Архив
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Мы получили немало откликов на статью В.Словцова «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Литература. 2004. № 8), подтверждающих важность поставленной автором проблемы. Печатаем одно из писем, которое, как видится, отражает деятельное отношение к вызовам общества и времени.
Возрождая традиции
С 1992 года изучение Ветхого и Нового Завета предусмотрено государственной программой преподавания литературы в средней школе. Приобщение к священным книгам сосредоточивает внимание не на религиозном их содержании (эту задачу решают богословы), а на их значении в светской, и в первую очередь — культурной жизни человечества. Сопоставление ряда библейских мифов с языческой мифологией, установление общности мифологического мышления древних призваны помочь осознать родство всех людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, способствовать формированию гуманистического мировоззрения в духе философии ненасилия и человеческого братства.
Именно необходимость донести содержание Евангелия до славянских народов побудила Кирилла и Мефодия к созданию славянской письменности. Оттиски библейских текстов первыми сошли с печатных станков Иоанна Гуттенберга и Ивана Фёдорова.
Сегодня православная литература стала доступной, есть учебные программы, которые предполагают творческое отношение учителя к литературному материалу. Обращение к различным источникам — мифам, фольклору, мировой художественной литературе — позволяют увидеть в Священном Писании важнейшую форму осмысления человеком окружающего мира и своего места в нём.
Так, в 5-м классе педагог обращается к историям из Ветхого Завета в сопоставлении с древними мифами и эпосами народов мира. В 6-м классе для изучения берутся эпизоды эпоса древних иудеев, вошедшие в Ветхий Завет, которые, в свою очередь, соотносятся с эпосами других древних народов. В 7-м классе переходим к изучению произведений проблемно-психологического характера, обращаемся к образу Иисуса Христа — его отражению в Евангелии, а также в художественной литературе. Это даёт возможность подготовить учащихся к переходу в 8–9-м классах к обсуждению сложных философских вопросов, таких, как диалог культур в античную эпоху. И, наконец, материал для изучения в 10–11-м классах обращает выпускника к сложнейшим философским проблемам человеческого бытия. Обретённое знание библейских мотивов в произведениях художественной литературы делает сложный материал более доступным современному школьнику.
Мы обсуждаем вопросы изначально спорные, справедливо именуемые вечными, то есть решаемыми каждым поколением заново, в зависимости от условий бытия, от социальной и индивидуальной практики и опыта. Вместе ищем решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы вместо категорического ответа.
Помнится, ещё в 1992 году при изучении рассказа А.П. Чехова «Студент» я пригласила на встречу со старшеклассниками протоиерея, настоятеля Петропавловской церкви. Состоялся задушевный разговор о ценности человеческой жизни, истоках духовности, верности заветам, который для многих выпускников стал уроком по имени «Жизнь». По инициативе редактора газеты «Духовные посевы» С.И. Никитина для учащихся 1–11-х классов проводятся факультативные занятия по основам христианской культуры. Курс «Основы православной культуры» введён в школьный учебный план.
Анализ даже предварительных результатов показывает заинтересованность детей и учителей в приобщении к духовным ценностям России. Возврат к духовным традициям предков, морально-этической сокровищнице христианства не может быть вредоносным или опасным. Основа духовно-нравственного возрождения России видится в укреплении нравственных основ семьи и её роли в обществе. В нынешней ситуации педагогам приходится прикладывать немало усилий для укрепления своей школы как открытой социально-педагогической системы, готовой к расширению взаимодействия со всеми общественными институтами, и прежде всего с семьёй.
Начинать духовную работу надо именно с семьи, с воссоздания традиционной для русской православной семьи “домашней церкви”, деликатного невмешательства в религиозное воспитание, осуществляемое семьёй, которую школа признаёт субъектом образовательного процесса.
Мы никуда не двинемся, а то и скатимся в бездну, если не будем укреплять союз между школой и семьёй, вырабатывать этические основы образования, опирающиеся на традиционную этику долга, чести. Надо искать новые пути и формы воспитания интереса к русскому языку, понимания его непреходящей ценности, основания для общекультурных связей между народами России. Через приобщение к общечеловеческим ценностям формировать у подрастающего поколения мировоззрение, позволяющее вступающим в жизнь молодым людям отличать добро от зла.
Так, наша школа участвует в городском эксперименте по отработке модели духовно-нравственного образования на основе традиционных культурных ценностей. Согласно школьному учебному плану ведутся курсы «Основы православной культуры», «Риторика». Во 2–6-м классах ребята занимаются краеведением, изучением обычаев древнерусской старины, участвуют в мероприятиях, посвящённых традициям русского народа. Приглашаем на занятия служителей церкви, работников библиотеки, музея, центра национальной культуры. Эта деятельность органично вписывается в воспитательную систему школы, ориентированную на приобретение общечеловеческих ценностей.
Нынешняя молодёжь не утратила способности к восприятию духовной мудрости поколений. Ведь помнить — значит, не только радоваться победам, но и признавать свои поражения. Может быть, поэтому мы сегодня говорим о потере духовности в обществе, что не научились прощать ошибки как друг другу, так и самим себе?! Просто вычеркнули “ненужное” прошлое из памяти и считаем, что имеем право строить новую жизнь.