Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Ирина СТРАШКО,
г. Астрахань
Система практических работ по литературе
В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид – практические работы – родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», идейно совпадающие с теми работами, которые были составлены мною.
I. Общее содержание и цели практических работ
Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. “Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”, — говорил Гёте. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого характера, которую удобнее всего решить на занятии именно этого типа. По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель — в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведёт к формированию образованного читателя.
II. Методика проведения практических работ
Эти работы в 5–6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создаёт эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 7–8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 9–11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:
- объявление о предстоящей работе,
- тексты работ раздаются учащимся на дом,
- индивидуальный анализ,
- урок-консультация,
- индивидуальное выполнение работы,
- обсуждение одной из работ,
- взаимопроверка и проверка учителем.
Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
III. Примерная тематика практических работ
Класс | № | Тема практической работы |
5-й класс | 1 2 3 |
Язык цепочной сказки Язык волшебной сказки В творческой лаборатории Н.В. Гоголя |
6-й класс | 1 2 3 |
Язык былин Приёмы анализа лирического произведения Приёмы создания образа Робин Гуда в английских балладах |
7-й класс | 1 2 3 |
Степь в повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба» Жанр произведения И.С. Тургенева «Бежин луг» Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий» |
8-й класс | 1 2 |
Фольклорные традиции в «Слове о
полку Игореве…» Сравнение сонетов Петрарки и Шекспира |
9-й класс | 1 2 3 |
Синкретический реализм
А.С. Грибоедова Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Приёмы создания образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» |
10-й класс | 1 2 3 4 |
Способы выражения авторской
позиции в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Философская лирика Ф.И. Тютчева Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Роль сцены «Приезд Гаева и Раневской в имение» в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (Роль финальной сцены) |
11-й класс | 1 2 3 4 |
Образ родины и лирического героя
в лирике С.А. Есенина Поэтика символизма Поэтика акмеизма Поэтика футуризма |
IV. Планы некоторых практических работ
Язык цепочной сказки
5-й класс
Цели
- Объяснить, какая сказка называется цепочной.
- Выяснить, как построена цепочная сказка.
Ход работы
1. Составить сюжетную схему и сюжетный план сказки.
Сюжет — система событий.
Составить сюжетный план — перечислить основные события.
Составить сюжетную схему — перечислить основные события в виде условных обозначений: персонаж, направление движения событий.
2. По убыванию или возрастанию связаны персонажи?
3. События.
- Какое событие является завязкой действия?
Завязка — событие, благодаря которому развивается действие сказки; начальный момент в развитии действия.
- По нарастанию или убыванию развиваются события? Какими словесными формулами связаны звенья сюжетной цепочки?
- Какое событие обрывает цепь событий, является кульминацией в развитии действия?
Кульминация — наивысший, самый напряжённый момент в развитии действия.
4. Какая сказка называется цепочной?
5. В чём смысл сказки?
Язык волшебной сказки
5-й класс
Цели
- Выявить языковые формулы в волшебных сказках.
- Классифицировать их.
- Выяснить их роль в повествовании.
Ход работы
1. Дайте определение понятию “языковая формула”.
2. Найдите языковые формулы в сказке.
3. В какой части сказки они находятся? Как их можно классифицировать?
4. Какую роль играют в повествовании?
5. Заполните обобщающую таблицу.
Название | Языковая формула | Роль в сказке |
6. Подберите постоянные эпитеты к словам: … море, … поле, … сад, … конь, … молодец, … девица, …старичок, … сторона, … день, … река.
В творческой лаборатории Н.В. Гоголя
5-й класс
Цели
- Выяснить, как создаётся портрет героини в рассказе.
- Выяснить, с какой целью Гоголь создаёт портретную характеристику.
Задания
1. Найти в рассказе Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» три описания Пидорки. Прочитать их выразительно. Ваши наблюдения.
2. Найти изобразительно-выразительные средства (ИВС), используемые автором. Что интересного вы заметили в использовании ИВС? Как вы можете это объяснить?
3. Что и почему изменилось в Пидорке? Изменилось ли отношение автора к Пидорке? Что вам помогло это заметить? Что хотел сказать Гоголь, рассказывая о судьбе Пидорки?
4. Сделайте вывод о способах создания портрета героини.
