Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2004

Я иду на урок

«На ветрах времени». Урок повторения и обобщения изученного материала по ключевым темам. 11-й класс

Уроки учителей Волгоградской земли

В оформлении использована картина художника Юрия Батыршина
 (род. 1934) «Царицын в начале века» (1994). Внизу в центре - 
герб Волгоградской области (принят в 2000 г.), вверху слева - 
герб Царицына (принят в 1857 г.), справа - 
герб Волгограда (принят в 1999 г.).

Организатор материалов - методист ИПК г. Волгограда Татьяна Анатольевна Чернова.

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна СИВОКОЗОВА


Татьяна Фёдоровна СИВОКОЗОВА (1952) — учитель МОУ гимназии № 4 г. Волгограда.

«На ветрах времени»

Урок повторения и обобщения изученного материала по ключевым темам. 11-й класс

Игра — это та школа, в которой человек учится восприятию условности, это отражение мира и его условная модель. Художественное произведение — материализованный творческий процесс, в основе которого как раз и лежит перевоплощение. Писатель играет роль создаваемых им образов. Показательны в этом отношении слова О.Бальзака: “У меня с детства наблюдение стало интуицией: оно давало возможность жить жизнью того человека, которым я был занят, позволяло мне вполне становиться на его место”. Игровое поведение Пушкина документально запечатлено в его письмах. В них поэт перевоплощается в зависимости от того, кому адресовано послание.

Сама структура художественного произведения такова, что в нём, как в игре, совмещаются действительное и вымышленное, условное и безусловное, творческая свобода и ограничивающие её правила. Игровое начало заключается и в том, что оно, будучи результатом свободного творчества в границах определённых правил, характеризует не только само творчество и его результат, но также и процесс его восприятия. Восприятие художественного произведения — это творческая деятельность, предполагающая и способность перевоплощения. Для того чтобы постичь художественный образ и освоить его, необходимо с ним сжиться, попытаться взглянуть на мир глазами автора.

Игра на уроках литературы используется и как форма обучения, позволяющая систематизировать полученные знания, выявить, насколько глубоко учащиеся владеют ими, расширить их кругозор.

Методика проведения и подготовки игры «На ветрах времени» такова: на вводных уроках по избранной теме сообщается, что итоговое занятие будет проходить в форме интеллектуальной игры, и предлагаются примерные направления (номинации).

Игра рассчитана на два урока. В начале первого проводится отборочный тур, проходящий в форме блиц-викторины и позволяющий выявить участников (не более трёх-четырёх человек) первого тура. За каждый правильный ответ учащийся получает специальный жетон. Победители определяются путём подсчёта заработанных жетонов.

Первый тур игры проходит по шести номинациям.

  1. “Живых аккордов цвета”.
  2. “Гармоний чистое искусство”.
  3. Непокорная литература.
  4. Власть и судьба.
  5. Остриё сатиры.
  6. “Берег очарованный”.

Все они представлены на специально подготовленном стенде. В каждой номинации имеется пять вопросов, расположенных по степени возрастания трудности и оценённых от 5 до 25 баллов. Участники имеют возможность выбрать номинацию и степень трудности вопроса.

Победители определяются подсчётом полученных баллов. Если участник не может ответить на вопрос, то это делают другие игроки или болельщики. Возможно проведение второго тура, если победители получат равное количество баллов. В итоге победителю предлагают принять участие в суперигре. Во втором туре предлагаются задания творческого характера.

Порядок урока-игры

I. Отборочный тур

Блиц-викторина

1. В конце XIX — начале XX века в литературе сформировались три основных модернистских течения. Перечислите их. (Символизм, акмеизм, футуризм.)

2. Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. (Дактиль.)

3. Кому посвящён поэтический цикл А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? (Л.Д. Менделеевой.)

4. На берегу какой реки родился С.Есенин? (В селе Константинове, на берегу Оки.)

