Я иду на урок
Уроки учителей Волгоградской земли
Организатор материалов - методист ИПК г. Волгограда Татьяна Анатольевна Чернова.
Я ИДУ НА УРОК
Татьяна Чернова
Татьяна Анатольевна Чернова (1967) — учитель литературы первой категории НОУ средней общеобразовательной школы «Гармония–Альфа» г. Волгограда.
Урок по рассказу И.А. Бунина “Цифры”
Какая мука наше
писательское ремесло!..
А какая мука найти звук, мелодию рассказа —
мелодию,
которой определяется всё последующее.
И.А. Бунин
1. Слово учителя. “Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется всё последующее”. Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что “всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…”
На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.
Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.
Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)
2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.
— Чем необычен этот рассказ?
(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)
— По какой схеме строится повествование?
Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты).
(Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения.)
— Какую цель преследует при этом автор?
(Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика.)
— Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний?
(Психологизм.)
— О чём этот рассказ?
(О ссоре. Конфликте.)
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя?
(Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях?
(Взаимопонимание.)
— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?
(Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)
— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
(Да, это называется покаянием.)
— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?
Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.
(В ходе работы и появляется следующая запись.)
Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.
— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?
Композиция рассказа Кульминация 4-я глава |
|
Развитие действия Развитие ссоры Главы 2–4 Завязка Глава 1 |
Развитие действия Ссора в обобщённом виде Главы 5–6 Развязка Глава 7 |
Помнишь ли: | |
Вступление Где, когда, с кем, почему произошёл случай? (Взгляд в прошлое — ретроспектива.) Глава 1 + лирическое отступление |
Заключение Какой след оставил случай? Чему научил? (Осмысление прошлого.) Глава 7 |
(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)
— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе.
(“Это была слишком крупная ссора”.)
— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки?
(Лирическим отступлением.)
— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается?
(Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)
— А внутренний?
(Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)
— Подтвердите эту мысль цитатой из текста.
(“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)
— Какова позиция всех взрослых?
(Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)
— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему?
(Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)
— Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка?
(Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)
— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу?
(Все забыли о тебе.)
— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения?
(Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)
— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе?
(Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)
— Какие главные выводы мы можем сделать?
Учитель помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:
Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.
Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.
Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.
3. Подведение итогов урока.
Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю вам дома подумать над смыслом названия рассказа.
4. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия.