Я иду на урок
Уроки учителей Волгоградской земли
Организатор материалов - методист ИПК г. Волгограда Татьяна Анатольевна Чернова.
Я ИДУ НА УРОК
Светлана Суворова
Светлана Евгеньевна Суворова (1954) — учитель литературы гимназии художественно-эстетического профиля г. Волгограда.
Исцеление добротой
Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова
Цель урока. В процессе работы над рассказами выявить особенности поэтики Екимова, актуальность для современных читателей.
К уроку учащиеся получают задание прочитать повесть «Пиночет», рассказы «Пастушья звезда», «Холюшино подворье», «Фетисыч», «Живая душа», «Ночь исцеления». Подумать, что объединяет героев произведений писателя Екимова.
Ход урока
В начале урока сообщаю, что Борис Петрович Екимов, наш земляк и современник, родился в 1938 году, живёт на Дону.
Затем я демонстрирую публикации его повестей и рассказов в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Отчий край», двухтомное издание и отдельный сборник его произведений. Говорю о том, что писателя часто называют продолжателем “деревенщиков”, хотя на самом деле он скорее полемизирует с ними. Привожу примеры рассказов и повестей, где Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях наших земляков, но менее всего его можно отнести к “плакальщикам по ушедшему”. Его привлекают люди замечательные, которые в условиях сегодняшнего времени не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства, они сами противостоят, как могут, “смерчу разрушения”. Таков председатель полуразворованного колхоза, железной рукой — за что и прозван Пиночетом — пытающийся сохранить хоть что-то в общем хозяйстве (повесть «Пиночет»).
Таков герой рассказа «Холюшино подворье» семидесятилетний Холюша, всю свою жизнь посвятивший созидательному труду на благо Отечества, советской страны, колхоза. В такой период жизни нас знакомит с ним Б.Екимов.
Ребята говорят, что с героем мы встречаемся, когда и Страны Советов уж нет, и колхоз упразднили, и люди вокруг изменились, измельчали: обленились, спились, разворовывают колхозное добро.
— А Холюша, он-то как живёт?
(Его будто и не коснулись перемены в стране. Подворье старого Холюши процветает: и живность водится несчётная, и огород даёт урожай, и сад плодоносит.)
— Почему же такое происходит? Ведь он одинокий “инвалид с деревянной ногой, семидесяти лет от роду”.
(Всё потому, что живёт Холюша по законам отцов своих — в трудах и заботах о земле, о домашних животных. А ещё потому, что не стал он искать, как другие, лёгкой жизни на стороне в городе, остался доживать свой век в старом родительском доме.)
Я замечаю, что, видимо, поэтому и дарит ему Господь возможность радоваться рождению козлёнка или тёлочки, запахам земли, теплу солнца.
Обращаю внимание одиннадцатиклассников, что, как и многих других героев своих произведений, Екимов испытывает Холюшу трудом. Отмечаю, что, по мнению критиков, это является отличительной особенностью художественного мира писателя. И он, Холюша, “по паспорту Варфоломей Вихлянцев”, с честью это испытание выдержал, подобно Сергию Радонежскому (в миру он был Варфоломеем) из очерка Б.Зайцева.
— Как думаете, эта деталь — совпадение имени святого и обычного человека — приоткрывает нам что-либо в авторском замысле?
(Ребята высказывают предположение, что автор тем самым напоминает читателям азбучную истину: во все времена бескорыстный созидательный труд был, есть и будет самой главной ценностью на земле.)
— Только ли трудом испытывает писатель героя?
(Пожалуй, ещё ситуацией выбора. У Холюши на старости лет появилась возможность пожить в городе, в семье, бездельничая. Но герой рассказа не представляет себе жизнь вне родной земли, вне хозяйства, вне дома. Поэтому и не суждено ему было дожить до ста лет. Умер Холюша по весне, и жизнь в том месте заглохла. Бурьяном поросла земля близ его родного дома.)
Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.
Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «Фетисыч». Замечаю, что некоторые исследователи творчества Екимова считают, что он, наследуя традицию Белова, Распутина и других писателей-“деревенщиков”, в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
Попытаемся выяснить, правы ли они. Прошу передать кратко содержание рассказа. Далее обращаю внимание на пейзажную зарисовку в начале повествования: “Время — к полудню, а на дворе — ни свет, ни тьма. В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени”. И чуть далее: “Уже пошёл декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам”. Привлекаю внимание учеников к функции пейзажа.
— Только ли это фон повествования?
(Нет, не только. Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. Ребята высказывают предположение, что время года, месяц выбраны не случайно. Неуютный промозглый декабрь — время Рождественского поста. В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до Рождества — ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. Холодная осень в душах людей, равнодушие. Вот отчим Фетисыча. Он пьёт, сквернословит. Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро. Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный дом для хуторских ребятишек, пока ещё цела. Но вот умирает старая учительница. И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.)
— Как показан герой рассказа?
(Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”. Стал он требовать: “Учительницу бы нам найти”. Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. А пока взял он “руководство” классом в свои руки. “Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стёкла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…” Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что “к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами. Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. Без него всё пойдет прахом”. И полились из его глаз слёзы. Ученики определяют этот яркий эпизод как ситуацию прозрения.
По мнению ребят, лишь ему под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.)
Соглашаясь с ребятами, я говорю, что именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему.
— Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу. Но он принял решение, и оно вселяет в нас надежду. Что же способствует этому?
(Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу…” Цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.)
— Да, так и будет, — заключаю я, — ведь на родной земле Придонья растёт хозяин, уже умеющий отвечать за всё.
В заключение урока прошу ребят, вспомнив сюжеты других прочитанных произведений Екимова, сформулировать, что характерно для поэтики его рассказов. Выводы записываем в тетради.
Особенности поэтики рассказов Екимова
- Публицистическое начало, авторское.
- Психологизм.
- Обобщённо-символический смысл большинства рассказов.
- Тема духовной памяти, связи поколений.
- Образ дома — нравственная константа духовной жизни человека.
- Сюжетная ситуация духовного испытания.
- Вера в конкретные добрые поступки, а не рассуждение об абстрактных теориях добра и справедливости.
- Вера в живую душу народа.
- Сострадание, милосердие — высшая ценность для человечества.
- Открытый лирический финал.
Домашним заданием является написание рецензии на один из понравившихся рассказов Б.Екимова.