5. Продолжите стихотворные строки Есенина:

  • Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю”,
    Я скажу: (“Не надо рая,
    Дайте Родину мою”).
  • Я иду долиной, на затылке кепи
    (В лайковой перчатке смуглая рука).
  • Я спросил сегодня у менялы,
    Что даёт за полтумана по рублю:
    (Как сказать мне для прекрасной Лалы
    По-персидски нежное “люблю”?)
  • Ты жива ещё, моя старушка?
    (Жив и я. Привет тебе, привет!
    Пусть струится над твоей избушкой
    Тот вечерний несказанный свет).
  • Не жалею, не зову, не плачу,
    (Всё пройдёт, как с белых яблонь дым).
  • Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    (Потому, что я с севера, что ли,
    Я готов рассказать тебе поле
    Про волнистую рожь при луне).
  • Дай, Джим, на счастье лапу мне,
    (Такую лапу не видал я сроду.)

6. Каким языком “отговорила роща золотая” в стихотворении С.Есенина? (Берёзовым, весёлым.)

7. Вспомните, кто из героев пьесы Горького «На дне» был:

  • чиновником в казённой палате? (Барон.)
  • сторожем на даче? (Лука.)
  • телеграфистом? (Сатин.)
  • слесарем? (Клещ.)
  • скорняком? (Бубнов.)
  • артистом? (Актёр.)

8. Что общего в литературных псевдонимах Александра Серафимовича, Андрея Платонова, Евгения Петрова (соавтора Ильфа)? (Образованы из отчеств Александра Серафимовича Попова, Андрея Платоновича Климентова, Евгения Петровича Катаева.)

9. Об одном из русских поэтов М.Цветаева писала:

…Одно-единственное движенье губ,
Имя твоё — пять букв.

Назовите это имя (а точнее — фамилию) из пяти букв. (Блокъ.)

10. “Лес точно терем расписной…” — читаем в стихотворении И.А. Бунина. В какие краски окрасил этот осенний лес поэт? (Лиловый, золотой, багряный.)

11. Первая же фраза бунинского рассказа: “Вспоминается мне ранняя погожая осень…” — настраивает читателя на мотив воспоминаний, который является основным в этом произведении. О каком рассказе идёт речь? («Антоновские яблоки».)

12. Кто в бунинском стихотворении “чёрный бархатный”, “заунывно гудящий певучей струной”? (Шмель — в одноимённом стихотворении.)

13. Назовите фантастические романы Ал. Толстого. («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».)

14. Назовите роман Новикова-Прибоя о Русско-японской войне. («Цусима».)

15. Как называется гигантский пароход в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»? («Атлантида».)

16. Назовите русских писателей — лауреатов Нобелевской премии.

(Бунин Иван Алексеевич — 1933 г.

Пастернак Борис Леонидович — 1958 г. (был вынужден отказаться от премии)

Шолохов Михаил Александрович — 1965 г.

Солженицын Александр Исаевич — 1970 г.

Бродский Иосиф Александрович — 1987 г.)

17. Бунин так отозвался об одной поэме зарубежного автора: “Она воскрешает перед нами красоту девственных лесов и прерий, воссоздаёт цельные характеры первобытных людей, их быт и миросозерцание”. Он перевёл эту поэму. Как она называется, кто её автор? (Г.Лонгфелло. «Гайавата».)

18. Какое произведение “древней” литературы признано в Едином Государстве (роман Е.Замятина «Мы») образцовым? («Расписание железных дорог».)

19. Вспомните символ “мудрого, вечного счастья” и конечной истины в романе Е.Замятина «Мы». (2 + 2 = 4.)

20. Вспомните, какие имена носили литературные прототипы булгаковского Воланда. (Сатана, дьявол, Вельзевул, Князь Тьмы, Люцифер, чёрт, Мефистофель.)

21. Кого из русских писателей Булгаков считал своими учителями? (Гоголя, Салтыкова-Щедрина.)

22. Назовите сатирические пьесы В.Маяковского. («Клоп», «Баня», «Мистерия-Буфф».)

