Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №44/2004

Архив

Стенд

СТЕНД

Пятый номер открывается органически актуальным блоком «Литературное сегодня», где обсуждаются проблемы современного круга чтения, специфики нынешнего репертуара драматических театров, последнее сочинение Пелевина… Выпускница РГГУ Мария Елифёрова, со школьных лет известная своими поэтическими опытами, на этот раз со свойственной ей серьёзностью и основательностью разбирает современную прозу. Это, “по сути дела, невероятно затянутое издевательство над школьной программой по литературе, главным образом над Достоевским, — пишет М.Елифёрова о некоем «постмодернистском» упражнении, напечатанном под видом романа в одном из уважаемых «толстяков». — Дался всем Достоевский! А кому не нравится наша «убогая» школьная программа, пусть предложит что-то лучшее — такое, чтобы школьники прочли и Достоевского, и многое другое, не исполнившись при этом презрения к классике”. Следом наш постоянный автор Михаил Свердлов выступает со статьёй «Мёртвая и живая вода современной литературы», где предлагает резюме высказанного в статьях предшествующих, но и он, при всём его литературном опыте, в конце концов отказывается даже от предварительных итогов в пользу непосредственного опыта нашей стремительно изменяющейся жизни. Вы, писатели, главное, пишите, ухватывая эти изменения, а прочее — приложится.

В рубрике «История русской литературы» опубликованы статьи Ю.Манна «Синдром “Ревизора”» и Е.Цимбаевой «Исторический контекст в художественном образе (Дворянское общество в романе «Война и мир»). Не менее полезны для словесника будут разборы стихотворений из романа «Доктор Живаго» в статьях А.Власова, М.Бударгина, О.Лекманова. А рядом ещё один подарок для тех, кто захочет провести уроки по творчеству Ивана Шмелёва — публикация «И.С. Шмелёв. О творчестве и о себе»: более полусотни страниц писем автора «Лета Господня» к Ольге Бредиус-Субботиной, его ученице, его “осенней любви”.

В завершающей части номера, как обычно, опубликованы также острые, полемические материалы, связанные с проблемами современного литературоведения — от текстологии до пародий на Лескова, Набокова, Шолом-Алейхема и других.


«Литературоведческий журнал». № 17. Это издание Секции языка и литературы и Института научной информации по общественным наукам РАН молодо (выходит с 1993 года), но уже известно своими самобытными решениями в разработке концепций номеров. Вот и нынешний редколлегия посвятила журналу «Опыты» (Нью-Йорк, 1953–1958), занимавшему особое место в мире русского зарубежья. (К слову, в своё время именно из «Опытов» мы перепечатали и снабдили комментариями вторую часть «Заметок переводчика» В.В. Набокова).

Кроме аннотированной росписи содержания всех девяти номеров «Опытов», что, как знает любой филолог, само по себе уже ценность, обратим внимание на актуальную для школьного словесника статью С.Р. Федякина «Искусство рецензии в “Числах” и “Опытах”», обширную публикацию переписки Георгия Адамовича с соредактором «Опытов» Р.Н. Гринбергом, а также на републикацию статьи М.Горького «О русском крестьянстве» (1922) с подробными комментариями.

В заключительной части номера — хроника литературной жизни русских изгнанников в Болгарии (1919–1940).


Журнал «Литературная учёба», основанный в 1930 году М.Горьким для помощи рабочим, пробующим свои силы в литературе, восстановленный после долгого перерыва в 1978 году как пристанище для молодых литераторов под крылом ЦК ВЛКСМ, едва не закрывшийся по экономическим причинам в годы постперестройки, ныне обрёл обновлённый образ в виде литературно-философского журнала.

Вместе с тем в «ЛУ» сохранены лучшие традиции литературного наставничества, которые здесь худо-бедно, но существуют. Можно уверенно сказать, что этот журнал не менее чем педагогам будет полезен их питомцам, пробующим свои силы в изящной словесности. Книга четвёртая, помимо традиционных сочинений начинающих, предлагает материалы о творчестве известного писателя Юрия Дружникова, а также его рассказы. Проблемы современного состояния русской литературы рассматриваются в статье Андрея Кроткова (к слову, редколлегия приглашает к обсуждению всех читателей).

В рубрике «Возвращённые имена» представлены эссе Сигизмунда Кржижановского «Лермонтов читает “Онегина”» и «Писательские “святцы” Чехова», а в «Литературном словаре» дана статья Г.Романовой «Интерпретация литературного произведения». Можно было бы ещё сообщить, что «Литературная учёба» проводит конкурсы прозаической миниатюры и одного стихотворения, но… лучше о подробностях всего этого узнать со страниц самого журнала.

Рейтинг@Mail.ru