Архив
СТЕНД
По многочисленным просьбам читателей открываем новую рубрику. В ней будет сообщаться о представляющих учебно-методический интерес для учителей-словесников публикациях в ведущих литературоведческих журналах России — «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Русская литература», других авторитетных периодических изданиях.
Номер четвёртый открывается отчётом о
конференции «Литература в эпоху СМИ», который
поможет учителю-словеснику лучше
ориентироваться в мире современной периодики и,
в частности, газетной критики. Статья Е.Пономарёва посвящена вечно актуальной проблеме — созданию школьного учебника по литературе. Рассматривается поучительный опыт 1930-х годов, когда за дело взялся уже известный к тому времени Г.А. Гуковский. И.Кузнецова предлагает новые подходы к прочтению тургеневского «Фауста», «Живых мощей», стихотворений в прозе «Христос», «Монах», «Молитва». Для живого постижения литературы Серебряного века представят интерес материалы, посвящённые загадочной фигуре поэта Александра Добролюбова (подготовлены нашим постоянным автором А.Кобринским). В дополнение к статье О.Лекманова «Генерал Раевский и сыновья» (Литература. № 31) советуем обратить внимание на работу В.Есипова «И вот как пишут историю…», а к эссе Б.Сарнова о Викторе Шкловском (№ 30, 31) — на публикацию «Устный Шкловский». Как обычно в «Вопросах литературы», содержателен раздел обзоров и рецензий. |
|
Центральные разделы № 68 — «Социология
и антропология архаического» и «Построение
автобиографии: историческое, приватное и
фикциональное». И.Паперно («Советский опыт,
автобиографическое письмо и историческое
сознание: Гинзбург, Герцен, Гоголь»), в частности,
отмечает: “В своих мемуарах люди постсталинской
эпохи пользовались образом столкновения
человека с историей как эмблемой той концепции
истории и власти, с помощью которой они пытались
объяснить необъяснимый опыт сталинских лет” (С.
113). Статья В.Гудковой «Как официоз “работал” с
писателем: эволюция самоописаний Юрия Олеши»
поможет лучше понять эволюцию поэтики автора
«Трёх толстяков», а в исследовании Н.Арлаускайте
«Поэтика частного пространства Марины
Цветаевой: пространство неповседневности»
предложены оригинальные ключи к прочтению
(авто)биографической прозы и писем поэтессы. Как всегда, обширный материал для классной и внеклассной работы словесника можно найти в разделах журнала «Хроника современной литературы», «Хроника научной жизни» и «Библиография». В последнем обратим особое внимание на сделанный О.Клингом обзор книг по символизму и завершение цикла биобиблиографических статей «Писатели-диссиденты» (начало см.: № 66, 67). В рубрике «Современный русский фольклор: символы и тексты» А.Плуцер-Сарно подробно рассматривает историю превращения “простого русского слова” отстой, столь популярного у подростков, в “глобальный символ русской жизни вообще, символ, имеющий бесконечную перспективу значений”. |
|
Третий номер (2004) этого
историко-литературного журнала, издающегося
ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), открывается статьёй
Ф.Раскольникова «Историческая правда и
поэтический вымысел в произведениях Пушкина».
Пушкин “оценивал исторических лиц с трёх разных
точек зрения: историко-государственной,
этической и «поэтической», причём оценки у него
менялись и были противоречивыми <…> Но как
поэт он тяготел к «возвышающему обману», жертвуя,
когда он считал это необходимым, «низкими
истинами», ибо видел в таком «обмане» высшую
правду, призванную приблизить читателя к идеалу,
будь то идеал политический, нравственный или
эстетический” (С. 15). В статье А.Злочевской «Драматургия русского зарубежья первой волны в контексте литературного процесса ХХ века» предложен обширный материал, восполняющий значительный пробел в знании литературного наследия нашей литературы в изгнании. Также отметим работы Г.Старостиной «Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и статья Ф.И. Буслаева “Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин” (средневековые жанры в структуре романа)», О.Евдокимовой «К восприятию романа М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы” (заметки)», Ли Су Ёна «Спор эстетики и политики (полемика 1920–1930-х годов вокруг “Конармии” и “Одесских рассказов” И.Бабеля)». Полезны также обзоры Н.Мостовской «Новые научные труды о И.С. Тургеневе» и А.О. Дёмина «От Улисса до…» (материалы международных конференций по исследованию мотива путешествия в мировом искусстве: Империа, 2000–2002), реферат В.Запевалова «Международная научная конференция “Академик А.И. Солженицын. К 85-летию со дня рождения”». Изложив тезисы докладов, автор делает обобщающий вывод: “…невозможно не согласиться с тем, что Солженицын учит стойкости, гражданскому мужеству и верности высоким идеалам русской литературы”. |