Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2004

Я иду на урок

Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея Сибирцева. Урок внеклассного чтения в 5-м классе с использованием программы «Вокруг тебя - мир», технологий АТРИЗ и ТРКМ

Я ИДУ НА УРОК

Валентина Либерцева,
Ильинская средняя школа,
Олонецкий р-н, Карелия


Оскар Уайльд

Мальчик-звезда Оскара Уайльда и девочка Чуточка Сергея СибирцеваСергей Сибирцев

Урок внеклассного чтения в 5-м классе с использованием программы «Вокруг тебя — мир», технологий АТРИЗ и ТРКМ

Цели

1. Изучение литературной сказки английского автора в сопоставлении с реалистическим рассказом современного русского писателя, обучение навыкам анализа художественного произведения. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; помочь увидеть, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.

2. Развитие речи учащихся через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, инсценировки, участие в дискуссии; развитие мышления (загадки, подбор ассоциаций); развитие памяти, эмоциональной сферы.

3. Воспитание доброты, внимательного отношения к матери, уважительного отношения к чужому мнению, поощрение творчества.

Ход урока

Стадия вызова. Русские народные загадки о звезде.

1.

Шла девица из Питера,
несла кувшин бисера,
она его рассыпала;
никто не соберёт:
ни царь, ни царица,
ни красна девица.

2.

Вечером цветут, утром вянут.
Днём спят, ночью пробуждаются.

— Что вам помогло отгадать эти загадки? Какие использованы художественные приёмы? (Метафоры и олицетворения.)

— А теперь положите свою руку на отгадку, которая лежит у вас на столе (вырезанная из бумаги звезда лежит у каждого ученика на парте). Сосредоточьте внимание. Это были первые загадки. Их сегодня на уроке будет много. Ведь в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всего сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких подсказок часто бывает название произведения. Итак, запишем в тетрадь тему урока. Задумаемся над словом “звезда”. Запишем, какие слова, понятия, действия, эпитеты, ассоциации связаны, по-вашему, с этим словом.

(Ассоциаций у ребят, конечно, очень много: вспоминаются и эстрадные звёзды, и путеводная звезда, помогающая сориентироваться на жизненных дорогах в прямом и переносном смысле (кстати, есть возможность попутно порекомендовать ребятам замечательный одноимённый детский литературный журнал «Путеводная звезда»), и кремлёвские звёзды, и падающие с исполнением желания, и другие миры Галактики.)

В результате работы на уроке должна получиться вот такая запись в тетрадях и на доске:

Волшебная, высокая Улыбчивая
Свет, путеводная Тихая
Неземная, золотая, загадочная Ответственная
Бессердечие, зло Чуткая
Красивая (ласковая) Красивая

Таким образом, слово “звезда” напоминает о неземной красоте. Что она может нести людям, такая красота? (Может нести свет, вести за собой, быть “путеводной”, может быть образцом красоты.)

Герой сказки О.Уайльда — это мальчик-звезда. Давайте посмотрим, насколько он оправдывает те представления, которые мы обсудили и записали.

(Выборочное чтение по ролям и аналитическая работа с текстом — до слов “Итак, Дитя-звезда…”)

— Чем удивляют первые страницы сказки? В какой мир нас погружают?

(Мир лютого холода, царящего в красивом, нарядном зимнем лесу. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием, отчуждённостью. Вспоминаем сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»: холод способен вызвать эгоизм, равнодушие к слезам, горю других людей. Для характеристики злого человека используют такие слова, как “ледяное сердце”, “холодный взгляд”.)

— Согласны ли вы, что мы очутились в мире зла?

(Нет, в морозном лесу добрые чувства заморожены не у всех. Рогатые совы даже восхищаются такой погодой. Маленькие горлинки “считают своим долгом придерживаться” красивого, романтического взгляда на мир, шепча, что это “земля готовится к свадьбе”. Белочки и кролики прячутся в свои жилища и греют друг друга. Дятел относится ко всему философски. Коноплянки, судя по уменьшительно-ласкательному суффиксу, жалеют старушку землю. Один лишь волк злится, да и то на правительство.)

— Таким образом, найденный в студёном лесу мальчик может оказаться как дитём зла, так и дитём добра. Путь к нему лесорубам указала падающая звезда. В такую же морозную ночь Вифлеемская звезда возвещает о рождении младенца Иисуса Христа, будущего Спасителя христиан. Пока мы не знаем, какой жизненный путь уготован мальчику, но дважды возникает дискуссия о его судьбе.

Как вы думаете, почему? Отчего взрослым трудно приютить чужое дитя?