5. Придумайте развёрнутые сравнения к понятиям “радость“, “грусть”, “свеча”, “роса”.
Миф и сказка
6-й класс
Цели
- Доказать, что волшебная сказка произошла от мифа.
- Найти черты, которые отличают миф от сказки.
Ход работы
1. Композиция цикла мифов и волшебной сказки.
Композиция мифов и сказки строится как путешествие в “чужой” мир и возвращение в “свой”. Как в мифах и сказках изображена граница между этими мирами? Где находятся “свой” и “чужой” миры? Как туда добраться? Как изображены эти миры? Какие географические объекты там находятся, кто их населяет? В каких отношениях находятся герои мифов и сказок с героями “чужого” мира? “Чужой” мир какого мифического цикла наиболее близок к сказочному? Как герои возвращаются в “свой” мир?
2. Сюжет.
Сюжет цикла мифов и сказки связан с образом главного героя. Сюжет в сказках имеет следующий общий вид:
- беда,
- поиск героем способа её устранения, отправление в “чужой” мир,
- преодоление героем препятствий,
- помощь герою чудесного дарителя или помощника,
- герой побеждает врагов и добивается своей цели,
- счастливое возвращение домой.
Выстройте конкретный и общий сюжетный план одного из мифических циклов. Что общего и различного со сказкой?
3. Образ главного героя.
Что общего у мифологических и сказочных героев в судьбе, характерах, жизненных испытаниях? Что общего в описании их детства? Почему они были необыкновенными детьми? С какой целью они отправляются в “чужой” мир? Какие испытания проходят? Какие качества характера, личности помогают им пройти эти испытания? Что изменяется в них после возвращения? Всегда ли их ждёт счастливое завершение путешествия?
4. Другие герои, их функции. Что общего и различного?
Герои | Миф | Сказка |
Главный герой | ||
Вредители | Змей Горыныч | |
Чудесные помощники | Звери | |
Чудесные дарители | Старый старичок | |
Чудесные предметы | Чудесная рубашка |
5. Вывод. Чем миф отличается от сказки? Придумать схему, на которой видно, что сказка происходит от мифа.
Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
7-й класс
Цели
1. Найти художественные детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
2. Определить вид этих деталей.
3. Определить смысл их использования автором.
Ход работы
1. Запишите определение художественной детали самостоятельно.
2. Внимательно прочитайте рассказ Чехова «Толстый и тонкий».
3. В чём смысл заглавия рассказа? Подберите синонимы к этой паре. Найдите в тексте детали, подтверждающие вашу правоту.
4. Укажите, опираясь на определения, описательные или повествовательные это детали.
Описательными называются детали, описывающие, рисующие героев, картину, ситуацию.
Повествовательными называются детали, описывающие изменения в картине, героях, ситуации.
5. Найдите другие описательные детали. Какую смысловую нагрузку они несут?
6. Найдите повествовательные детали. Когда и почему произошли изменения в героях и ситуации?
7. Сделайте вывод о смысле использования А.П. Чеховым художественных деталей.
Сонеты
8-й класс
Цели
- Дать определение сонету как жанру.
- Рассмотреть композиционное строение сонета.
- Сравнить сонеты Петрарки «Тот жгучий день, в душе отпечатленный…» и Шекспира «Её глаза на звёзды не похожи…».
- Посмотреть, чьи традиции сохранил в сонете «Мадонна» А.С. Пушкин.
Ход работы
1. Дать определение жанру сонета, отвечая на следующие вопросы.
- К какому роду литературы и почему относится сонет?
- Какова основная тема прочитанных вами сонетов? Из скольких строк состоит сонет?
- Как они расположены в итальянском (Петрарка) и английском (Шекспир) сонетах?
- Какова рифмовка?
2. Известно, что у сонета особая композиция: он имеет лирический сюжет. Английский: первый катрен — завязка, второй — развитие действия, третий — кульминация, две последних строки — вывод, итог, развязка. Итальянский: первый катрен — завязка, второй — развитие действия, терцеты — кульминация. Покажите на примере сонетов Петрарки и Шекспира особенности их композиции.
3. Сонеты Петрарки и Шекспира — о любви к женщине. Сравните, как нарисован образ лирической героини, чувства лирических героев. Как вы думаете, с кем и почему полемизирует Шекспир в последних двух строках?
