уровень многих материалов, за сложность — и выбранных авторов, и подходов к ним. Не оправдывается мнение некоторых пессимистов, что замотанному и задёрганному учителю нужна примитивная шпаргалка для урока. Предлагаемый вам номер как раз и состоит из таких, условно говоря, сложных материалов. В центре номера — Мандельштам, поэт неоднозначный и трудно понимаемый. «Пойми меня…» — так называется одна из статей о Мандельштаме, и эти же слова могут послужить эпиграфом ко всему блоку. Авторы материалов анализируют вместе с нами лирику разных лет, замечают удивительные переклички между Мандельштамом и другими поэтами, а главное — помогают оформить сделанные наблюдения в урок. Статьи подталкивают учителя к тому, чтобы смелее вводить Мандельштама в программу, не оставлять стихи этого трудного, но необходимого читателю поэта за рамками разговора в школе. Не бояться трудностей, возникающих при чтении, — вот что советуют нам авторы статей. Все три материала можно использовать и для уроков по творчеству поэта в 11-м классе, и для лекций, и для семинаров по анализу поэтического текста в гуманитарных классах.

Очередная лекция Педагогического университета «Первое сентября» тоже посвящена поэту, редко пока вспоминаемому в школе. И незаслуженно — ведь речь идёт о Я.Полонском. Известный словесник Л.Соболев рассказывает о творчестве этого поэта, с одной стороны, увлекательно, с другой — на высоком научном уровне. Материал будет весьма полезен учителям, работающим в гуманитарных классах, преподающим литературу на углублённом уровне, ведущим факультативы.

А вот работу, которой открывается номер, рекомендуем прочитать всем учителям, независимо от уровня класса, где они работают. Это новые главы из воспоминаний нашего постоянного автора, известной московской учительницы Н.А. Шапиро. Можно назвать эти воспоминания своего рода мастер-классом для начинающих и опытных педагогов. О различных психологических ситуациях в учительском коллективе, взаимоотношениях с учениками, с государством, которое часто демонстрирует в отношении школы свою абсурдную сторону, рассказано с большой долей самоиронии. А это лучшая интонация, которой может и должен овладеть любой педагог. Не упустите такую возможность! При этом мы надеемся, что рассказанное Надеждой Ароновной вызовет у наших читателей желание в свободной форме воспоминаний и размышлений также поделиться собственным опытом преподавания литературы в школе.

Рейтинг@Mail.ru