(Они чувствуют ответственность за его судьбу, и они бедны, поэтому сомневаются, смогут ли прокормить и воспитать дитя, явно более богатое, чем они.)

— В какую семью попадает мальчик?

(Добрую, трудолюбивую, заботливую, любящую.)

— Какими обычно вырастают дети в таких семьях?

(Похожими на родителей, понимающими.)

— Проследим, каким вырос наш герой. Какие характеристики слова “звезда”, подобранные нами, оправдались?

(Чтение по ролям от слов “Итак, Дитя-звезда…” до слов “…но те, поглядев на него, начали смеяться”).

— Какие поступки мальчика особенно вас возмутили?

(Беседа по впечатлениям от прочитанного.)

— Итак, что принесла красота Мальчику-звезде?

(Он вырос себялюбивым, гордым, жестоким.)

— А семье лесоруба, приютившей его, селению?

(Тоже зло, потому что красота эта бездушная и бессердечная.)

Давайте допишем ассоциации на нашем рисунке-кластере (бессердечный, зло).

— Самый жестокий поступок, по вашему мнению, — это отказ от матери. Давайте попробуем разобраться, почему он так поступил.

(Она была нищенкой, бедно одетой.)

— А как вы относитесь к людям в немодной, рваной или грязной одежде? Всегда ли видите в них людей, достойных уважения? Ну вот видите, в нас тоже бывает что-то от Мальчика-звезды. Мы порой, к сожалению, помогаем рождению и развитию зла в человеке. Человек растёт среди других людей и в общении с ними невольно воспитывает себя под их влиянием. Как вы думаете, повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и себялюбия?

(Да, он чувствовал поддержку сверстниками своих безжалостных поступков, никто всерьёз его за жестокость не наказывал, даже не выражал неодобрения.)

— Оказывается, равнодушие, невмешательство, молчание тоже могут порождать зло. Тем более что злым ведь, ребята, быть намного легче. Внешне зло очень привлекательно. Мстить легче, чем простить. Прикрикнуть легче, чем промолчать, выдержать и сказать спокойно. И повиноваться легче, чем противостоять жестокости.

А может ли красота помочь в борьбе со злом?

(Да, к мнению красивого человека могут прислушаться быстрее, ему подражают часто.)

— Получается, красота — это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному. Очень важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло, а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестаёт быть красотой. Так жизнь наказала Мальчика-звезду.

(Читаем до слов “А наутро он встал…”.)

— За судьбой нашего героя мы проследим дальше на следующем уроке. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: дочитать сказку до конца, вопрос 7 на с. 49, вспомнить из жизни или литературы примеры, когда красота принесла добро, а когда — зло.

А теперь обратимся к другому образу сегодняшнего урока — героине рассказа современного писателя Сергея Сибирцева «Чуточка».

Какова в вашем представлении девочка, которую писатель так назвал?

(Учащиеся подбирают ассоциации, самые важные и точные из которых вписываем в кластер. Конечно же, большинство из ребят связывают необычное слово “Чуточка” с прилагательным “чуткий”.)

— Чтобы все присутствующие убедились, что мы в своих характеристиках правы, давайте познакомим их с автором; его портрет есть в № 12 журнала «Роман-газета» за 2001 год, где был опубликован вместе с другими его произведениями и рассказ «Чуточка». Обратите внимание на подзаголовок «Былинка» — небольшое повествование о том, что было, — и посвящение: “Посвящается маме”. Скорей всего, изложенный случай произошёл с мамой писателя, произвёл на него такое сильное впечатление, что он решил об этом рассказать нам. Интересен и эпиграф — четверостишие из стихотворения A.С. Пушкина «Моя родословная». Какие ассоциации он у вас вызывает?

(Слово аристократ напоминает Мальчика-звезду, богатого и высокомерного.)

— У нас в классе есть тёзка писателя Сергей Волчков, его мы и попросим ввести в мир рассказа.

(Пересказ близко к тексту первых двух абзацев.)

— Итак, что общего со сказкой Оскара Уайльда?

(Здесь тоже зима, холод, бедность, хотя время и место событий другие, реальные — 1943 год, посёлок в Сибири.)

(Инсценировка эпизода «На уроке».)

— Ребята, мы так хорошо охарактеризовали девочку. Почему же она так ведёт себя на уроке: невнимательна, не следит за объяснением учительницы? Как вы оцениваете её поведение?

(Катю Нечаеву на уроке отвлекает запах булочки, выданной в школе, но не съеденной, а спрятанной для мамы — чтобы подкормить её дома, а то у неё от работы и недоедания кружится голова. Но девочке — даже не девочке, а “жаднюгам-ноздрям” — очень хочется ущипнуть “чуточку”, то есть чуть-чуть, немножечко.)