23. О какой из своих поэм Маяковский сказал: “Четыре крика четырёх частей”? («Облако в штанах».)

24. Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова её настоящая фамилия? (Горенко.)

25. Мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов, строк, интонационной мелодии и пауз называется… (ритмикой стихотворения).

26. Условный образ в лирических и лирико-эпических произведениях, чьё отношение к изображаемому стремится передать автор, — это … (лирический герой).

27. Назовите произведение, в котором Иван Алексеевич Бунин объясняет причины, заставившие его покинуть Родину. («Окаянные дни».)

28. Постарайтесь узнать героя романа Е.Замятина «Мы» по одной детали внешнего облика:

  • улыбка-уксус (I-330);
  • пухлая складочка на запястье (О-90);
  • лохматые руки (Д-503).

29. Назовите полное имя Шарикова и дату его “преображения”. (Полиграф Полиграфович. 4 марта.)

30. Именем какого языческого божества, упоминаемого в Ветхом Завете, названа знаменитая повесть Куприна, написанная в 1896 году? («Молох».)

31. О каком своём рассказе Куприн писал: “…ничего более целомудренного я ещё не писал”? («Гранатовый браслет».)

32. Буриме. (Постарайтесь восстановить пропущенные рифмы.)

Они давно меня (томили)
В разгаре девственной (мечты)
Они скучали, и не (жили),
И мяли белые (цветы).
(А.Блок. «Сытые»)

II. Игра по номинациям

1. “Живых аккордов цвета” (изобразительное искусство)

  • Кто не знает, что так издревле назывался скорбный путь. Дорога пустынна. Лишь где-то маячит незаметная фигурка странницы да белеет у горизонта маленькая церквушка. Кажется, что безысходностью веет от самого главного образа картины — от бесконечности. Уходящая вдаль бескрайняя дорога не имеет ни начала, ни конца. Она подобна человеческой судьбе, неизвестной в своём завершении.

— Описание какой картины приведено здесь? Назовите имя художника. (И.Левитан. «Владимирка».)

  • Благодатной тишиной, покоем, тихой радостью откровения веет от этой работы художника. Совсем юный отрок запечатлён в момент великого таинства. Старец, благословляющий его на служение Богу и России, наставляет: “Сие даётся тебе знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания”. Торжественность происходящего подчёркнута бескрайним русским пейзажем, словно застывшим в предчувствии великих событий. Тишина этой картины не безмолвна. Кажется, будто в безбрежном просторе звучит тихий хоровой напев, заполняя пространство от земли до неба.

— Описание какой картины приведено здесь? Назовите имя художника. (М.В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею».)

  • С добродушной иронией живописует художник мещанско-купеческий быт. Картины его всегда яркие, многоцветные, всегда подробно, с множеством достоверных деталей рассказывают о том или ином событии или человеке. Художник изображает радостную, праздничную сторону жизни, передаёт своё восхищение жизнеутверждающим началом русского характера. В своих работах смело использовал приёмы лубочной живописи. Но есть одна, резко выделяющаяся среди остальных работа. В ней он стремится передать грандиозность и величие исторических перемен в стране.

Зимний пейзаж, напоминающий залитые солнцем ярмарки и гуляния в прежних картинах художника: яркое зимнее небо, искрящийся снег с сочными голубыми тенями, пёстрая толпа заполнила улицы города. Главным цветовым акцентом стало знамя в руках могучей фигуры. Оно полыхает, как пламя, озаряя собой весь пейзаж.

— Описание какой картины приведено здесь? Назовите имя художника. (Б.М. Кустодиев. «Большевик».)

  • “Великий художник, великий писатель и учёный, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства”, — сказал о нём Джавахарлал Неру.

