Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
М.П. Одесский. ПОЭТИКА РУССКОЙ ДРАМЫ: вторая половина XVII — первая треть XVIII в. М.: РГГУ, 2004. 352 с. |
Поистине поразительно порой наше нежелание видеть очевидное: как сказали нам когда-то на уроке, что литература русская “есть пошла” с Александра Сергеевича Пушкина, так мы в это и верим — свято и беззаветно. Новая книга Михаила Одесского — о действительной начальной поре русской словесности, о первых шагах русской драмы: ещё одно убедительнейшее опровержение вышеназванного стойкого заблуждения.
Богатейший, разнообразный по форме материал разложен здесь очень наглядно: жанр отдельно, сюжет и композиция — в другой главе, синтез искусств — в третьей. А в самом начале исследования автор размышляет на тему “риторика и власть” — действительно ключевую для понимания анализируемой им эпохи и рассматриваемого далее вида искусств — драматургии. Ведь она призвана прежде всего именно воздействовать (по всем правилом риторики) на зрителя. В самом прямом смысле. Как показывает Одесский, вплоть до парадокса: в некоторых случаях самым важным в пьесе оказывается её заглавие или список действующих лиц, в других — сам факт написания и постановки пьесы, а не её стиль и даже не содержание.
Многое, к чему мы привыкли, читая русскую литературу так называемого классического периода, идёт именно отсюда, из русского театра времён Алексея Михайловича, затем Петра Первого, следом — Анны Иоанновны. Ещё чаще: отталкиваясь от важнейших принципов этого театра. Но если неблагодарный девятнадцатый век предпочитал не вспоминать вслух своих учителей, то век Серебряный, напротив, всячески ретроспективность своих пристрастий подчёркивал.
Неслучайно последняя треть книги посвящена именно тому, как выглядит драма XVII–XVIII веков в “исторической перспективе” Серебряного века. Одесский достаточно убедительно демонстрирует, что многие новаторские поиски, например, Введенского или Вагинова в действительности опираются на твёрдый фундамент традиции. Основательно забытой, но именно в начале ХХ века вновь остро заинтересовавшей исследователей и писателей. Правда, большинство последних, как показывает автор, видели в ранней русской драме то, что им хотелось: себя и свои собственные искания. Тем более что у ближайших предшественников яркости и выразительности искусства эпохи барокко они не находили.
В этой книге немало интересного: и факты, и примеры, и предположения. Есть в ней и соображения, носящие не только исторический, но и универсальный характер. Например, приведённая в заключении сопоставительная схема доклассицистической и классической драмы может рассматриваться как своего рода образец для анализа драматического произведения любой эпохи. Важно и то, что книга обогащает наши представления об истории и культуре, о живых людях так мало знакомых нам времён.
Оформлено издание эмблемами Петровской эпохи — строго и лаконично. И это тоже (спасибо художнику М.Гурову) придаёт ему особую эстетическую привлекательность.