Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Борис Мягков. РОДОСЛОВИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА. М.: АПАРТ, 2003. 400 с. |
У одного из современных поэтов как-то вырвались строчки, что-то вроде: “Не нужна писателю жена, а нужна писателю вдова”. Деяния знаменитой вдовы Михаила Афанасьевича Булгакова, Елены Сергеевны, хорошо известны, хотя до сих пор не вполне осознаны. Но не станем говорить здесь о ней, тем более, что она стала одной из героинь рассматриваемой книги.
Скажем о создателе «Родословия…», Борисе Сергеевиче Мягкове, к сожалению, недавно ушедшем (1938–2003). Ибо, как показывает история литературы, писатели всё же пусть не без труда, могут перебиться и без своей потенциальной вдовы. А вот без бескорыстных исследователей своего творчества писателю не обойтись, это правило без исключений. Не обойтись без таких, каким стал для булгаковедения инженер-химик Мягков.
Действительно, состояние этой отрасли истории литературы отнюдь не благостное. Уйма текстологических проблем. Недостаток квалифицированных комментариев. Междоусобицы среди почтенных булгаковедов-булгаколюбов. Чудовищный дилетантизм многих интерпретаций, потоком идущих в печать. Постоянные попытки утащить наследие Булгакова из литературы в сферы социокультурного кича. И т.д. и т.п.
Мягков с его поистине юношеской, страстно-свежей влюблённостью в булгаковское наследие мог бы среди всего этого и растеряться. А может, и точно бы растерялся — если бы не имел опыт исследователя-естествоиспытателя, химика — кандидата наук. Мягков объявил себя библиографом и в течение нескольких десятилетий собирал всё о Булгакове, постепенно готовясь к выпуску цикла книг «Михаил Булгаков и Москва». К сожалению, его тяжёлая болезнь не позволила этому замыслу осуществиться, но корректуру первой книги, «Родословия…» Борис Сергеевич успел выправить.
В ней описаны не только основные вехи биографии Булгакова, но и его родителей, братьев и сестёр, всех трёх жён и даже его тёщи “в третьей женитьбе”…. Это отмечаю без иронии, ибо Мягков, полагаю, именно в силу своей первой профессии решил отказаться от формального отбора в пользу полноты информации. В книге множество фотографий, в том числе никогда не публиковавшихся, при этом текст сопровождается остроумными рисунками известного книжного графика Михаила Златковского. Разумеется, последнее, выглядя прекрасно, плохо сочетается с научной строгостью. Равно как и отсутствие подробных ссылок на источники сведений. Но, как быстро заметит внимательный читатель, причина этого — не игра автора в сюжетное популяризаторство, а всего лишь вынужденная уступка требованиям издания. Его сделали рыночно броским (а значит, в чём-то облегчённым). При этом, по некоторым данным, тираж книги (4000) в продажу не пойдёт, а будет каким-то образом распространяться…
Завершают том библиография изданий «Мастера и Маргариты», аннотированная «Избранная библиография русских книг и отдельных изданий о жизни и творчестве М.А. Булгакова» и заметка Е.А. Яблокова, посвящённая памяти Бориса Сергеевича Мягкова.