Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2004

Читальный зал

И.А. Смирнова. А.О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. 556 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

И.А. Смирнова. А.О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. 556 с. И.А. Смирнова.
А.О. Смирнова-Россет
в русской культуре
XIX века.

М.: Рос. гос. гуманит.
ун-т, 2004. 556 с.

В каждой национальной культуре есть люди, которые, не будучи сами одарены необычайными художественными талантами, играют тем не менее огромную, часто определяющую роль в жизни и творчестве своих более прославленных современников. Именно таким человеком была в России XIX века Александра Осиповна Смирнова-Россет.

До нас дошли воспоминания этой замечательной женщины, по поводу объективности и даже подлинности которых спорили и долго ещё будут спорить биографы великих русских писателей. Но главное для нас сегодня не в этом — куда важнее, что Александра Осиповна была близким другом не только Пушкина и Гоголя (и этих двух имён с избытком хватило бы для бессмертной памяти), но и Жуковского, Вяземского, Погодина, Плетнёва, Лермонтова, Белинского, Мятлева, А.К. Толстого, Аксаковых и Тургеневых…

Все они писали к ней и о ней, доверяли ей свои заветные тайны, все были счастливы “наслаждаться её беседами и гуляньем”, как писал А.И. Тургенев; “её келья сделалась местом постоянного сборища всех знаменитостей тогдашнего литературного мира”, как писал Иван Аксаков. Действительно, салон Смирновой-Россет долгие годы был одним из центров литературной жизни России.

Читая его историю в книге Смирновой, представляешь себе русскую литературу как большую семью, регулярно собирающуюся за “чайным столиком” блестящей фрейлины; споры и разногласия на втором плане, дружеское общение — на первом. Имена русских писателей, факты их личной жизни мелькают на каждой странице — и в этом особая ценность новой книги для каждого, кому эти имена близки и дороги.

На обложке книги художник М.Гуров поместил фрагмент пушкинского рисунка, изображающего А.О. Смирнову в полном соответствии с той характеристикой, которую поэт вложил в её уста в своём знаменитом стихотворении:

Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный.

Пятьсот страниц биографического исследования подтверждают точность и справедливость этой высокой пушкинской оценки.

Ю.БОРИСОВ
Рейтинг@Mail.ru