Занимаясь в мастерской Куинджи, художник постоянно удивлял своего учителя точным “археологическим содержанием” полотен. Его влекли сюжеты из древнерусской истории, языческих верований и славянского фольклора. Особенно доволен был своей картиной «Идолы». На полотне — высокий холм. Это место, где приносили жертвы деревянным идолам. На окружающем его частоколе — черепа животных, убитых во время священных действ. Вокруг — застывшая девственная природа. В картине есть что-то пугающее, но в то же время влекущее своей первозданной силой и величием.

— О ком идёт речь? (Николай Константинович Рерих.)

  • Он был наделён сразу двумя талантами — композитора и живописца, которые, казалось, спорили друг с другом. Творчество литовского художника незримыми нитями связано с русской культурой. М.Горький, восхищённый его полотнами, назвал их “музыкальной живописью”. Художник же мечтал об ином: создать новый вид искусства — “зримую музыку”, где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия: прелюдия, фуга, соната. Удивительно “звучат” его сонаты — «Весенняя», «Летняя», «Соната моря», «Соната солнца». Как и подобает музыкальному жанру, в каждой живописной сонате есть несколько частей: аллегро, анданте, скерцо, финал. Фора картины складывалась как сочетание символов, создающих волшебное, “надреальное” царство. Фантазия художника не знала границ. “Звуками” красок рассказал он старую притчу о королях («Сказка королей»), заставил вспомнить о древней египетской культуре («Соната пирамид»), не обошёл вниманием символические образы Вселенной («Знаки Зодиака»).

— Назовите имя художника. (Микалоюс Константинас Чюрлёнис.)

2. “Гармоний чистое искусство”

  • Творческая жизнь этого композитора полна загадочности, мистических предсказаний и гениальных озарений. Достаточно сказать, что, начиная своё последнее произведение, он настаивал на заключении контракта сроком на три года — до 14 апреля 1915 года. Он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года. Считал музыку “сверхискусством”, способным выражать через звуки-потоки все богатства художественной культуры. Задолго до создания современной световой аппаратуры предсказал появление “световых инструментов”, которые должны пускать в концертный зал особые световые волны, соответствующие акустической природе света и звука. Он не писал трактатов или учёных статей, свои мысли оформлял в виде заглавий произведений, прозаических и поэтических комментариев к музыке. Для произведений он избрал свободную поэмную форму: «Поэма огня», «Поэма-ноктюрн», «Поэма экстаза», поэма «К пламени». Вячеслав Иванов откликнулся на смерть композитора сонетом:

Осиротела музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств…

— Кто он? (Александр Николаевич Скрябин.)

  • Я помню блеск немеркнущих свечей
    И тонкие, белей, чем изваянья,
    Торжественные лица скрипачей,
    Чуть согнутые плечи дирижёра,
    Взмах палочки — и вот уже поют
    Все инструменты о тебе, мой город…

9 августа 1942 года. 355-й день блокады. Большой зал Филармонии. В осаждённом городе звучит музыка. Алексей Толстой так передал ведущую тему этого произведения: “Она возникает отдалённо и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаянья отвечают скрипки. Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться”.

Евгений Петров видел в музыке “прощание матерей с детьми”: “Я видел напряжение городов, видел слабых и твёрдых людей, видел снова фронтовые дороги, видел лучи прожекторов и текучие пунктиры трассирующих пуль”.

— О каком произведении и каком композиторе идёт речь в поэме Л.Поповой, откуда процитирован отрывок? (Дмитрий Дмитриевич Шостакович. «Седьмая симфония».)

  • Однажды, в самом начале 1917 года, морозным воскресным днём на пороге петроградской квартиры, где жила вдова Достоевского, появился высокий молодой человек. Под мышкой он нёс большой портфель, набитый нотными листами. Его живые глаза светились приветливостью. С волнением вошёл он в кабинет великого писателя.

— Давно жду вашего визита. Я слышала, вы пишете оперу по роману моего покойного мужа «Игрок»!

— Да, Анна Григорьевна, в Мариинском театре уже начались оркестровые репетиции.

— Имейте в виду, «Игрок» мне особенно дорог, как память о нашей первой встрече с Фёдором Михайловичем. А о вас нелестно пишут, называют музыкальным варваром и даже футболистом в музыке.

— Я пишу, как считаю нужным и как требует время… музыка в наш неспокойный век должна быть энергичной, солнечной, огненной…

«Игрок» — первая зрелая опера композитора (ему было 25 лет).

Потом он напишет превосходные балеты — «Каменный цветок» и «Золушка», создаст глубокую музыку к фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский», но вершинным творением станет опера-эпопея «Война и мир».

— Кто это? Какие музыкальные произведения знаете? (Сергей Сергеевич Прокофьев. Оперы «Любовь к трём апельсинам», «Семён Котко», «Дуэнья», балет «Ромео и Джульетта».)

  • Вот как вспоминал пение великого артиста Леонид Андреев: “Я вспоминаю его пение, его мощную и стройную фигуру, его непостижимо-подвижное, чисто русское лицо, и странные превращения происходят на моих глазах… — из-за добродушно и мягко очерченной физиономии вятского мужика на меня глядит сам Мефистофель, со всею колючестью его черт и сатанинского ума. Сам Мефистофель… настоящий дьявол, от которого веет ужасом.

Смышлёное мужицкое лицо — и медленно выступает величаво-скорбный образ царя Бориса. Красивое, сожжённое страстью лицо тирана, преступника, героя, пытавшегося на святой крови утвердить свой трон; мощный ум и воля и слабое человеческое сердце.

А за Борисом — злобно шипящий царь Иван, такой хитрый, такой умный, такой злой и несчастный, а ещё дальше — сурово-прекрасный и дикий Олоферн; милейший Фарлаф во всеоружии своей трусливой глупости, добродушия и бессознательного негодяйства”.

“Такие люди, как он, — восхищался А.М. Горький, друживший с певцом, — являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силён, красив, талантлив русский народ”.

— Назовите имя певца. (Фёдор Иванович Шаляпин.)

  • Роскошные, высокохудожественные постановки балетов в Париже во время известных «Русских сезонов за границей», постановки, в которых участвовали Дягилев, Фокин, Бенуа, Головин, Коровин, Юон, много содействовали мировому признанию композитора. В отличие от большинства музыкантов, он глубоко интересовался живописью, архитектурой и скульптурой. Его творческие способности вполне отвечали идее нового синтетического балета-сказки. Все три первых знаменитых балета наполнены народно-сказочным, национально-русским, историко-этнографическим — образы царевны Ненаглядной красы, Ивана Царевича, Кащея Бессмертного. Перед изумлёнными зрителями предстали городская площадь с ярмаркой на ней, и балаганный театр кукольника-Фокусника, и страхолюдный Арап, и сам неистребимый весельчак Петрушка во втором балете. Третий балет оживил древнюю языческую Русь, её весенние обряды, ритуальные пляски. Художник, археолог и поэт Н.Рерих в содружестве с композитором в этом балете являлся и сценаристом, и художником. “Дико-прекрасная” музыка поражала зрителей.

— Назовите имя композитора и его первые три балета. (Игорь Фёдорович Стравинский. «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».)

3. Непокорная литература (возвращённая)

  • В романе М.Булгакова говорится в последней главе о том, как герои покидают грешную землю. Маргарита видит, как при лунном свете меняется облик всех летящих к своей цели: “Вряд ли кто теперь узнал бы Коровьева-Фагота… теперь скакал, тихо звеня цепью повода, тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом… Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, который существовал когда-либо в мире…

Сбоку от всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо… И, наконец, Воланд летел тоже в своём настоящем обличье”.

— Кого из спутников Воланда забыл упомянуть в финале романа автор? (Геллу.)

— В каких произведениях и каких авторов существуют:

  • колхоз имени Генеральной Линии? (А.Платонов. «Котлован».)
  • мудрая прямая — мудрейшая из линий? (Е.Замятин. «Мы».)
  • Повесть «Котлован» начинается словами: “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали…”

— Что же написали Вощеву? (Что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда.)

