Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №33/2004

Читальный зал

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / Составитель Г.В. Стадников. СПб.: Азбука-классика, 2003. Т. I. Проза. Поэзия. Эпос. 544 с.; Т. II. Поэзия. Роман и повесть. Эпос. Драма. Данте. 640 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / Составитель Г.В. Стадников. СПб.: Азбука-классика, 2003. Т. I. Проза. Поэзия. Эпос. 544 с.; Т. II. Поэзия. Роман и повесть. Эпос. Драма. Данте. 640 с. ХРЕСТОМАТИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ /
Составитель
Г.В. Стадников.

СПб.: Азбука-классика,
2003. Т. I. Проза.
Поэзия. Эпос.
544 с.;
Т. II. Поэзия.
Роман и повесть.
Эпос. Драма. Данте.

640 с.

Существовавшее в среде словесников ещё пару десятилетий назад довольно прочное предубеждение относительно хрестоматий: “лапша из классики”, “обрывки из отрывков” и т.п., сегодня может восприниматься как оголтелый снобизм. Учебно-педагогический рынок завален пересказами, дайджестами и тому подобными муляжами, так что для попыток обратного хода к подлинной литературе неплохо опереться на традицию хрестоматий.

Хотя двухтомник, составленный профессором РПГУ имени Герцена Г.В. Стадниковым, рекомендуется как учебное пособие для педагогических вузов, на него полезно обратить внимание и школьным словесникам. Если эти книги окажутся у вас под рукой, проще будет вести беседы с учащимися — о современной литературе. Да-да, как показывает наша почта и как вам хорошо известно по собственному опыту, педагоги то и дело должны отвечать на вопросы своих подопечных о преимуществах книг “по программе” перед тем, чем завалены прилавки книжных магазинов.

Вас спрашивают о “фэнтэзи”, а вы с хрестоматией наперевес рассказываете о сагах и героических песнях, о Нибелунгах, Роланде, короле Артуре… Вам показывают так модную сегодня “мистическую” литературу, а вы читаете в ответ строки из «Исповеди» Аврелия Августина, житийные памятники, «Божественную комедию», наконец. Поэтике эстрадной “попсы” тоже есть что противопоставить: лирику Вийона и трубадуров, миннезингеров и вагантов. Противоядием от словесного хамства станут игривая ирония Чосера, шванки и фаблио… В конце концов школьники поймут, если даже и не признаются в этом сразу, что современный рынок питает их суррогатами и не очень-то рекламирует натуральные продукты. Может быть, именно в силу их относительной доступности.

О чём можно сожалеть? Прежде всего, о том, что эти книги выпущены без иллюстраций. Хотя даже во времена полиграфически непростые изобразительный ряд был непременным спутником хрестоматий: для подтверждения назову также педвузовскую и также по литературе средних веков хрестоматию Р.О. Шор, выпущенную ещё в 1938 году. Несколько беллетризованными (хотя для меня это не бранное слово) выглядят и сопроводительные заметки к произведениям. Впрочем, если для студентов это, пожалуй, не вполне филологично, не сказать бы — легковесно, то для старшеклассников будет в самый раз! 

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru