Архив
УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ
Анар РЫСАКОВА
Анар Рысакова — ученица 11-го класса, школа при Казахско-Американском университете, г. Алматы. Учитель — Зинаида Наумовна Поляк.
Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна
Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету, системе персонажей и авторской позиции, — это «Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938) Бунина. Хотя между датами написания рассказов большой промежуток, время действия в них приблизительно одно и то же.
Первое, что бросается в глаза при сравнении рассказов «Леночка» и «Тёмные аллеи», — это сходство сюжетной ситуации. Главное событие обоих произведений — встреча бывших возлюбленных после многолетней разлуки. Здесь-то и обнаруживаются не только сходства, но и различия двух рассказов.
Эпизоды встречи главных героев перекликаются. В первый момент они ещё не узнают друг друга, но Возницыну уже видится что-то знакомое в движениях Елены («Леночка»). А по тому, как вдруг невнимателен и рассеян стал Николай Алексеевич, можно уловить, что и он почувствовал давнишнее и родное во внешности Надежды («Тёмные аллеи»). Но они не хотят обознаться, сомневаются. Когда Надежда открывается перед Николаем Алексеевичем, он испытывает шок. Даже ужас, как микроинфаркт, — меньше всего на свете он хотел и думал встретить Надежду. Он хорошо понимает всю тяжесть своей вины перед ней. И боится этой встречи, боится быть обличённым в слабости. Антитеза — реакция Возницына: для него эта встреча — просто счастье. Он нежными, душевными словами выражает свой восторг.
В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» герои встречаются осенью, в плохую, пасмурную погоду, когда на дорогах грязь, на улице холодно и сыро. Старик военный на двадцать минут забегает в постоялую горницу, чтобы выпить чаю и согреться, а натыкается на женщину, которую любил в молодости. Они общаются около пяти минут, при этом каждый жалуется на свою тяжёлую судьбу. Надежда обвиняет, Николай оправдывается. В конце концов Николай, который боится показаться пошлым и банальным — это отвечает требованиям общества, в котором он живёт, — прекращает разговор и уезжает. Из их беседы мы узнаём, что Николай Алексеевич женился — жена его бросила, любил сына — сын вырос негодяем. В финале рассказа он осознаёт, что самые счастливые минуты жизни подарила ему Надежда. Но трагизм жизни в том, что они всё равно не могли бы быть вместе.
Сюжет рассказа Куприна другой. Возницын не попадает с корабля на бал, как Николай Алексеевич, он сам давно ищет встречи с чем-то, что вызовет в его стареющем уме чувство светлой, тихой, задумчивой печали. Надо сказать, что Возницын стал часто и со страхом думать о смерти. И вот на борту парохода в ясную, свежую погоду он встречает свою подругу детства Елену. Подростками они дружили, а когда пришла юность и вместе с ней — прелесть девичьего расцвета Елены, он в неё влюбился. Потом он стал влюбляться во всех знакомых девушек по очереди, но запомнилось и осталось в душе навсегда именно чувство, испытанное к Леночке. И первый поцелуй в пасхальную ночь у калитки, оказывается, помнит и она. Так, увидевшись с Еленой, Возницын проникся верой в то, что надо любить жизнь и покоряться ей.
В обоих рассказах звучит мотив воспоминаний. Но как различна интонация этого обращения к прошлому! Воспоминания Николая Алексеевича и Надежды выражаются парой фраз, из них понятно, что они страстно любили друг друга и оба были замечательно красивы. Но Надежда возвращается к реальности, объяснив ему, как жестоко он с ней поступил. Она упрекает и обличает Николая Алексеевича. А он, в свою очередь, восхищается её былой красотой и оправдывается тем, что бросил Надежду, полюбив свою будущую жену. Для Надежды их любовная история стала трагедией, горем, которое чувствуется в её словах. А для Николая Алексеевича — светлым воспоминанием и вечной виной.
У Возницына и Елены радость встречи смешалась с ностальгией по прошедшей молодости — ведь они были просто влюблёнными детьми. Им весело и приятно вспоминать свои шалости, они просто молодеют от этого. Возницын полушутя напоминает Елене о своей мальчишеской любви, Елена полусерьёзно оценивает их отношения. Воспоминания забавляют их и навевают светлую грусть. Похоже, что в настоящем у них нет таких радостных минут, какие бывали в юности.