— Как к поступку девочки относится мама?

(Инсценировка эпизода «За столом».)

(Мама понимает дочку, любит её, “чудно ругается”, понимая, что дочь её растёт доброй, заботливой, называет её ласково “Чуточкой” и не может запретить заботиться о себе, ведь даже война не должна ожесточать людей, делать всех злыми и несправедливыми. Поэтому они сидят вместе за скудным столом и делятся друг с другом не только хлебом, но и добрыми чувствами.)

— Часто ли у вас дома бывают ситуации такого единения?

По-вашему, что вкладывает в название рассказа автор?

(Девочка чуткая; она не может сдержаться, чтобы не откусить “чуточку”, а остальное несёт маме; от взаимной доброты им становится чуточку легче; они вместе за день только чуточку, но какие дружные; если делаешь хоть чуточку доброго, делаешь много.)

— На доске со стороны записей о Мальчике-звезде я повесила его символ — блестящую звезду. Что бы вы предложили положить со стороны девочки Чуточки? (Булочку.)

— Да, и я как раз увидела в магазине булочку в форме сердечка из двух колечек теста. По-моему, это символ тёплых, любящих сердец девочки Чуточки и её мамы.

Дети с возрастом обычно становятся самостоятельнее, умнее, красивее, порой знают больше своих родителей и поэтому начинают относиться к ним свысока. На пороге такого возраста и вы. Поэтому я прошу вас взять звезду, которая лежала у вас на парте весь урок, и написать на обратной стороне своё самое заветное желание.

(Ребята записывают свои пожелания, по желанию озвучивают их и сдают.)

— А теперь я хочу, чтобы вы послушали отрывок из стихотворения Александра Дольского «Исполнение желаний». На доске записаны последние строчки, которыми я закончу, они, как вы видите, не дописаны. Попробуйте догадаться, какое желание загадал лирический герой.

Мне звезда упала на ладошку.
Я её спросил: “Откуда ты?”
“Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты”.
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
“Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим”.
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб…(не болела мать).

— А почему это так важно даже для взрослого человека?

Совпало ли у кого-то из вас это желание?

А закончим мы урок поздравлением нашей именинницы Авксентьевой Жени. Пусть для неё прозвучит в исполнении Куцеваловой Даши коротенькое стихотворение выпускницы нашей школы Либерцевой Кати (кстати, тёзки Чуточки) из сборника «Пою моё Ильинское», посвящённого 140-летнему юбилею школы.

Упала звезда
Лесу в карман…
Её не найдёт
Озорной мальчуган.
Он видел её, он бежал за ней.
Нет для мальчишки
Клада ценней,
Чем эта звезда,
Упавшая с неба,
В юные сны
Закинув свой невод,
Невод удачи, счастья, мечтаний,
Лишь имя звезды останется тайной…

После урока я прочитала, какие пожелания “загадали” ребята на своих звёздах. Очень разные, но почти все — не для себя, а для других. Самое “эгоистичное” — “Хочу хорошо учиться”, а у большинства (отличаются формулировками): “Чтобы никогда не было войны, и люди долго-долго жили. И всем было хорошо”, “Чтобы все были добрые и красивые”, “Чтобы все люди были счастливы! Чтоб никто не болел и не плакал! И чтоб люди не умирали”, “Чтобы не болела моя семья”, “Чтобы в семье было хорошо и мама жила 100 лет”, “Чтобы мама была счастлива”, “Чтобы не болела мама”.

На следующем уроке работа над сказкой шла в основном на основе заданий и рекомендаций учебника и методических рекомендаций программы «Вокруг тебя — мир» за исключением составления кадров диафильма. Диафильм многие наши ребята уже смотрели, принесли в школу, и мы вместе ещё раз его прокомментировали. А дискуссионный разговор по важным в их возрасте нравственным проблемам, я думаю, приносит не менее весомые результаты в воспитании гуманистического отношения к людям. Хочу сказать большое спасибо авторскому коллективу этой программы за замечательный подбор художественных текстов, интересно продуманную систему развивающих и воспитывающих толерантность заданий и вопросов, за информацию о деятельности международных правовых организаций. И пусть они простят мне моё вольное отношение к их скрупулёзно проделанной работе. Таковы, по-моему, все коллеги-словесники: не могут следовать слово в слово чужому, даже если очень нравится. Пропуская прочитанное через своё сердце, ощущаешь потребность высказать себя.

Рейтинг@Mail.ru