  • “…Древние служили своему нелепому неведомому Богу — мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не дал им ничего, кроме вечных, мучительных исканий; их Бог не выдумал ничего умнее, как неизвестно почему принести жертву нашему Богу…”

— Какому Богу приносятся жертвы в романе Замятина? (Единому Государству.)

— По деталям интерьера определите владельца дома. Попытайтесь вспомнить адрес каждого дома.

  • Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном — сирень, липа и клён. (Квартира Мастера в одном из арбатских переулков.)
  • Венецианское окно, вьющийся виноград, свечи, недалеко от дома — ручей с каменистым мшистым мостиком. (Вечный приют Мастера и Маргариты в царстве Воланда.)

4. Власть и судьба

  • “Основоположник социалистического реализма” одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял её, но поистине громом среди ясного неба прозвучало появление в конце 80-х годов книги, остававшейся более семидесяти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержавшей его “заметки о революции и культуре”. В ней хорошо известный писатель предстаёт в облике, совершенно непривычном для нас, — критика Ленина, обличителя революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий.

“Рабочий класс должен знать, что чудес в действительности не бывает, что его ждёт голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею — мрачная и кровавая реакция”; “Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России”.

— Назовите имя писателя, его произведения, воспевающие революцию и развенчивающие её. (М.Горький. «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Мать» и «Несвоевременные мысли».)

  • В начале 1922 года в одном из петроградских театров, о котором перед арестом много хлопотал поэт, была поставлена его пьеса «Гондла». В первом ряду сидел комиссар чека и двое следователей. Усердно аплодировали и… вызывали автора! Убитого ими. С того света. Из грязной ямы, куда было брошено его ещё дышавшее и шевелившееся тело…

Пьесу сняли с репертуара… Затем перестали печатать стихи… Потом запретили упоминать про него.

Предчувствие ранней, насильственной смерти сопровождало поэта на протяжении всего его литературного творчества. В стихотворении «Рабочий» слышим мы мрачное пророчество:

…Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.

(1918)

25 августа 1921 года он был расстрелян вместе с другими шестьюдесятью обвиняемыми. Несколько дней спустя т. Менжинский заявил: “Виноваты или нет — неважно, а сей урок запомните!”

— О каком поэте, первом из шестисот репрессированных, идёт речь? (Н.Гумилёв.)

  • Отчаянные, трагические письма вождю, в которых писатель создаёт свой литературный и политический портрет, просит в срочном порядке приказать ему покинуть пределы СССР. Но ответа нет. Сталину не нужны признания великого Мастера. Сталину нужен сам Мастер, чтобы подчинить его талант собственным политическим замыслам, сделать его “своим” художником. Нужен для того, чтобы “организовать соревнование”, в ходе которого уровень советской литературы должен повыситься, а писатели непролетарские постепенно, шаг за шагом, выжиты со сцены не только театральной, но и исторической. Кроме того, в некоторых пьесах драматурга великий вождь усматривал и вполне ощутимую политическую пользу для своего режима. По поводу одной из них Сталин писал: “…Если даже такие люди вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признать своё дело проигранным, — значит, большевики необходимы”.

— Какой писатель вёл диалоги с вождём? О какой пьесе высказался Сталин? (М.А. Булгаков. «Дни Турбиных».)

  • Я пропал, как зверь в загоне.
    Где-то люди, воля, свет,
    А за мною шум погони,
    Мне наружу хода нет.
    Темный лес и берег пруда,
    Ели сваленной бревно.
    Путь отрезан повсюду.
    Будь что будет, всё равно.
    Что же сделал я за пакость,
    Я, убийца и злодей?
    Я весь мир заставил плакать
    Над судьбой страны моей.

Так писал он в радостном и горестном для него 1959 году. Первая жертва “оттепели”, а до этого — постоянное ожидание ареста. Пока Сталин был жив, поэта не трогали: тиран щадил его.