4. Как рисует Пушкин образ любимой женщины? Чью традицию он сохраняет?
Философская лирика Ф.И. Тютчева
10-й класс
Цели
- Выявить особенности мировоззрения Ф.И. Тютчева.
- Познакомиться с творческим методом поэта.
- Продолжить работу по навыку анализа стихотворений.
Стихотворения: «Проблеск», «Странник», «Как над горячею золой…», «С поляны коршун поднялся…», «Вопросы (Из Гейне)», «Сижу задумчив и один…», «Поток сгустился и тускнеет…», «Колумб», «Silentium!», «Наш век».
Задания
1. Сформулируйте проблемы, которые можно было бы назвать философскими.
2. Сгруппируйте стихотворения. Какой принцип лёг в основу группировки? Озаглавьте и подробно охарактеризуйте каждую группу.
Вспомогательные вопросы:
- Что представляет собой человек в поэзии Тютчева?
- Однозначны ли образы человека и его пути?
- В чём трагедия человеческого бытия?
- Каков лирический конфликт стихотворений?
- Какие образы противостоят друг другу?
- Как решаются конфликты жизни души и “наружного шума” действительности, человека и Вселенной, человека и Бога?
- В чём смысл и оправдание человеческого существования?
Вспомогательная лексика: жажда познания, дисгармония человеческого существования, гармония активного “я” с мирозданием, устремления и помыслы, постижение мира, двоемирие, бытие как катастрофа, палитра чувств, мятеж, вызов, контраст мира реального и мира идеального, самоутверждение и своеволие.
3. В.С. Баевский в книге «История русской поэзии» говорит о Тютчеве как о поэте с трагическим мироощущением. Согласны ли вы с этим? В чём же трагизм мироощущения Тютчева?
4. А.М. Гуревич в статье «Тютчев» («Русские писатели». Библиографический словарь) называет Тютчева последним поэтом-романтиком. Прочитайте в литературоведческом словаре статью о романтизме. Согласны ли вы с мнением А.М. Гуревича? Какие художественные приёмы романтической школы использовал поэт? А классицистической? Приведите примеры.
5. Проанализируйте одно из предложенных выше стихотворений.
Смысл финальной сцены. 4-е действие комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
10-й класс
1. Где и когда происходит действие? Опишите подробно место, остановитесь на смысловой нагрузке, которую несут декорации.
2. Герои и отношения, которые их связывают.
- Лопахин. Найдите реплики, ярко характеризующие этого персонажа. В чём его необычность? Чем он отличается от купцов А.Н. Островского? Почему он ещё до отъезда Раневской даёт приказание о вырубке сада? Что значат слова Пети: “Не размахивай руками”? Почему Лопахин не делает предложение Варе? Видит ли он смысл в своей жизни? Кого из литературных героев он напоминает? В первом действии он едет в Харьков, в последнем — вновь уезжает туда. Почему Чехов “заставляет” его бегать по кругу?
- Раневская. Куда и зачем она уезжает, почему не остаётся с Аней? Каково её будущее? А у Гаева? Почему они отказываются пить шампанское, предложенное Лопахиным? Почему Гаев говорит, что теперь всё хорошо, и Любовь Андреевна спокойна, но в конце они вместе рыдают? В чём символическое значение этих слёз?
- Кто из героев по-настоящему счастлив и почему?
3. Каково символическое значение
- звука лопнувшей струны,
- звука топора,
- того, что в имении остаётся забытый хозяевами Фирс?
4. А.П. Чехов определил жанр своей пьесы как комедию. Проверьте значение термина по словарю. Прочитайте статью учебника о жанровом своеобразии пьес А.П. Чехова. Основываясь на тексте всей пьесы, особенно на четвёртом действии, подумайте о жанре пьесы и напишите своё мнение.
5. Сделайте вывод о роли финала в пьесе.
V. Описание некоторых практических работ
Практическая работа «В творческой мастерской Н.В. Гоголя» для 5-го класса является своеобразным “прикосновением” к стилю писателя. Это именно “прикосновение”, а не изучение стиля писателя, что связано с психологическими особенностями и интеллектуальными возможностями пятиклассников, не готовых ещё к столь кропотливой и трудной работе. Но учить детей вглядываться в художественный текст, отмечать общие художественные особенности, характерные для разных произведений одного автора, можно и нужно начинать с пятого класса, потому что эта работа развивает литературный вкус детей, учит их бережному и внимательному обращению со словом художника и словом вообще, наконец, повышает их культурный и интеллектуальный уровень. Об этом пишет в своей статье «О задачах и методах изучения художественного текста в школе» Н.И. Кудряшёв: “Изучение стиля писателя — одна из самых трудных задач преподавания литературы. Между тем литературное образование, эстетическое воспитание учащихся нельзя считать достаточно высоким, если они не чувствуют, не осознают, хотя бы в отдельных, наиболее доступных им проявлениях, творческого своеобразия каждого изучаемого писателя”.
В 5-м классе мы ещё не подошли к комплексному анализу художественного текста, хотя на уроках пытаемся анализировать и образный, и композиционный, и сюжетный строй рассказа, но не связываем это пока с понятием стиля. Поэтому в работе по “прикосновению” к стилю мы намеренно сужаем понятие стиля как единства всех сторон и элементов художественной формы до понятия языка произведения, более того, сосредоточиваем внимание на каком-то одном художественном приёме. Таким образом, на занятиях по наблюдению за стилем писателя мы обращаем внимание на три основных момента:
- художественный приём;
- его оригинальность;
- смысл его использования.
Для работы по “прикосновению” к стилю выбираем рассказ Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», читая, кроме того, «Пропавшую грамоту» и «Заколдованное место».
Изучая рассказы Н.В. Гоголя, замечаем, что они неслучайно попали в один сборник: рассказывает их один и тот же рассказчик — дьячок диканьской церкви Фома Григорьевич; в его рассказах главной становится тема выбора человека между добром и злом, олицетворением которых, согласно христианскому пониманию, становятся Бог и дьявол; действие происходит в Малороссии, в Диканьке или на хуторах неподалёку от неё; герои — украинские крестьяне. На язык, которым написаны рассказы, ученики обращают внимание без всяких наводящих вопросов учителя: во-первых, это обилие малороссийских просторечных слов и выражений (ребята с удовольствием, пользуясь словарём, составленным пасечником Рудым Панько, “одевают” в украинские одежды дивчин и хлопцев, “готовят” стол с малороссийской едой), которые автор использует для создания иллюзии реальности происходящего, то есть язык максимально приближен к тому, на котором говорят украинские крестьяне; учитель добавляет, что этот приём называется стилизацией; во-вторых, ученики замечают, что рассказы изобилуют подробными описаниями героев и тех мест, где происходят события, в сущности, указывая на стилевую доминанту произведений Гоголя — ярко выраженную описательность. После этой подготовительной работы и проводится практическая работа.
Ход работы
I. Слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили, что в рассказах Гоголя много необычных своей образностью, сочностью описаний. Описательность — черта, присущая стилю Гоголя. Сегодня мы попытаемся проанализировать одно из таких описаний, а именно портрет Пидорки из рассказа «Вечер накануне Ивана Купала», чтобы выяснить, какую роль играют в рассказе описания внешности героини, при помощи каких приёмов создаются эти описания.
II. Запись темы и целей занятия
Цели
- Определить, при помощи каких изобразительно-выразительных средств создаётся портрет героини.
- Определить смысл использования этих средств.
- Определить роль портретной характеристики героини в рассказе.
III. Выполнение заданий
Задания к практической работе — на столах.
1. Найти в рассказе Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» три описания Пидорки. Прочитать их выразительно. Что и почему изменилось в Пидорке?
2. Найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором. Что интересного вы заметили?
3. Изменилось ли отношение автора к Пидорке? Что помогло вам это заметить?
4. Что хотел сказать автор судьбой Пидорки? Помогают ли описания героини это понять?
5. Сделайте вывод о роли портрета героини в рассказе, о роли ИВС в описаниях Пидорки.
6. Придумайте развёрнутые сравнения к понятиям “радость”, “грусть”, “свеча”, “роса”.
IV. Устная работа с текстом
(Нужно заметить, что в силу своей трудности этот вид работы проводится коллективно.)
