Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №44/2004

Читальный зал

А.Н. Семёнов, В.В. Семёнова. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 364 с. (Библиотека учителя-словесника)

КНИЖНАЯ ПОЛКА

А.Н. Семёнов, В.В. Семёнова. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 364 с. (Библиотека учителя-словесника) А.Н. Семёнов,
В.В. Семёнова.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПО МЕТОДИКЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ.

М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2003. 364 с.
(Библиотека
учителя-словесника).

Отрадно, что в последнее время рынок учебной литературы, адресованной студентам-филологам и преподавателям методики, активно пополняется новыми изданиями.

Одно из них открывается посвящением светлой памяти Роберта Робертовича Маймана. Не одно поколение современных учителей, будучи ещё студентами, пользовалось его учебным пособием для практических занятий по методике, где находило и разнообразный материал для обсуждения, и точно выверенную и грамотно составленную библиографию. Хочется верить, что в лучших традициях книги Р.Р. Маймана было задумано и это пособие.

Широкий спектр проблем, в обсуждение которых авторы стремятся включить читателя, во многом поможет профессионально сформироваться будущему учителю-словеснику. Книга — и это отчётливо видно при анализе её структуры — соотнесена с программами и учебниками по методике преподавания литературы для вузов, так как её разделы точно повторяют разделы соответствующей программы. Казалось бы, неоценимое издание, но для кого? Но как и где оно может быть использовано? Эти вопросы невольно возникают, когда обращаешься собственно к “дидактическому материалу”, который и составляет основное содержание книги.

Читаем самое первое задание, помещённое в разделе «Литература как учебный предмет» (с. 8). К цитате из В.А. Сухомлинского (название источника цитирования, как, кстати, и во всех других случаях, отсутствует): “Литература изучается не для того, чтобы через несколько лет после окончания школы человек готов повторить то, что он заучил наизусть…” — даны следующие задания:

Что плохого, если через несколько лет после окончания школы человек может повторить то, что он заучил наизусть?

Если согласиться с мнением В.А. Сухомлинского, то для какой (подчёркнуто мной. — Е.Р.) цели изучается литература?

Представьте, что вам на уроке в 5-м классе необходимо рассказать о том, ради чего изучают литературу, и составьте такой рассказ.

Комментарии, как говорится, излишни. Если студент сможет ответить на этот вопрос — “ради чего изучают литературу”, то в дискуссии о целеполагании в современном литературном образовании надо поставить точку, ибо обсуждать в принципе будет нечего.

Такое “предъявление” огромного массива первоисточников и методическое сопровождение к нему ввергает в уныние. Жаль, что замечательная идея ввести в обиход студента множество интересных имён и фактов осталась нереализованной. Хотим мы или не хотим, но студентам 4-го курса (а именно тогда, как правило, и читается курс методики) ничего не говорят имена В.Скопина (с. 11), В.Р. Щербины (с. 17), тем более таких методистов (?), учителей (?), как Н.П. Брыжатая (с. 83), Л.Н. Лесохина (с. 125). Поверьте, уважаемые читатели, примеры взяты наугад, и их список можно продолжить до бесконечности, ибо ни об одном из цитируемых авторов не сказано ни слова, даже не названы статьи, откуда взяты цитаты.

Попутно нужно отметить, что калейдоскоп имён, представленный на страницах книги, огромен. Но это именно калейдоскоп. Вот, например, в каком порядке они “следуют” в первом разделе «Литература как учебный предмет» (с. 8–20): В.А. Сухомлинский, А.Найман (трижды), В.Г. Белинский, В.Я. Стоюнин, В.Скопин (имя для меня, к сожалению, неизвестное.Е.Р.), В.Асмус, Н.Тэффи, Л.Поливанов, П.В. Смирновский, В.В. Данилов, В.Р. Щербина, М.Горький, Александр Твардовский, И.С. Тургенев, В.Шаламов, В.Корнилов, Б.Дубин, Л.С. Айзерман. Согласитесь, что понять логику их представления на страницах книги чрезвычайно затруднительно.

Конечно, в качестве цитатника, отчасти вопросника и/или задачника книга может быть использована преподавателем, но и тогда придётся столкнуться с целым рядом вопросов. Так, например, на с. 12 приводится цитата из А.Д. Алфёрова с указанием даты — 1961 год. Высказывание это вполне можно соотнести с именем Александра Даниловича Алфёрова (1862–1919), но тогда смущает дата. Настораживают и задания типа: “Сравните высказывание В.Асмуса с тем, как понимал цели литературного образования школьников В.Скопин” (с. 11). Думается, что сравнение отрывков из работ, между которыми более полувека, не совсем корректно.

Перечень вопросов к авторам книги можно продолжить, но тот факт, что в последнее время научных и учебных изданий по проблемам методики преподавания литературы становится всё больше, достаточно отраден. Это значит, что методическая наука развивается.

Елена РОМАНИЧЕВА
Рейтинг@Mail.ru