— Назовите имя поэта. (Борис Леонидович Пастернак.)

  • Печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 году: “Культивируются упаднические, ущербные настроения. Стихотворение «Вроде монолога» полно пессимизма, разочарования в жизни. Действительность представляется мрачной, зловещей, напоминающей «чёрный сад», «осенний пейзаж». Звуки города воспринимаются поэтессой, как услышанные с «того света»… «чуждые навеки»”; “За два с половиной десятка лет он не только ничему не научился и не только никак не изменился, а, наоборот, с циничной откровенностью продолжает оставаться проповедником безыдейности и пошлости, беспринципным и бессовестным литературным хулиганом. Как тогда, так и теперь он чужд и враждебен советской литературе”.

— О ком шла речь в этом постановлении? (М.Зощенко, А.Ахматова.)

5. Остриё сатиры

— Назовите приёмы сатирического изображения. (Гротеск, гипербола.)

— “Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу…” Эта мысль легла в основу целого ряда произведений Булгакова. Назовите эти произведения. («Собачье сердце», «Роковые яйца».)

— “Ложи, — говорю, — взад!” Герой какого рассказа Зощенко произносит столь знаменитую фразу? (Григорий Иванович, водопроводчик; рассказ «Аристократка».)

— Дополните характеристику персонажа повести необходимой деталью: если жрец надевает белый халат, а поверх него резиновый фартук, то какую мелодию он напевает? Кто этот жрец? (М.Булгаков. «Собачье сердце», доктор Преображенский; напевает арию из оперы Верди «Аида» «К берегам священным Нила».)

— Этот литературный герой был, без сомнения, человеком талантливым и увлекающимся. Был бизнесменом и художником, литератором и сценаристом, артистом цирка и контрабандистом, спортсменом и политическим деятелем… Премия, названная его именем, стала одной из самых престижных. К сожалению, нам почти ничего не известно о его литературных пристрастиях. Но одну, самую почитаемую им книгу называют все его биографы. Назовите её и вы. (Остап Бендер чтил Уголовный кодекс.)

6. “Берег очарованный”

— Кто и кому посвятил поэтические строки?

Вы ушли,
             как говорится,
                                 в мир иной.
Пустота…
              Летите,
                       в звёзды врезываясь.
Ни тебе аванса,
                       ни пивной.
Трезвость.

(Маяковский — Есенину.)

— В чём секрет строк стихотворения В.Хлебникова:

Сетуй утёс!
Утро чорту!
Мы, низари, летели Разиным.

(Эти стихи — палиндром. Их можно читать слева направо и справа налево.)

— Назовите поэтов по наиболее характерным для их индивидуального стиля рифмам.

  • Шампанским — испанском (Северянин);
  • Русь — грусть (Есенин);
  • Notre Dame — создам (Мандельштам);
  • Отныне — Марине (Цветаева).

Для суперигры предлагается состязание-викторина «Я узнаю это произведение по десяти словам», если нельзя определить победителя по количеству полученных баллов. Возможен вариант: это испытание может предлагаться и для победителя, и для активных болельщиков.

  • Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошёл… (Куприн. «Олеся».)
  • В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды. (Куприн. «Гранатовый браслет».)
  • В холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог… (Бунин. «Тёмные аллеи».)
  • Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях. (Бунин. «Чистый понедельник».)
  • В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий… (Ильф и Петров. «Двенадцать стульев».)
  • Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. (Ильф и Петров. «Золотой телёнок».)

Суперигра «Буриме»

  • Предлагается написать стихотворение по рифмам.

По дороге — крутой — ноги — росой; или: свист — льдинок — лист — поединок.

После творческого конкурса зачитываются стихи, взятые за основу для буриме. Побеждает тот, кто ближе всех оказался к оригиналу.

Муза ушла по дороге
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
(А.Ахматова)

Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.
(Б.Пастернак. «Определение поэзии»)

В статье использованы материалы сайта www.blokada900.Narod.ru

Рейтинг@Mail.ru