Впервые Гоголь описывает Пидорку до трагических событий: “…Полненькие щёчки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только поднявшимся солнышком; что брови, словно чёрные шнурочки, какие покупают теперь для крестов и дукатов наши девушки у проходящих по сёлам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи…” Видно, что автор восхищается, любуется своей героиней, рисует её как восьмое чудо света. Для описания автор использует в основном развёрнутые сравнения, реже олицетворения и эпитеты. Следующие описания композиционно расположены во второй части рассказа — это время после свадьбы Пидорки и Петруся. Героиня сильно изменилась: “ни румянца, ни усмешки: изныла, исчахла, выплакались ясные очи” — ничего не осталось от образа чудной красавицы. Автор теперь скупо использует ИВС, только один эпитет и градацию, — чтобы описать горе, не нужны яркие, цветистые фразы. Выбор слов показывает изменившееся отношение автора к своей героине — восхищение сменилось жалостью. В третий раз Пидорку описывает проезжий казак: “…Видел в лавре монахиню, всю высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся…” В этом описании используется привычное, наполовину стёршееся сравнение. Это сравнение, с одной стороны, говорит о том, что казак равнодушен к предмету своего рассказа. С другой — показывает, как внутренние страдания отразились на внешности героини, сделав её практически неузнаваемой. Внешние изменения Пидорки не случайны: они говорят об изменении внутреннем, об изменении судьбы, в которой роковую роль сыграло нравственное падение её возлюбленного, продавшего душу дьяволу. В этом заветная мысль Гоголя: зло, совершённое человеком, имеет разрушительную силу. Петрусь убивает Ивася и получает всё, о чём мечтал, — богатство и Пидорку, но несчастлив, чувство греха, вины разрушают его нравственно и физически: от него после смерти не остаётся ничего, даже праха, только пустое место; несчастлива и Пидорка: исчезает её брат, свадьба вместо счастливой жизни приносит горе и страдания, после смерти мужа она идёт в монастырь замаливать грехи; умирает её отец; поэтому недопустим сговор с нечистой силой, иными словами, недопустимо добиваться своей цели любыми путями, нравственная неразборчивость разрушает человека.
V. Выводы
(После обсуждения записываются на доске учителем в виде опорных слов.)
1. Для портретного описания героини автор использует следующие изобразительно-выразительные средства: развёрнутые сравнения, олицетворения, эпитеты, градацию, причём уменьшает количество ИВС от первого к последнему описанию. Эти ИВС ярко рисуют внешний и внутренний образ героини.
2. Портретная характеристика передаёт изменяющиеся чувства автора к своей героине.
3. Портретные описания помогают передать мысль о недопустимости сговора человека со злом.
VI. Письменное самостоятельное выполнение заданий № 2, 3, 4, 5. Задание № 6 выполняется дома.
Особенно дорога мне практическая работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Она родилась в ходе обсуждения второй главы повести и создавалась самими детьми, я была их помощником. Возник вопрос: почему Гоголь столь подробно описывает дневную и ночную степь, ведь это описание только замедляет действие. Я предложила рассмотреть этот вопрос на практическом занятии, тему для которого учащиеся должны были сформулировать самостоятельно. Предложений было три: «Пейзаж в повести», «Роль образа степи в повести» и «Мастерство Н.В. Гоголя в изображении степи». В ходе обсуждения остановились на втором варианте: эта тема более конкретна, чем первая, но более широка, чем третья; третья тема станет одним из пунктов в раскрытии второй темы.
Следующий этап — формулирование целей работы. Первые цели родились сразу: выяснить, какими изобразительно-выразительными средствами создаёт Гоголь образ степи; выяснить, какова роль степи в произведении. Постепенно выстроили вопросы для достижения этих целей, решили, что будем использовать статьи учебника «Деталь и подробность», «Пейзаж», словарь литературоведческих терминов и литературный словарик, который заведён нами ещё в пятом классе. Обсудили вопросы. И тут выяснили, что упущено нечто важное, может быть, самое важное: каково авторское отношение к степи? Ведь и художественные приёмы, и расположение этого эпизода в повести — всё нужно, чтобы показать восхищение Гоголя красотой родной природы, её цельностью, гармонической слаженностью всех элементов и только потом помочь раскрыть характеры героев, их главную черту — патриотизм. Так появилась третья цель: выяснить, каково авторское отношение к степи.
Работа выполнялась долгое время, не раз я консультировала ребят. Но наградой мне были слова одной ученицы: “У меня такое чувство, будто бы мы завершили какое-то важное дело”.