Сравнивая героинь, убеждаемся, что они представляют собой две противоположности: Надежда — крепостная крестьянка, получившая вольную, всю жизнь таила обиду на Николая Алексеевича, но продолжала любить его, потому и не вышла замуж. Живёт скромно, но способна самостоятельно вести доходное дело; одета она просто, по-деревенски, потучнела, но сохранила свою красоту. Елена — аристократка, замужняя дама, хорошо одетая, с сохранившейся фигурой, некрасивая и немолодая. Елена уже, кажется, поставила крест на своей жизни, поминутно называет себя старухой, в то время как Надежда вовсю борется за существование. Елена скучно прожила жизнь и замуж вышла не по любви, а просто за приличного человека, и это угнетает её в старости. Надежда, наоборот, всю “свою горячку” отдала любимому человеку и после страстей молодости стала мудрей смотреть на жизнь.
Интересно сравнить и сцены прощания героев в обоих рассказах. Прощаясь, Николай Алексеевич поцеловал руку Надежде, и этот поцелуй вызвал у него смешанное чувство благодарности и стыда. Ведь, помня о счастье взаимной любви, он не забывает о низком социальном положении Надежды. Потом он посрамился своего стыда, он понял, что поддался предрассудку, забыв о чувствах к самой женщине, что потерял всё самое святое. Другие чувства испытали Возницын с Еленой. Поцеловав друг друга, они исполнились лаской и печалью о том, что жизнь заканчивается, но прожили они её не напрасно. Они прониклись нежной, заботливой любовью и рады, что встретились. Потому что встреча заставила их оценить самые светлые стороны прожитой жизни. Не случайно и появление юной дочери Елены, так напоминающей мать в юности. Жизнь продолжается, молодость вечна, как бы говорит нам автор. (Сравним: упомянутый у Бунина сын Николая Алексеевича воспринимается лишь в контексте жизненных неудач героя.)
И.Бунин «Тёмные аллеи» | А.Куприн «Леночка» |
Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил... | Что-то страшно знакомое, очень давнишнее мелькнуло Возницыну не так в её лице, как в повороте шеи и в подъёме век, когда она обернулась на его взгляд. Но это бессознательное впечатление тотчас же рассеялось и забылось. |
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и
покраснел. — Надежда! Ты? — сказал он торопливо. |
Рука Возницына, державшая руку дамы,
задрожала и сжалась. Мгновенный свет
воспоминания точно ослепил его. — Господи... Неужели Леночка?.. Виноват... Елена... Елена... |
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой. | К чаю вышла в салон и единственная дама,
ехавшая в первом классе. Возницын мимоходом быстро взглянул на неё. Она была некрасива и немолода, но с хорошо сохранившейся высокой, немного полной фигурой, просто и хорошо одетой в просторный светло-серый сак с шёлковым шитьём на воротнике и рукавах. |
— Замужем, говоришь, не была? — Нет, не была. |
— Я двадцать лет замужем, — она улыбнулась грустно сжатыми губами, одним углом рта, — старуха уж... |
— Что ж тут объяснять. Небось
помните, как я вас любила. Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал. — Всё проходит, мой друг, — забормотал он. |
— А помните, Елена Владимировна, как
я был в вас влюблён когда-то! — вдруг перебил её
Возницын. Она засмеялась, и лицо её сразу точно помолодело. |
— Ах, как хороша ты была! — сказал он,
качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой
стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все
заглядывались? — Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть. |
— А помните, Елена Владимировна, как
в одну прекрасную пасхальную ночь двое молодых
людей целовались около калитки церковного дома?
— спросил Возницын. — Ничего я не помню... Гадкий мальчишка, — ответила она, мило смеясь. |
— Всё проходит, мой друг, —
забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё.
История пошлая, обыкновенная. С годами всё
проходит. Как это сказано в Книге Иова? “Как о
воде протекшей будешь вспоминать”. Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! |
Но с удивлением и с горечью заметил
Возницын, что его опустошённая жизнью,
очерствелая душа оставалась холодной и
неподвижной и не отражала в себе прежней,
знакомой печали по прошедшему, такой светлой,
тихой, задумчивой и покорной печали... “Да, да, да, это старость, — повторял он про себя и грустно кивал головою. — Старость, старость, старость... Ничего не поделаешь...” |
Она подошла и поцеловала у него руку, он
поцеловал у неё. Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. |
Он ещё раз наклонился, чтобы поцеловать её руку, а она нежно поцеловала его в сильно серебрящийся висок. И когда они после этого посмотрели друг на друга, то глаза их были влажны и улыбались ласково, устало и печально. |
Как видим, сюжеты рассказов и характеры героев, которые при первом приближении кажутся похожими, на самом деле отличаются прежде всего из-за различия в авторской позиции. Взгляд на жизнь, ставший стержнем рассказа Бунина, — глубокая печаль и безысходность, неверие в возможность счастья. От рассказа Куприна, наоборот, веет светлой грустью (вспоминается пушкинское: “печаль моя светла”) и радостным ощущением того, что жизнь вечна и прекрасна.