Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
О.В. Зырянов. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВОГО СОЗНАНИЯ РУССКОЙ ЛИРИКИ: феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 548 с. |
В книге молодого екатеринбургского учёного с опорой на самые различные, порой представляющиеся взаимоисключающими точки зрения предшественников и современников построена убедительная историко-теоретическую модель лирики как рода литературы. Центральной категорией этого глобального теоретического построения становится у автора категория жанра, который в работе последовательно разграничен с понятиями жанрового типа и жанрового архетипа и понимается строго феноменологически. Соответственно теоретическая часть работы занимает основное место в общем объёме книги.
Выработанные в ней основные категории и подходы исследователь затем последовательно прилагает к историко-литературной практике, анализируя сначала судьбу жанра элегии в творчестве Пушкина и Баратынского, а затем рассматривая с точки зрения своей жанровой теории такое сложное явление, как сонетная форма. При этом в центре внимания исследователя оказывается как классический русский сонет, так и его современные варианты — неоклассический, разбираемый в работе на примере творчества И.Бродского, модернистски преобразованный, примеры которого диссертант находит у Сапгира и Ерёменко. Важное место в работе занимает также соотношение сонета в строгом понимании и других четырнадцатистрочных сонетообразных форм, часто встречающихся, например, в лирике Пушкина. Анализируя их, Зырянов приходит к вполне обоснованному выводу, что роль сонетной формы в творчестве поэта обычно преуменьшается.
Остаётся только пожалеть, что исследователь не предложил в рамках своего плодотворного подхода трактовки онегинской строфы как своеобразной эпической вариации той же сонетной формы. В целом же главу, посвящённую сонету, можно расценивать как первую в нашей науке концептуальную историю русского сонета.
Не менее интересна и следующая глава книги, посвящённая разнообразию форм поэзии, возникающих при синтезе стихотворной лирики и эпических тенденций — того явления, которое получило название прозаизация поэзии. Здесь в центре внимания исследователя оказываются такие спорные явления, как баллада, стихотворная новелла и лирический роман, а также лирический цикл…
Наконец, в последней главе книги Зырянов рискует предложить во многом оригинальный подход к пониманию специфики интертекстуальности в русской лирике как онтологического свойства художественного произведения, которое актуализируется объективно в процессе литературной эволюции и субъективно в акте исполняющего понимания. Начиная анализ с разнообразных форм творческого осмысления пушкинской поэзии и мотива любви к мёртвой невесте, автор обращается затем к творчеству таких принципиально интертекстуальных авторов, как Анненский и Мандельштам, а завершает главу рассмотрением поэзии постмодернизма, представляющей собой, с точки зрения исследователя, принципиально новое явление в жанровом аспекте.
Таким образом, автор монографии не только обосновывает принципиально новый подход к явлению жанра в лирике, но и показывает его возможности на материале истории русской поэзии разных эпох. Это, надо сказать, удаётся далеко не многим авторам. Поэтому на уральскую монографию полезно обратить внимание всем филологам. Найдёт она своё место и на рабочем столе учителя.