Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА. Т. 2. М.: МГПИ, 2004. 458 с. (Департамент образования города Москвы) |
Достаточно редко сегодня в руках оказывается научный труд, выполненный в своеобразной форме “учёных записок”. Возможно, это происходит потому, что она, эта форма, диктует свои законы: на страницах книги необходимо представить весь спектр проблем, которыми занимается тот или иной научный коллектив.
Недавно вышедший в свет второй том Учёных записок Московского гуманитарного педагогического института в целом представляет проблематику, которой занимаются в этом институте. Чем же она может быть интересна учителю-словеснику?
Во-первых, обращением к одной из актуальнейших не только для педагогической науки, но и для общества в целом проблем — проблеме цели современного образования и принципов формирования его содержания. В статьях авторов одного из современных УМК по литературе — А.Г. Кутузова «Живая школа — живая Россия» и Е.С. Романичевой «Стандарт литературного образования в контексте проблемы целеполагания» — предложено определённое видение этой проблемы. Так, достаточно интересен вывод, сделанный А.Г. Кутузовым, о том, что содержание образования должно быть рассматриваемо не как набор знаний, “а как своего рода компас… как приводной ремень образования человека и общества как процесса целостного, непрерывного, воссоздающего «картину мира» во всём его многообразии, сложности и противоречии” (с. 39).
Во-вторых, разделом «Теория и методология гуманитарного знания», в котором представлены содержательные статьи «Концептуальные проблемы новой теории драмы» И.П. Ильина, «Понимание древнерусского источника (традиции и современность)» А.В. Каравашкина и «Нелепое ничто, или Над чем смеялись святые Древней Руси» А.Л. Юрганова.
В-третьих, последним разделом, посвящённым памяти недавно ушедшего из жизни известнейшего методиста Исаака Семеновича Збарского (1925–2004), занимавшегося проблемами организации самостоятельного чтения. Опубликованный здесь список его научных трудов поможет сориентироваться в проблеме как методисту-исследователю, так и практикующему учителю.
Подчеркнём ещё раз: объединение очень разных статей в рамках одной книги обусловлено формой — “учёные записки”, что во многом определяет её достоинства и недостатки. Однако главное всё-таки, что традиция выпуска учёных записок, обращённых к читателю-практику, жива.