Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Юрий Манн. ГОГОЛЬ. Труды и дни: 1809–1845. М.: Аспект Пресс, 2004. 813 с. |
Эта книга словно подтверждает известный афоризм Станиславского: “Любите искусство в себе, а не себя в искусстве”. Тем более что её жанр — биография великого, где, как показывают многочисленные примеры, очень трудно удержаться от привнесения своего авторского “я”, то есть от выстраивания биографии по заранее намеченной тобой концепции. К примеру, даже такой крупнейший литератор, как Ю.М. Лотман, выпустив биографию Пушкина, показал, что писал её, увлечённый идеями структурализма. Ибо жизнь Пушкина вышла у Лотмана чётко спланированной, во многом предсказуемой — иначе говоря, без каких-либо неожиданностей, которыми вообще-то изобилует нормальная жизнь человека.
По свидетельству издательства, Юрий Манн готовит заключительную часть гоголевской биографии, начиная с 1845 года, на котором останавливается рассматриваемая здесь книга и до смерти писателя в 1852-м. Конечно, буду с нетерпением ждать окончания. Тем более что к чтению рецензируемой работы тоже приступил с жадным нетерпением: помнилась великолепная первая часть гоголевской биографии, написанная тем же автором, «Сквозь видный миру смех», охватывающая период от рождения писателя в 1809-м до 1835 года, того самого, когда Гоголь начал писать «Мёртвые души».
Разумеется, один из самых любимых авторов «Литературы» и одновременно один из крупнейших современных литературоведов Юрий Манн не нуждается в подробном разъяснении его метода: наши читатели ни с кем другим этого литератора не спутают. И всё же хотелось бы сказать несколько слов о Юрии Манне-биографе, объяснив попутно, чем хороша его книга и почему она в идеале должна лежать на столе уважающего себя учителя словесности.
Ю.Манн не стоит на коленях перед гением (как это нередко демонстрируют читателям литературоведы) и тем более не возвышается над своим героем. Он помнит, разумеется, о масштабе личности и дарования того, о ком пишет. И в то же время не забывает о том жанре, который избрал: он пишет именно биографию и ничто другое, то есть последовательно излагает жизненные эпизоды человека, всесторонне, всеохватно их освещая, не навязывая читателю какую-нибудь одну, пусть даже и наиболее правдоподобную точку зрения на тот или иной жизненный поступок Гоголя, а обрисовая этот поступок комплексно, то есть с учётом всех известных точек зрения на него.
Конечно, это совсем не значит, что у автора нет своего мнения по данному эпизоду, по данному поступку, но, бережно собирая все мнения, ничего не упуская в рассказе о герое, он тем самым утверждает и собственное: человеческая жизнь сложна и непредсказуема, она вполне может одновременно восхищать и разочаровывать. Как говорит народ: человек предполагает, а Бог располагает!
Это с одной стороны. А с другой, куда деваться от мощного литературоведческого дара? И Ю.Манн проявляет этот свой дар в книге, объясняя предпосылки появления того или иного гоголевского замысла, особенности реализации писателем замысла в великое произведение.
Закончу тем, с чего начал: с нетерпением жду окончания замечательного труда прекрасного исследователя.