Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №36/2004

Архив

В диалоге с читателем

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

В диалоге с читателем

Опросы наших читателей, которые мы проводим время от времени как на редакционных мероприятиях, так и на страницах газеты, интересны тем, что по ним можно составить коллективный портрет подписчиков «Литературы», во всяком случае тех, кому хватило времени и сил заполнить предложенную анкету.

Возраст наших читателей — от 24 до 74 лет, то есть от новобранцев педагогического поприща до ветеранов. При этом средний возраст читателя — около 35 лет. Разница в педагогическом стаже тоже впечатляет — от 1 до 47 (!) лет.

Преподают наши читатели практически во всех классах — от пятого до одиннадцатого, во всех возможных сочетаниях, при этом работают как в обычных классах, так и в гимназических, гуманитарных, математических. Есть те, кто перешёл из вуза в школу или же сочетает преподавание в высшей и средней школе, а есть те, кто отвечал на анкету, находясь в отпуске по уходу за ребёнком.

География мест, куда приходят наши газеты, впечатляет — от Приморского края до Архангельской области, от Якутии до Дербента. Судя по анкетам, среди читателей преобладают сельские учителя или жители небольших городов. Почему-то среди заполнивших анкеты не было никого, кто жил бы на запад от Москвы — при том, что наша почта работает неплохо.

Стаж чтения «Литературы» тоже разнообразен. Многие сообщили, что выписывают газету с первого номера, но есть подписчики с 2003 года. Средний же читательский стаж у наших подписчиков — восемь лет. Приятно во многих анкетах читать, что люди, выписывающие газету уже много лет, хранят все номера, иногда начиная с первого. И, конечно, очень грустно, когда человек, много лет получавший «Литературу», вынужден пропускать год из-за недоплат и задержек и без того невеликого учительского жалования. Это, к слову, единственная причина, которой анкетируемые объясняют перерывы в своей подписке на газету.

Если поиграть с социологической образностью, окажется, что наш обычный читатель живёт в деревне или небольшом городке, к востоку от Урала, ему (точнее бы сказать: ей) около тридцати пяти лет, и газету он выписывает уже около восьми лет, причём чаще всего использует её не только для подготовки к урокам, но и даёт читать ученикам, пишущим сочинения, доклады, рефераты.

Что привлекает читателей в нашей газете? Мы попросили оценить наши рубрики с точки зрения их интереса и полезности для подготовки к урокам. Это, кстати, судя по всему, снизило рейтинг некоторых рубрик — во многих случаях читатели называли рубрику очень интересной, но не всегда полезной. Приятно было видеть в анкетах частые пятёрки с плюсом.

Абсолютным фаворитом оказалась рубрика «Я иду на урок», получившая среднюю оценку 4,98. Это вполне совпадает с высказанной нашими читателями огромной заинтересованностью в практических методических материалах.

На втором месте рубрика «Перечитаем заново» — 4,6, третье место делят «Пантеон» и «Новое в школьных программах» — 4,5, чуть отстаёт «Учимся у учеников» — 4,4.

Дальше рубрики распределяются следующим образом:

  • Школа в школе — 4,2
  • Книжная полка — 4,1
  • Словарь — 4,1
  • Каталог — 4,1
  • Литературный календарь — 4,0
  • Факультатив — 4,0
  • Штудии — 4,0
  • Учитель об учителе — 3,9
  • Архив — 3,8
  • Трибуна — 3,8
  • Почтовый ящик — 3,5
  • Рассказы об иллюстраторах — 3,5
  • Интервью у классной доски — 3,5
  • Галерея — 3,4
  • Кроссворды — 3,4

Чего наши читатели ждут от газеты?

В огромном большинстве анкет высказываются просьбы о публикации методических материалов, о помощи в разработке уроков, планировании, о публикации материалов по программе А.Г. Кутузова, о новых технологиях в преподавании литературы. Читатели просят публиковать как можно больше практических советов — рекомендаций опытных учителей, консультаций по анализу художественного текста, подготовке и проверке сочинений, проведению открытых уроков, подготовке к экзамену, программы факультативов и спецкурсов, отзывы об учебниках литературы.

Отмечаем просьбу, высказанную в немалом числе анкет: нужны публикации, которые могут помочь молодым учителям. Впрочем, мы стараемся, чтобы наши материалы были полезны любому словеснику. В связи с этим обращаем внимание читателей на новую форму нашей работы — дистанционные курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первого сентября» придутся по вкусу читателям.

Наших читателей, судя по всему, интересует не только методика. Они просят публиковать также сценарии внеклассных мероприятий, литературных праздников. Надо заметить, что просьба эта требует обсуждения, так как проведение любого мероприятия зависит от состава конкретного класса, возможностей той или иной школы, но всё же мы учтём её в будущей работе — если материалы в этих жанрах, которые поступают к нам в редакцию, будут иметь общезначимый уровень.

Отмечаем, что с точки зрения содержания наших подписчиков интересуют прежде всего материалы о литературе XX века — как отечественной, так и зарубежной, биографии писателей, рассказы о лауреатах Нобелевской и других авторитетных литературных премий, о книжных новинках, литературных событиях.

Надеемся, что век «Литературы» ещё продлится и мы сможем на её страницах отозваться на большинство читательских запросов.

СПАСИБО ВСЕМ, КТО ОТВЕТИЛ НА НАШИ АНКЕТЫ! Пишите нам и впредь, даже без анкет, просто по зову сердца и дела. Ведь газета прирастает живым участием читателей в её судьбе.

Рейтинг@Mail.ru